В поисках "Фантастики". На экраны выходит анимационная комедия для всей семьи "Братья Медведи. Тайна трех миров"
13 сентября 2019
Четвертый фестиваль музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" начинает работу
12 сентября 2019
Владимир Дашкевич: мастер симфонии
12 сентября 2019
Всероссийский оркестр по всей России
11 сентября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

1 декабря 2016 9:09

Разрушая “четвертую стену”

В некоторых актерских и режиссерских кругах принято считать, что уличный театр в России умер, так и не успев окрепнуть. Но обилие ярких самобытных коллективов, собирающих на площадях тысячи поклонников, говорит об обратном. Чем же уличный театр живет сегодня.

Автор: Ревизор.ru
Фото: Платоновский фестиваль
Фото: Платоновский фестиваль

Уличный театр – явление, о возрасте которого, как и элегантную женщину, лучше не спрашивать – никакой конкретной информации все равно не получите. Но несмотря на хронологическую неопределенность, исследователи убеждены: все началось с Древней Греции.

Площадные спектакли стали прообразом того, что в последствие приобрело черты клоунады и фарса в Средневековье. Затем развитие жанров уличного театра помчалось, точно тройка гнедых: площадные гуляния, языческие пляски, вертеп, после – комедия дель арте, пантомима, карнавал, ближе к современности – хэппенинг, перфоманс, флешмоб, аудиоспектакль. Сращивая воедино жонгляж, танец, вокальное искусство, фаер-шоу, бокинг, мистерию и многие другие околотеатральные жанры – образуется культура современного уличного действа.

Фото: МОЁ!

Основа любого представления – импровизация, активное взаимодействие с публикой, отсутствие конкретного сценария. В спектакле, сценой для которого становится площадь или проспект, наравне с артистами играют солнечный свет, ветер, небо, естественный шум, и самое главное – зритель. Все это провокация, оппозиция классическим канонам, попытка разбудить спящее внутри человека умение удивляться и вливаться в творческий процесс. Уличный театр – зеркало, в которое каждый участник представления всматривается и обнаруживает новые черты.

Методы площадного спектакля оказали влияние на развитие “эпического театра” Брехта в середине 20 века. Разрушение так называемой незримой “четвертой стены” на краю сцены сблизило зрительный зал и артистов, а принцип “отчуждения”, отстранения актера от заданного образа, позволил добиться большего реализма в постановках. Режиссер использовал комментарий, декламацию, пение, пластику, видеоряд – традиционные элементы уличного театра - чтобы отказаться от однолинейности действий в предлагаемых обстоятельствах. Все это делалось для того, чтобы зритель мог видеть событие не только таким, как оно есть, но и каким бы оно могло бы быть. Брехт был убежден, что “на сцене … место лишь живым людям, людям во плоти и крови, со всеми противоречиями, страстями и поступками”. И уличному театру это свойственно в высшей степени.

Фото: МОЁ!

В нашей стране осознанные попытки облагородить уличный балаган начались в годы революции, когда шла тотальная перекройка лоскутного одеяла общественных идеалов. Ежегодно в ноябре проводились так называемые “политические карнавалы”, пропагандирующие новый строй и перечеркивающие идеи прошлого. Самым известным уличным спектаклем, собравшим десятки тысяч зрителей, стало “Взятие Зимнего дворца”, воплощенное под руководством Николая Евреинова. Для зрителей подобные стихийные действа, как и “Мистерии мирового труда, “К мировой коммуне” и другие, не просто зрелище, а предвестье новой жизни, расцвета. Неотъемлемой спутницей уличных представлений отныне стала идеология.

Но с 30-х годов развитие театра затормозилось. Отечественную публику ждало полвека тишины. Сталинские репрессии, война, “оттепель” и далее по тексту – не способствовали творческим экспериментам. Дело сдвинулось с мертвой точки только в конце 70-х. С легкой руки выпускника Куйбышевского института культуры Александра Калашникова появился драмкружок, а затем полноценная студия “БУМ”, давшая старт возрождению уличного театра. Благодаря инициативе режиссера вспыхнул бенгальским огнем масштабный фестиваль “Бумборамбия” в городе Кузнецк. Он объединил под творческим крылом коллективы из разных уголков России, СНГ и стран Балтии. На единой площадке нашлось место самодеятельности, пластическим спектаклям, пантомиме, цирковым школам и модерн-группам. К началу нулевых театральные фестивали лавиной захватили публику: Всемирная театральная Олимпиада, “Театральная весна”, архангельский фестиваль творческих объединений – активно приобщали зрителя к уличному представлению.

Фото: МОЁ!

На сегодняшний день каждый крупный город может похвастаться наличием коллективов, зажигающих карнавальные огни и создающих искусство буквально из воздуха. “Странствующие куклы господина Пэжо” из Санкт-Петербурга, “Высокие братья” и “Огненные люди” из Москвы, “Paranorma” из Краснодара, “Бусё” из Нижнего Новгорода и многие другие – словно стеклышки в пестром калейдоскопе культуры нашей огромной страны. Они предлагают искушенному зрителю масштабные огненные шоу, акробатические номера на воздушных полотнах, провокационные перфомансы, выступления ходулистов и бокеров и многое другое. Все, на что способна фантазия, воплощается в жизнь и приобретает причудливые формы. Начинает казаться, будто, наконец-то, наступил новый виток в истории театральной жизни. А что же на самом деле?

Фото: 365mag.Ru

Сейчас коллективы нечасто выходят на улицы ради искусства. К слову “театр” добавляется коварная приставка “шоу”, а естественное желание заработать уводит творчество в дебри коммерции. Вектор развития меняет направление: корпоративы, свадьбы, дни рождения и другие частные мероприятия становятся новой площадкой для творческой импровизации. Актерство уступает дорогу аниматорству, а спектакли превращаются в безликие костюмированные шоу. Уровень мастерства и профессионализма часто никого не интересует. Если в Европе активное финансирование и спонсорство помогают коллективам и артистам-одиночкам развиваться, не беспокоясь о заработке, то у нас же, несмотря на благодарную публику, готовую наполнить протянутую шляпу купюрами, – единственный способ выживания – продажи своих услуг и сотрудничество с event-агентствами. Потому смысловой контекст отходит в сторону, выступления становятся похожими на разношерстный набор концертных номеров. Театр должен оставаться театром, но сохранится ли при таком подходе самобытность, оригинальность и, самое главное, творчество?

Фото: МОЁ!

Безусловно, какие бы земные заботы не сбивали развитие уличного театра с нужного русла, он все равно остается искусством с большой буквы. Говорить с публикой напрямую – пусть даже используя буффонаду и гротеск – сегодня необходимо как никогда. Артист эпатирует, встряхивает, пытается достучаться до зрителя с помощью одних эмоций и актерского мастерства. Поэтому так важно – разрушать “четвертую стену” между героем и массами, вовлекать в творческий процесс, пробуждать. Под маской беззаботной радости, клоунады, фарса часто скрыто нечто большее – правда о нас самих. И эта правда становится осязаемой, когда мы соприкасаемся с прекрасным. Ведь любое качественное представление, в рамках сцены или под открытым небом, - есть разговор о сокровенном, приближающий нас к совершенству.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Русский прорыв в Москве. Егор Летов в "Программе А"
Четвертый фестиваль музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" начинает работу
В поисках "Фантастики". На экраны выходит анимационная комедия для всей семьи "Братья Медведи. Тайна трех миров"

В Москве

Встреча через столетие. Капелла имени Юрлова и Оркестр имени Осипова в гала-концерте к юбилею первого совместного выступления
В Театре Олега Табакова открыли новый сезон
Московский театр "Школа современной пьесы" открыл 31 сезон
Новости театра
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть