Мы - привыкшие к нему, как к одному их тех самых "заложников" то ли жизни, а то ли смерти, к одному из тех самых наших охранителей, само присутствие которых на этом свете - как бы то ни было, но рядом с нами - делает нашу жизнь счастливее. Пока они есть, и пока они здесь, и нам не так страшно. Это, разумеется, удел лишь тех, кто был н а с т о л ь к о любим. А влюбленность в Караченцова – всех, без исключения, его популярность сегодня даже невозможно себе представить.
Теперь нам предстоит привыкнуть к тому, что его у нас больше нет…
Пластичный перфекционист
Караченцов был фантастически харизматичен. Проходных ролей у него не было. Невероятная для мужчины пластичность, унаследованная от мамы-танцовщицы, огненная энергия и сразу два амплуа – острохарактерного артиста и героя - обещали успешную карьеру в театре и в кино. Но главным было обаяние, которым он умел распоряжаться по свое усмотрению, как хотел. Но даже тогда, когда оно было отрицательным, не влюбиться в артиста было невозможно.
Фото: politeka.net
Такие очевидные баловни судьбы обыкновенно недисциплинированы и заносчивы. И работяги среди них встречаются редко. Караченцов был исключением. Отличник из Школы-студии МХАТ, он был принят среди самых лучших в труппу Театра Ленинского комсомола которому служил всю свою жизнь, доводил всякую работу до абсолютного перфекционизма, делая каждую роль по-настоящему заметной. Был ли это кот Базилио в "Золотом ключике" (одна из первых ролей артиста в театре еще при Анатолии Эфросе - и вот она, буквально животная пластика!) или Тиль (в одноименном спектакле уже Марка Захарова - первая большая роль Караченцова). Партнеры поражались его выносливости. И собранности ничуть не меньше. И ему потребовалось, конечно же, совсем немного времени, чтобы стать первой звездой театра на улице Чехова, как тогда называлась Малая Дмитровка. Уже в 70-е публика ходила на Караченцова, который, как сказал про него сегодня Захаров, "строил театр". Он был для артиста поистине "храмом искусства" и всегда на первом месте. А звездность… Чувством "звездности" он распоряжался, как и обаянием, по своему усмотрению. Как хотел.
Звезда Ленкома
Не будем лукавить. В ярчайшей в столице труппе Ленкома, собранной Захаровым, Караченцов был, бесспорно, первым. Достать билеты на спектакли с его участием вовсе не представлялось возможным. И в самых славных постановках, в легендарных мюзиклах "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось" опять играл он. И пел, и танцевал…
Фото: fishki.net
А после спектакля, "гуттаперчивым мальчиком", слетал в свой автомобиль, успевая на ходу подписать десятки программок у поклонниц. Среди них были и юницы с неумело и густо подведенными глазами, и матроны, оплакивающие житье, в котором никогда рядом с ними не будет их кумир. Но хоть на расстоянии… Хоть дотронуться рукой.
Герой с телеэкрана
Ну а вся страна знала Караченцова прежде всего по телеэкрану. Здесь первой большой ролью артиста был Бусыгин в "Старшем сыне" Александра Вампилова, где партнером молодого артиста выступил сам Евгений Леонов. Пронзительно и проникновенно сыграл Караченцов шалопая с модной стрижкой, сделав его способным на самые неподдельные чувства. Искренность, присущая самому Караченцову, делала и его героев реальными и живыми. Даже если это был Ури из детских "Приключений Электроника", колесивший на своем навороченном "байке" в поисках мальчика-робота, или хитрован Ким Фалеев из "Подпаска с огурцом" (одного из последних фильмов культового милицейского сериала "Следствие ведут знатоки"). Николай Караченцов любил любых своих героев, всех – от персонажа из озвученного им мультфильма или героя Жана-Поля Бельмондо, который всегда говорил голосом звезды из Ленкома – до самого Пушкина в "Романсе о поэте" или Петра Великого в "Тайнах дворцовых переворотов".
Фото: zirki.info
Человек-оркестр
За свою полувековую жизнь в искусстве Караченцов, кажется, успел сделать все. И все освоить. Он был весьма одаренным теннисистом и блистательно отплясывал степ. Держась в седле заправским наездником, мастерски фехтовал. Едва успев записать очередную аудиокнигу, уже бежал записывать диск песен, которые исполнял, используя весь арсенал вокальных данных. Невероятный вкус к жизни, обостренное ее чувствование - словно знал, что с ним случится и потому и стремился все успеть – и совсем не так часто встречающаяся в актерских кругах цельность, позволили Караченцову сделать очень много. И только обвенчался он со своей женой - актрисой Людмилой Поргиной – лишь после случившейся с ним страшной автокатастрофы. В "венчальном" храме во имя святого Симеона Столпника, что на Новом Арбате. Когда-то здесь сочетались браком граф Шереметев и Параша Жемчугова.
Фото: 1tvnet.ru
Вера в жизни артиста творила подлинные чудеса. Она позволила Караченцову выкарабкаться даже и после второй автокатастрофы. И вернуться в кино! Мало кто знает, что последний фильм – "Белые росы" - с участием артиста вышел на экраны совсем недавно, в позапрошлом году. А еще он продолжал выпускать диски со своим песнями, приезжал в родной театр, где 4 года тому назад так весело отмечали его юбилей…
Отказали почки… Рядом с такой жизнью, полной настойчивой и непримиримой борьбы, звучит едва ли не банально. Так что, быть может, просто пришло время расстаться. С грустью…