Какой эксклюзивный подарок можно сделать?
26 января 2023
Юрий Башмет – 70! Альтист-артист и его жизнь.
26 января 2023
Крапивна. Все в прошлом.
25 января 2023
В рязанском Солженицын-центре открывается выставка памяти эсерки Натальи Климовой
25 января 2023

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Премьера «Невольниц» в Театре Сатиры

Специально для "Ревизора.ru".

© Фото: Вера Юрокина
© Фото: Вера Юрокина

Этот спектакль по подзабытой пьесе Александра Островского приурочен к 200-летию со дня рождения классика русской драматургии. И тем интересней — ведь пьеса 1881 года нечасто ставилась на российской сцене.  Она совсем не из числа хрестоматийных вроде «Грозы» или «Бесприданницы».  Однако сегодня ее сюжет снова актуален— это опять о деньгах и любви, настоящей и мнимой. О нас с вами. О том, насколько мы нелепы и смешны в своих фальшивых грезах и претензиях.

Герою — богатому предпринимателю Стырову (Андрей Анкудинов) -  за пятьдесят.  В позапрошлом веке это считалось глубокой старостью, не смейтесь. Жена его Евлалия  (Любовь Козий)  на двадцать лет моложе. И конечно, у  нее  несколько иные интересы, вне поля зрения мужа.Она влюблена (или думает, что влюблена) в подчиненного мужа, молодого красавца Мулина (Артем Минин), который не так прост, как кажется.  Муж уезжает, как бы сейчас сказали, в деловую командировку, неосторожно поручая помощнику опекать жену.  Чему тот совсем не рад — в отличие от нее.  Вот такой треугольник  с острыми углами нарисовал великий драматург...

- Мой герой — человек обстоятельный, — говорит  Андрей Анкудинов. Он бизнесмен. Знает, как сделать так, чтобы сделка выгорела. И свой брак Стыров рассматривает как еще одну удачную инвестицию, пытаясь просчитать каждый свой шаг по отношению к жене..

В патриархальной России поэтому драма Отелло невозможна. А вот драма купца,  который дорого  заплатил за товар, но тот уходит у него из рук — пожалуйста.  Но случай тут не совсем типичный. Стыров терпит семейное банкротство,  но проходит  его с редким достоинством, не давая волю чувствам.  Его неожиданное благородство  в финале — он дает свободу жене — вызывает невольное уважение. 
 
Тут уж поистине «дельфин и русалка не пара».  Русалку Евлалию Любовь Козий  играет темпераментно, ярко,  сочными мазками. Обольщая изменщика Мулина, она в пускает  вход весь дамский арсенал — от томных взоров до откровенных поз в фольговой перине...  Правда, ее переход от влюбленного ангела к разочарованной фурии несколько неожиданен. Как от поэзии к прозе. В финале Евлалия выдает свою правду о муже:

-  Он купил меня, как невольницу, он оскорбляет меня недоверием, поручает пьяному лакею надзор за мной! Жалеть его было бы притворством с моей стороны.

-  Мы часто придумываем свою любовь и наделяем наш объект несуществующими достоинствами, - говорит Любовь Козий. -  В результате наслаждаемся и упиваемся этим вымышленным чувством и ждем, чтобы наш герой соответствовал этой фантазии. То есть любим не человека, а нашу любовь к нему. Но жизнь всегда богаче любых фантазий, а столкновение с реальностью порой невероятно драматично. Наш спектакль о потере ложных иллюзий. И с моей точки зрения хорошо, что получается рассказать об этом смешно, не называя трагедеией то, что ею не является...

Сценография (художник-постановщик и художник по костюмам  Евгения Шутина) более чем аскетичная — помост, стулья,  столик... Вокруг - облака сверкающей фольги  и  нарядные подарочные коробки с бантами  — символы презентов любимой жене от любящего мужа.. .Все очень условно. Как и костюмы героев — они одеты вполне современно и в то же время с колоритом позапрошлого века... Такое деликатное осовременивание.

Кстати, о прошлом. Когда-то в 1883 году в Малом театре Евлалию играла сама Мария Ермолова. Через пять лет в Александринском театре — Мария Савина. В 1972 году в московском Театре им. А.С.Пушкина — Вера Алентова. Но это было совсем другое прочтение пьесы, более трагикомическое. 

А спектакль в Сатире —  чистая комедия, условное действо, смесь фарса с комедией дель арте. Спектакль  притом тонкий, ироничный, многоголосный.  Здесь все обманывают всех, коварство и интриги правят бал, логика и совесть забыты начисто, в почете манипуляции и война полов... И балаган этот уморительно смешной — настолько отточены мизансцены, жесты и даже взгляды героев... В этом, кстати, большая заслуга и композитора Алексея Айги, чья музыка в спектакле просто завораживает, и хореографа Сергея Землянского, поставившего отточенные танцы (особенно тут впечатляет вальс героя со ...стулом). 
 
  • Вся пьеса построена на противостоянии мужского и женского , - говорит худрук театра сатиры Сергей Газаров. - В процессе работы открывается много неожиданного: любовь и благосклонность оказываются капризами и желанием обладать, преданность превращается в спекуляцию и выдается за служение во благо. И с каждой минутой все это становится все более абсурдным, все более фарсовым.
 
Режиссер Михаил Мокеев считает эту пьесу Островского «невероятно интересной и современной». Приступая к работе, он хотел разобрать ее «буквально на атомы». И это ему удалось - со всей контрастностью и фантасмагоричностью комедии дель арте. Актерские атомы кружатся в этом спектакле с невероятной энергией, складываясь, как снежинки, в красивую, стремительную, хотя и немного пугающую молекулу со слоганом «Охота пуще неволи». Во все времена. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Какой эксклюзивный подарок можно сделать?
Александр Гуреев: "Двигатель джаза, его генератор – это импровизация. Куда она дальше приведёт?"
Юрий Башмет – 70! Альтист-артист и его жизнь.

В Москве

Встреча с театром
В Москве пройдет спектакль "Рабочий и колхозница. Гала. 85 лет любви"
Прогулка по цехам: музыкальная переквалификация
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть