Что же необходимо для этого культурологического прорыва? Формирование стилистического разнообразия. К сожалению, многие театральные школы, успевшие “забрендоветь”, обретая свое лицо и стиль, теряют тягу к поиску и эстетическому разнообразию. Именно поэтому возникла необходимость создания качественно нового фестиваля, открывающего молодые имена, свежий литературный материал.
На фестивале “Сухановка” была возможность охватить различные тематические направления: известный драматург Елена Исаева детально разобрала пьесы молодых авторов. Поэт, актер и драматург Влад Маленко, многофункциональный в своей деятельности, провел мастер-класс, озвучив секреты закулисной жизни и ответив собравшимся на ключевой вопрос: как актеру или драматургу убедить режиссера принять то или иное предложение по формированию сцены. Помимо этого, из первых уст прозвучала басня “Ондатра в театре”, в аллегорической форме дающая представление молодым драматургам о том, что такое истинное “закулисье” без купюр.
Влад МаленкоС режиссером, актером и директором театра Андреем Шкаловым состоялась многочасовая концептуальная беседа о том, каким образом молодому драматургу продвигать пьесу. Были озвучены конкретные шаги, пройдя которые, автор в течение года, сможет увидеть свою пьесу на сцене театра. Данный вопрос волнует каждого начинающего драматурга, и конкретно сформулированные тезисы можно смело считать прямым указанием к действию.
Андрей Шкалов
Актер театра “Содружества актёров Таганки” Владимир Завикторин предложил на суд зрителей фрагмент из спектакля о Сергее Есенине, наглядно продемонстрировав, что создание драматургической конструкции на базе стихотворных произведений – неимоверно интересная и трудоемкая работа с литературным материалом.
Похожую тенденцию – формирование фабульной истории на основе стихов – продолжил и “Московский театр поэтов” под художественным руководством Влада Маленко: Арсений Молчанов (творческий псевдоним – Арс-Пегас) прочитал свою трилогию о современной поэзии (из которой уже можно выделить драматургический переход – от “Это современная поэзия, детка!” до “Это современная поэзия, дед!”), успев поделиться с собравшимися секретами организации литературных вечеров в формате экспресс-лекции.
Арсений Молчанов (Арс-Пегас)
Затем крикливый Арс-Пегас выдал собравшимся свою метрополитен-трилогию, которая была органично зарифмована с поэзией Анастасии Молчанов о подлодке “Курск” – подобным образом выстраивается драматургическая линия “земля”–”вода”. Также свои стихи прочитали следующие резиденты “Московского театра поэтов”: Александр Антипов, Иван Купреянов и Рина Иванова.
Ключевым событием явилась постановка пьес, прошедших отбор “Филатов-Феста” и попавших в шорт-лист “Сухановки”. Актеры создали очень четкие театральные эскизы, исполнив отрывок из жанровой веселой пьесы Вениамина Борисова “Почему бы и нет?” на невеселую тему исчезновения кинотеатров. Кстати, эта пьеса была написана к Году кино и уже с весны 2016 года благополучно идет на сцене МОТЮЗ “Царицыно”.
Пьесу “Трабахарка” Павла Соколова также можно считать “событийной” – по случайному стечению обстоятельств произведение, посвященное испанской войне 1936 года, было прочитано в год юбилея начала этой войны, в которой советские люди добровольно принимали активное участие.
Постмодернистская пьеса “В зале есть врач?” Елизаветы Трусевич (призер “Филатов-Феста”-2015) показала, что профессии врача и писателя имеют одинаковый функционал (по фабуле умирающему Пушкину делает успешную операцию врач Чехов, а смертельно больного Чехова оперирует Булгаков). В начале и в конце пьесы звучит “Клятва Гиппократа”, но если вначале эта клятва воспринимается с медицинской точки зрения, то в финале – все тезисы клятвы звучат именно в литературном контексте – и озвученная клятва становится клятвой писателей перед читателями.
В пьесе Елизаветы Трусевич умирающий Булгаков обращается к зрителю: “В зале есть врач?..” Отзовется ли некий драматург на этот призыв?... Ответ на сей животрепещущий вопрос зависит от фестивалей, подобных “Сухановке”, на которой звучат имена молодых и смелых драматургов, готовых лечить современный театр.