Праздник "День Победы" пройдет в Остафьеве 9 мая
24 апреля 2025
"Улыбка Вселенной": Garda и "Роскосмос" объединили усилия для развития научно-технического творчества молодежи
24 апреля 2025
"Наступит лето": между атмосферой и монотонностью
24 апреля 2025
Братская без света и тепла
24 апреля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Небо в алмазах

На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по пьесе Жана-Батиста Мольера.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фото Галины Фесенко.
Фото предоставлены пресс-службой театра. Фото Галины Фесенко.

Впервые МГТ предоставляет свою сцену знаменитому французскому комедиографу XVII века. Причем на популярную и поныне тему обаятельного обольстителя. Ведь эгоистичные дон-жуаны, веками воспетые в народных легендах, рыцарских балладах, музыке, живут и здравствуют по сей день в нашем обществе, только носят другие костюмы. Но не всегда им все сходит с рук. В версии Губернского театра изначально безнравственный искатель приключений платит высокую цену за свое потребительское отношение к противоположному полу.

Постановщик спектакля, молодой режиссер Максим Меламедов, по-своему осмысливает классику, оставляя жесткий "скелет" сюжета, отсекая лишние детали, линии и  персонажи. Вечный конфликт добра и зла здесь решается столкновением лоб в лоб двух основных героев — статного красавца Дона Жуана (пластичный Антон Хабаров) и его преданного слуги, недотепы-очкарика Сганареля (женственный Михаил Шилов). Режиссер попытался увидеть нечто большее в циничном и неоднозначном герое, чье имя во всем мире давно стало нарицательным:
 
- Наш Дон Жуан – не просто обольститель женщин, циник и  обаятельный ловец умов, – говорит Меламедов. – Он, в первую очередь, человек сломленный, человек, который ни во что не верит: ни в людей, ни в любовь, ни в Бога, ни в черта. Но рядом с ним – преданный Сганарель, голос совести, спасающий, но не спасший. Мне кажется, что это главная тема, о которой сегодня хочется поговорить и поспорить без морализаторства – о прелести зла, о слабости добродетели, о нас, чья вера в Бога, в искусство, в человека, в любовь все время подвергается сомнениям и утратам. 

Фото Галины Фесенко
                
Эти сложные для сцены философские понятия постановщик ухитрился вместить в два часа активного действия (без антракта) в достаточно мрачной атмосфере (сценография Филиппа Шейна) и минорной, практически траурной музыке (композитор Андрей Александров). Тема смерти  становится к финалу основной и неожиданно принимает чарующие и страшные одновременно балетные формы (балерина Анастасия Теплинская).  
        
Но вкраплены тут и смешные моменты, и провокационные – все-таки жанр комедии обязывает. И это не только появление героя в семейных трусах. Уморителен, например, пластичный эпизод, когда герои надевают звериные маски-уши-рога и на сцену выходит Муж-олень (прекрасная работа Олега Курлова). С этого момента тема рогов становится как бы основным символом всей истории. Плюс деревянные бухгалтерские счеты, с которыми не расстается герой,  регулярным  щелчком записывающий туда очередную победу.


Фото Германа Жигунова 
 
- Мы живем в сложное время, когда  многие потеряли веру в себя, в высокое небо над головой, – считает режиссер. – Время всеобщего апокалипсиса… Мы опускаем руки и оправдываем зло. Почему – не знаю. Каждый ответит по-своему.  Именно о поиске "неба" наш спектакль, в котором мы столкнули энергию добра и зла.  Это столкновение мне хотелось сделать мощным. А зритель уже сам сделает вывод, с кем ему быть.  
        
Антон Хабаров, исполнитель роли Дона Жуана, знаком нам по роли Казановы в одноименном ТВ-сериале. В театре он переиграл также немало персонажей. Но о Доне Жуане давно мечтал и считает, что получить такую роль, – это подарок для артиста. Работа  длилась почти год.

Фото Германа Жигунова
 
-  С Максимом Меламедовым мы начали готовиться к работе за год до начала репетиций, – говорит Хабаров. – Максим талантливый режиссер, и работать в его рисунке – большое счастье. Здесь есть и мольеровский фарс, и настоящая трагедия – в финале страдающий человек. В своем тщеславии герой доходит до вседозволенности – ему кажется, что нет наказания ни за что. Но это его большая ошибка. А его слуга и друг Сганарель, наоборот, уверен, что существуют Небеса, есть душа, честь, совесть, что можно просто бескорыстно помогать людям. Наш спектакль – это притча про двух друзей, но в принципе это один человек.
 
...Циничный герой Хабарова неприятен, хотя и красив. Даже его жест, когда он постоянно откидывает волосы со лба, кажется нарочитым. Этот кавалер в белоснежной рубашке вызывает у зрителя отторжение просто на энергетическом уровне. И нам из XXI века кажется странным, что женщины так были послушны его воле. Поэтому его монолог о лицемерии общества воспринимается как оправдание  своего потребительского способа существования. Но "обнять небо" ему все-таки придется... 
       
В финале герой приглашает на танец даму в маске на пуантах — Девушку-Смерть. Ведь персонаж Хабарова в своем тщеславном угаре  решает, что все ему подвластно. Артист признается, что  его не страшил этот дуэт, хотя на страшную маску смотреть было все-таки неприятно... 

Фото Германа Жигунова
     
Кстати, роль брошенной  жены Эльвиры в спектакле играет жена Антона, Елена Хабарова. Она невероятно яркая комедийная актриса – у ее персонажа минимум слов, в отличие от текста Мольера, но максимум действия – совершенно уморительна сцена, когда она гоняется за неверным мужем с огромным топором в руках.  
     
Спрашиваю Елену, как уживаются под одной крышей две творческие личности.
 
-  Мы репетируем и дома, даже если разные спектакли, – смеется Хабарова. – А как иначе? Это наша профессия. Ведь актеры эмоциональные люди...  А Дон Жуан дает возможность  каждой женщине почувствовать себя особенной, любимой.  Моя Эльвира, конечно,  немного с ума сошла, но и она как женщина  благодарна герою, считая, что лучше испытать настоящие страсти, боль и радость, проживать настоящую жизнь. Пережив это все, женщины благодарны даже негодяю.... Кстати, в классической версии герой просто использует женщин, но в нашем случае дон Жуан помогает им ощутить красоту жизни... 

Фото Галины Фесенко 
        
Худрук МГТ Сергей Безруков напоминает, что Губернский театр зарождался как сцена, в основе которой лежит отечественная и мировая классика:
 
-   В нашей афише есть Пушкин, Чехов, Островский, Шекспир, Лопе де Вега, Стивенсон, а теперь появится и Мольер, – говорит Безруков. – Высокая комедия – это всегда вызов, проверка на уровень мастерства, потому что она требует от режиссера и актера легкости, точности, виртуозности в сочетании с серьезностью темы пьесы.

-  Я очень люблю такую режиссуру, когда комедия превращается в исповедальное творчество, когда это разговор о душе. И в этом спектакле мы не только радуем зрителя, смешим, хулиганим, но и заставляем задуматься о вечных вопросах.

Фото Галины Фесенко
       
В финале спектакля мы видим персонажей, шпаклюющих стены обветшавшего то ли дома, то ли храма. За этим видится особый смысл, некий духовный символ, как объяснил режиссер:
 
- Да, мы ремонтируем наше "небо", – говорит Меламедов. – Я уверен, что мы все, как в "Дяде Ване",  увидим "небо в алмазах". Хотелось бы эту печальную историю закончить тем, что сегодня пора нам всем пора символически взять в руки  молоток и шпатель. Во время хаоса надо работать, надо заниматься своим делом... 
        
Вот такой простой моральный смысл этого не самого простого спектакля... Может, и немного прямолинейно-дидактический... С этим можно и согласиться, и поспорить... 
        
- Идеально, если  спектакль потом продолжится обсуждением дома на кухне, – считает Меламедов. – Значит, мы попали…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Праздник "День Победы" пройдет в Остафьеве 9 мая
"Улыбка Вселенной": Garda и "Роскосмос" объединили усилия для развития научно-технического творчества молодежи
Анастасия Романова: «Когда зритель ждет — это успех!»

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть