В Москве с 17 по 20 июля пройдет фестиваль циркового искусства «Идол‑2025»
17 июля 2025
Музыкальный фестиваль на Урале как дань культурному наследию
16 июля 2025
Фестиваль культуры Латинской Америки и Карибского бассейна откроется в Москве
16 июля 2025
«Самый образованный в кино»: коллеги скорбят о смерти Александра Митты
14 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

29 октября 2024 13:38

Музыкальный театр и музей на одной сцене

Театр "Геликон-опера" поставил спектакль, посвящённый столетию Музея современной истории России.

Все фото: Антон Дубровский
Все фото: Антон Дубровский

Удивительное впечатление производили пространства "Геликон-оперы" в дни показа музыкально-драматического спектакля "Тайны дома со львами", созданного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Перемещаясь по ним, ты оказывался то в первых послереволюционных временах, когда проходил мимо духового оркестра, исполнявшего марши того времени, то поднимался по парадной лестнице, где тебя приветствовали пионеры, то попадал в шестидесятые годы с милыми продавщицами мороженого около телефонной будки тех лет, то вдруг натыкался на барахолку девяностых…



А в фойе Зимина традиционно проходила выставка, как это обычно бывает по случаю премьер. На этот раз плакатами из своих фондов поделился Музей современной истории России.
 
Спектакль "Тайны дома со львами" – это музыкально-литературное путешествие по реке времени, путешествие вместе с историей, которую хранит и показывает Музей современной истории России. Но начинается этот путь не с основания собственно музея в 1924 году, а с того исторического момента, когда здание музея было ещё дворцом графов Разумовских, чудом уцелевшим в пожаре 1812 года. И это драматическое время, с которого в спектакле отсчитывается время этого здания, обозначает фрагмент из оперы "Война и мир", а музыка Прокофьева звучит на фоне видеопроекции с бушующим пламенем горящей Москвы.

Надо заметить, что видеодизайн (Антон Трубин и Сергей Кисляцкий) наряду с графическим дизайном (Илья Янов) играют огромную роль в этом шоу (а спектакль выполнен именно как чрезвычайно яркое шоу, где органично сплелись и симфонизм, и оперное искусство, и танец, и цирк). Художники-постановщики спектакля Ростислав Протасов и Елена Шанович сделали основной акцент на графических и цветовых традициях эпохи советского авангарда – формах, красках и образах Малевича и Юона, раннего советского плаката. И эта стилистика распространяется не только на сценическое оформление, но и на полиграфию афиши, программок, билетов, оформление всего театрального пространства. А объединил все эти элементы в большое красочное шоу режиссёр-постановщик Илья Ильин.

 
Спектакль начинается с московского пожара – функционально этот эпизод играет роль чрезвычайно яркой увертюры. Но собственно история начинается с встречи завсегдатаев Английского клуба, который находился в этом здании с 1831 года – А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, П. Я. Чаадаева, И. А. Жуковского, И. А. Крылова, С. И. Мицкевича и их светской беседы, написанной, как и весь сценарий спектакля, Мариной Скалкиной. Автор не отказала себе в маленьких литературных удовольствиях вроде реплики одного из друзей в адрес Пушкина: "Солнце русской поэзии закатиться не может!" – изящный и печальный анахронизм с элементами чёрного юмора, если мы вспомним, что это перефразированные слова из извещения о смерти поэта, написанного В. Ф. Одоевским.

И вся эта беседа идёт на фоне музыки из оперы "Евгений Онегин" Чайковского, которая, помимо своей органичности, напоминает и о том, что название спектаклю дано самим Пушкиным в "Евгении Онегине" - "Балконы, львы на воротах…"
 
Следующей исторической вехой в спектакле стал 1913 год – год празднования трёхсотлетия правления Дома Романовых, событие, которое в спектакле символизирует хор "Славься" из "Жизни за царя" М. И. Глинки, а дальше начинается советский период, который и составляет основную часть истории и музея, и спектакля, посвящённого его юбилею.

 
Дальше музыкальными номерами с краткой литературной подводкой к ним обозначаются эпохи, которые в нашей истории хронологически достаточно точно позиционируются. И первая музыкальная остановка на этом историческом пути – это Маяковский как знак одной стороны этого времени, как символ бескомпромиссного авангарда, призывающего сбросить всё старое с корабля современности, и НЭП – с другой стороны, и это танго Карлоса Гарделя "Porunacabeza" в исполнении танцевального дуэта Юлии Ершовой и Никиты Кольцова.
 
Да, эпохи калейдоскопически сменяют одна другую – ещё не отзвучало танго, а на сцене уже хор в будённовках "Смело, товарищи, в ногу", а за ним уже и Бернард Шоу, с восторгом отзывающийся о Ленине, которому как бы отвечает сам Ленин со своей знаменитой граммофонной записи "Что такое Советская власть?". А в качестве художественного проявления деятельности ирландского классика звучит песня Элизы Дулитл из "Моей прекрасной леди" "Я танцевать хочу". И здесь маленькой, но изысканной вишенкой на торте стала реплика маэстро Валерия Кирьянова: он в этом номере поётэпизодическую партию служанки, приподнявшись на подставку и обернувшись в зал – всё-таки работа в хоре театра два десятка лет назад даром не прошла.

 
Как дирижёр-постановщик спектакля Валерий Кирьянов проделал огромную работу, исполнив большое количество стилистически очень разной музыки – от революционных песен до музыки Шостаковича и Прокофьева, от песен И. О. Дунаевского и Ежи Петерсбурского до киномузыки Андрея Петрова и Георгия Свиридова.
 
Перед зрителем менее чем за полтора часа прошла столетняя история, отображённая в экспозициях Музея современной истории России. Азавершается история, разумеется в наши дни, а иначе и быть не может, торжественной сценой с хором, российской символикой под хор из оперы Д. Тухманова "Царица" – музыкой, по стилистике напоминающей Гимн свободной России А. Гречанинова на слова К. Бальмонта, предложенный ими после Февральской революции 1917 года.



И этот изумительный по своей возвышенности и уровню пафоса финал завершился звуками колоколов геликоновской звонницы – гордости театра. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

«Жизнь между антрактами»: Театр на Юго‑Западе отметил юбилей спектакля «Портрет Дориана Грея»
В Москве с 17 по 20 июля пройдет фестиваль циркового искусства «Идол‑2025»
Фестиваль культуры Латинской Америки и Карибского бассейна откроется в Москве

В Москве

"Похождения повесы" на Большой Никитской, 19
В российских аэропортах вводят ограничения на полеты на фоне атак беспилотников
"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Новости театров
Полным ходом идет прием заявок на вторую премию Правительства Москвы в области частных театров «Арт-платформа».
Вчера 20:25
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона выступит с гастролями на Исторической сцене Большого театра России
17 июля 17:12
Искусство без границ: «Золотая Маска» впервые примет участие в VK Fest
17 июля 17:07
Большой театр завершит сезон прямой трансляцией оперы Прокофьева
16 июля 22:25
Петербургская Музкомедия представила мюзикл на музыку Гершвина
16 июля 20:00
В Театре кукол имени Образцова готовят премьеру "Фауста"
14 июля 17:26
В России впервые состоится Международная школа кукольников имени С.В. Образцова
12 июля 12:13
Никита Михалков вернет Михаила Ефремова на театральную сцену
10 июля 19:17
Союз театральных деятелей РФ провел режиссерскую лабораторию в Армении
10 июля 17:14
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть