"Главную нашу сегодняшнюю благодарность я хочу выразить Михаилу Леонидовичу Анчарову…"
15 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 1.
15 апреля 2024
Леди Макбет из панелек…
14 апреля 2024
Пуританская честь и отрезанная голова
13 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 января 2017 12:00

Нонна Гришаева сыграла Джуди Гарленд в новой постановке "Последний луч радуги"

Международное театральное агентство "Арт-Партнер XXI" поставило на российской сцене пьесу Питера Куилтера "Последний луч радуги".

Фото: Международное театральное агентство "Арт-Партнер XXI"
Фото: Международное театральное агентство "Арт-Партнер XXI"

Получив перевод, выполнив адаптацию к менталитету зрителя, проделав серьёзную режиссёрскую работу и обновив музыкальное оформление, постановочная группа подготовила новую версию знаменитого "End of the Rainbow", в которой сыграли Нонна Гришаева, Сергей Марин и Сергей Шустицкий. Премьера антрепризы прошла 23 января на сцене Московского драматического театра им. А.С. Пушкина.

Питер Куилтер известен московскому зрителю по постановке Романа Виктюка "Несравненная!". И недавно, на этот раз театральным агентством, подготовлена новая работа – снова о непростой судьбе знаменитости. Режиссёром проекта стал Алексей Франдетти – в его случае можно было бы говорить о молодости и начинаниях, но, учитывая, какой успех его начинания сопровождал, это было бы неуместно.

Франдетти молодой режиссёр, но его работы уже отмечались крупными наградами и получили достаточно признания и среди зрителей, и у театральных критиков – по крайней мере, достаточно, чтобы перестать называть его "молодым режиссёром". Поэтому "Последний луч радуги" - самостоятельная работа, и каким бы не был соблазн делать скидки на жанр антрепризы или возраст режиссёра, допускать этого не стоит. Потому что тут всё серьёзней, чем может показаться.


Фото: Международное театральное агентство "Арт-Партнер XXI"

Пьеса рассказывает о судьба Джуди Гарленд – голливудской актрисы, звезды мюзиклов, Дороти из Канзаса: многие знают её, как героиню "Волшебника страны Оз". Эта роль принесла ей славу. А вместе со славой и проблемы – трудно, прославившись в возрасте семнадцати лет, сохранить, взрослея, амплуа очаровательного ребёнка из волшебной сказки. Джуди рано столкнулась с непосильным объёмом работы над репертуаром и над собой: семья и киностудии требовали в обмен на карьеру и успех большой самоотдачи, которая легко могла оказаться не по силам актрисе, ещё не вышедшей из подросткового возраста.

Джуди рано покинула родную семью, но замужество оказалось неудачным. Джуди Гарленд так и не обрела стабильного семейного счастья – у неё было пятеро мужей, с каждым из них, кроме Микки Динса, с которым Джуди прожила только несколько месяцев до своей гибели, брак, спустя некоторое время, распадался.

Но личные драмы – это ещё не всё, что мучило известную актрису. Она очень рано начала принимать стимуляторы, которые помогали ей оставаться в форме и справляться с непосильными графиками работы. Практически всю жизнь она оставалась зависимой от амфетамина и снотворных, которыми ей приходилось уравновешивать действие стимулирующих препаратов.

Как ни странно, физическое здоровье её не подводило, а вот психика сильно страдала – Джуди часто наблюдалась у врачей, подолгу пребывала в депрессиях, совершала попытки самоубийства и умерла от передозировки снотворным препаратом – из уважения к ней и благодря той известности, которую она имела, напрямую суицидом этот факт никто не назвал. Допустили, что тут имела место неосторожность.


Фото: Международное театральное агентство "Арт-Партнер XXI"

Такая обширная предыстория подводит нас к содержанию и специфике спектакля. Собственно, то, что мы увидим на сцене, заявлено в названии – художественно обыгранном переводе оригинального заголовка пьесы. "Последний луч радуги" - последние гастроли Джуди Гарленд, сильно измотанной и  мечтающей "начать всё с начала", исправить и исправиться. Её сопровождает молодой жених Микки, по совместительству – менеджер и директор.

Наивная вера героини в то, что впереди её ещё ждёт настоящее счастье и освобождение, её задорный оптимизм в начале спектакля задают драматический тон постановки. Намёки на зависимость, истеричные нотки, тяжёлое материальное положение – детали предопределяют, что счастливого финала не случится. И драма на самом деле разворачивается во всей своей красе и изобилии монологов.

На самом деле, то, чем постановка запоминается – это качество организации сценического пространства и проработка отдельных сцен. Символика окна и лестницы – в минуты отчаяния Джуди замирает на нижних ступеньках, не способная подняться; а у окна стоит под вспышками фотокамер – угрожая выпрыгнуть. Но раз окно традиционно символизирует надежду и освобождение, то в чём тогда надежда для Джуди Гарленд?


Фото: Международное театральное агентство "Арт-Партнер XXI"

Впечатляет визуальное оформление эпизода, в котором героиня вспоминает о детстве – одну за другой она перерезает верёвки воздушных шариков, и волшебство и праздник, которые всегда сопутствуют историям о детских годах, улетают прочь. У Джуди нет той тёплой памяти о родительском доме, которая поддерживает и придаёт сил в сложные времена.

Перебирать мизансцены "Последнего луча радуги" можно бесконечно, здесь же уместно упомянуть о живой музыке, которая однозначно украсила постановку. Артистичный вокал Нонны Гришаевой, знакомые мелодии – всё вместе складывается в некую атмосферу. Но что касается самого действия, оно оставляет впечатление незавершённости.


Фото: Международное театральное агентство "Арт-Партнер XXI"

Сложно разобраться, в чём тут дело. Актёры справлялись, драма – разворачивалась. Тут и любовь, и фортуна, и выдающаяся личность. А вот динамичным действие не назвать никак. На самом деле, и каким будет конфликт, и то, как он получит развитие, становится понятно с первых минут спектакля. И всё, что происходит остальные несколько часов, нас не удивляет. Да, это очень эстетично, качественно, артистично – но перипетии предсказуемы, и от этого следить за действием становится тяжело. 

Кроме того, сама ментальность постановки не совсем гладко ложится на отечественные культурные коды. Личность Джуди Гарленд - это захватывающий темперамент и истощение от постоянной работы. Тема одержимости своим делом – именно делом, а не некой абстрактной идеей, - это лейтмотив западного искусства. Отечественная культура идёт несколько иными путями и рисует в основном страдальцев за вечные и не очень ценности – если перебрать российскую классику, там будет очень мало героев, "сгоревших на работе" - грубо говоря, конечно. То есть, наша литература через конкретные образы всегда идёт к глобальным обобщениям.


Фото: Международное театральное агентство "Арт-Партнер XXI"

Судьба великой актрисы – это некий подвиг человека, который пытался преодолеть пределы человеческих физических возможностей, доказал, что способен на это, и за это дорого заплатил. А мораль – а морали здесь нет. Нет в том смысле, в котором мы привыкли её понимать – нет вывода для всех и каждого и нет урока о том, как правильно жить эту жизнь.

Эта история – замечательный пример индивидуализма, всё ещё для нас неприемлемого – здесь есть герой, есть его судьба, и нет глобального обобщения. Автор оригинальной версии приглашал зрителей насладиться красотой единственной искорки, жизни талантливого человека – Джуди Гарленд. Прочувствовать драму. Вместе с ней пройти этот путь от веры к отчаянию. И осознать её ценность и неповторимость. Но в чём же Джуди была права, а в чём ошиблась, сказать невозможно – и была бы она Джуди Гарленд, выбери она тихое счастье – неизвестно.


Фото: Международное театральное агентство "Арт-Партнер XXI"

Адаптировав пьесу для российской сцены, авторы постановки привносят момент обобщения, которого, как уже говорилось выше, не может быть в этой истории. Поэтому во время просмотра не покидает ощущение "несинхронного перевода" - как будто одновременно играют два произведения, и на первый план выходит то одно, то другое.

Безусловно красивая пьеса с достойной актёрской игрой всё-таки оставляет послевкусие художественной незавершённости, этакого непопадания в тональность. И не совсем ясно – то ли ты ждёшь от любовного треугольника и кризиса существования такой яркой личности чего-то большего, то ли, напротив, в постановку попытались вложить больше, чем было нужно. В результате всё, что происходит на сцене, смотрится достаточно тяжеловесным, на всём лежит отпечаток трагедии, которая поджидает нас в финале – и не срабатывает контраст легкомысленного веселья и ужаса расплаты, на котором, казалось бы, этот спектакль должен держаться. Легкомысленное изображено не было, а вот расплата кажется несколько утрированной – не с точки зрения факта, а в области авторского воплощения этого непростого мотива.

 

 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Главную нашу сегодняшнюю благодарность я хочу выразить Михаилу Леонидовичу Анчарову…"
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 1.
Леди Макбет из панелек…

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть