Пройти просеку — в Музее Победы состоялась премьера фильма Федора Попова "Коридор бессмертия"
26 апреля 2019
Петр Тодоровский: какая чудная игра!
24 мая 2019
"Нано-опера", день четвёртый, финал. Массовые сцены.
24 мая 2019
Сиятвинда, "Моцарт и Сальери" в гостях у "Солистов Москвы"
23 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

1 декабря 2016 9:09

Разрушая “четвертую стену”

В некоторых актерских и режиссерских кругах принято считать, что уличный театр в России умер, так и не успев окрепнуть. Но обилие ярких самобытных коллективов, собирающих на площадях тысячи поклонников, говорит об обратном. Чем же уличный театр живет сегодня.

Автор: Ревизор.ru
Фото: Платоновский фестиваль
Фото: Платоновский фестиваль

Уличный театр – явление, о возрасте которого, как и элегантную женщину, лучше не спрашивать – никакой конкретной информации все равно не получите. Но несмотря на хронологическую неопределенность, исследователи убеждены: все началось с Древней Греции.

Площадные спектакли стали прообразом того, что в последствие приобрело черты клоунады и фарса в Средневековье. Затем развитие жанров уличного театра помчалось, точно тройка гнедых: площадные гуляния, языческие пляски, вертеп, после – комедия дель арте, пантомима, карнавал, ближе к современности – хэппенинг, перфоманс, флешмоб, аудиоспектакль. Сращивая воедино жонгляж, танец, вокальное искусство, фаер-шоу, бокинг, мистерию и многие другие околотеатральные жанры – образуется культура современного уличного действа.

Фото: МОЁ!

Основа любого представления – импровизация, активное взаимодействие с публикой, отсутствие конкретного сценария. В спектакле, сценой для которого становится площадь или проспект, наравне с артистами играют солнечный свет, ветер, небо, естественный шум, и самое главное – зритель. Все это провокация, оппозиция классическим канонам, попытка разбудить спящее внутри человека умение удивляться и вливаться в творческий процесс. Уличный театр – зеркало, в которое каждый участник представления всматривается и обнаруживает новые черты.

Методы площадного спектакля оказали влияние на развитие “эпического театра” Брехта в середине 20 века. Разрушение так называемой незримой “четвертой стены” на краю сцены сблизило зрительный зал и артистов, а принцип “отчуждения”, отстранения актера от заданного образа, позволил добиться большего реализма в постановках. Режиссер использовал комментарий, декламацию, пение, пластику, видеоряд – традиционные элементы уличного театра - чтобы отказаться от однолинейности действий в предлагаемых обстоятельствах. Все это делалось для того, чтобы зритель мог видеть событие не только таким, как оно есть, но и каким бы оно могло бы быть. Брехт был убежден, что “на сцене … место лишь живым людям, людям во плоти и крови, со всеми противоречиями, страстями и поступками”. И уличному театру это свойственно в высшей степени.

Фото: МОЁ!

В нашей стране осознанные попытки облагородить уличный балаган начались в годы революции, когда шла тотальная перекройка лоскутного одеяла общественных идеалов. Ежегодно в ноябре проводились так называемые “политические карнавалы”, пропагандирующие новый строй и перечеркивающие идеи прошлого. Самым известным уличным спектаклем, собравшим десятки тысяч зрителей, стало “Взятие Зимнего дворца”, воплощенное под руководством Николая Евреинова. Для зрителей подобные стихийные действа, как и “Мистерии мирового труда, “К мировой коммуне” и другие, не просто зрелище, а предвестье новой жизни, расцвета. Неотъемлемой спутницей уличных представлений отныне стала идеология.

Но с 30-х годов развитие театра затормозилось. Отечественную публику ждало полвека тишины. Сталинские репрессии, война, “оттепель” и далее по тексту – не способствовали творческим экспериментам. Дело сдвинулось с мертвой точки только в конце 70-х. С легкой руки выпускника Куйбышевского института культуры Александра Калашникова появился драмкружок, а затем полноценная студия “БУМ”, давшая старт возрождению уличного театра. Благодаря инициативе режиссера вспыхнул бенгальским огнем масштабный фестиваль “Бумборамбия” в городе Кузнецк. Он объединил под творческим крылом коллективы из разных уголков России, СНГ и стран Балтии. На единой площадке нашлось место самодеятельности, пластическим спектаклям, пантомиме, цирковым школам и модерн-группам. К началу нулевых театральные фестивали лавиной захватили публику: Всемирная театральная Олимпиада, “Театральная весна”, архангельский фестиваль творческих объединений – активно приобщали зрителя к уличному представлению.

Фото: МОЁ!

На сегодняшний день каждый крупный город может похвастаться наличием коллективов, зажигающих карнавальные огни и создающих искусство буквально из воздуха. “Странствующие куклы господина Пэжо” из Санкт-Петербурга, “Высокие братья” и “Огненные люди” из Москвы, “Paranorma” из Краснодара, “Бусё” из Нижнего Новгорода и многие другие – словно стеклышки в пестром калейдоскопе культуры нашей огромной страны. Они предлагают искушенному зрителю масштабные огненные шоу, акробатические номера на воздушных полотнах, провокационные перфомансы, выступления ходулистов и бокеров и многое другое. Все, на что способна фантазия, воплощается в жизнь и приобретает причудливые формы. Начинает казаться, будто, наконец-то, наступил новый виток в истории театральной жизни. А что же на самом деле?

Фото: 365mag.Ru

Сейчас коллективы нечасто выходят на улицы ради искусства. К слову “театр” добавляется коварная приставка “шоу”, а естественное желание заработать уводит творчество в дебри коммерции. Вектор развития меняет направление: корпоративы, свадьбы, дни рождения и другие частные мероприятия становятся новой площадкой для творческой импровизации. Актерство уступает дорогу аниматорству, а спектакли превращаются в безликие костюмированные шоу. Уровень мастерства и профессионализма часто никого не интересует. Если в Европе активное финансирование и спонсорство помогают коллективам и артистам-одиночкам развиваться, не беспокоясь о заработке, то у нас же, несмотря на благодарную публику, готовую наполнить протянутую шляпу купюрами, – единственный способ выживания – продажи своих услуг и сотрудничество с event-агентствами. Потому смысловой контекст отходит в сторону, выступления становятся похожими на разношерстный набор концертных номеров. Театр должен оставаться театром, но сохранится ли при таком подходе самобытность, оригинальность и, самое главное, творчество?

Фото: МОЁ!

Безусловно, какие бы земные заботы не сбивали развитие уличного театра с нужного русла, он все равно остается искусством с большой буквы. Говорить с публикой напрямую – пусть даже используя буффонаду и гротеск – сегодня необходимо как никогда. Артист эпатирует, встряхивает, пытается достучаться до зрителя с помощью одних эмоций и актерского мастерства. Поэтому так важно – разрушать “четвертую стену” между героем и массами, вовлекать в творческий процесс, пробуждать. Под маской беззаботной радости, клоунады, фарса часто скрыто нечто большее – правда о нас самих. И эта правда становится осязаемой, когда мы соприкасаемся с прекрасным. Ведь любое качественное представление, в рамках сцены или под открытым небом, - есть разговор о сокровенном, приближающий нас к совершенству.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Нано-опера", день четвёртый, финал. Массовые сцены.
Сиятвинда, "Моцарт и Сальери" в гостях у "Солистов Москвы"
День города в Санкт-Петербурге: программа мероприятий

В Москве

Петр Тодоровский: какая чудная игра!
Поющие (не) в унисон. Премьера в театре Маяковского
"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.
Новости театра
Волковскому театру в Ярославле присвоят статус особо ценного объекта культурного наследия
Вчера 18:20
Рязанский театр драмы вернулся из Тамбова с регалиями
22 мая 15:30
Лариса Луппиан официально стала худруком Театра имени Ленсовета
22 мая 15:00
С 28 мая по 5 июня в Москве пройдёт III международный фестиваль театральных школ стран БРИКС
21 мая 17:00
В Московском академическом театре им. Вл. Маяковского 21 и 22 мая пройдут премьерные показы спектакля "Московский хор"
21 мая 0:00
Театр на Малой Бронной представит одну из известных сказок Оскара Уайльда - "Кентервильское Привидение"
18 мая 0:00
В чеховском фестивале примет участие театр из Челябинска
18 мая 0:00
ХХ международный театральный фестиваль "Мелиховская весна-2019" открывается 18 мая
17 мая 18:00
Лариса Луппиан, супруга Михаила Боярского, назначена художественным руководителем театра имени Ленсовета
17 мая 12:19
18 мая МОГТЮЗ представляет премьеру - спектакль "Маленький Принц"
17 мая 11:15
Прощание со спектаклем. 11 и 12 июня в Театре Наций пройдут последние представления музыкального перформанса "Я говорю, что люблю тебя"
16 мая 15:07
В Театре "Школа драматического искусства" стартовала программа Дебют в #ШДИ
15 мая 15:12
В день рождения Михаила Булгакова на сцене МХТ им. А.П. Чехова состоится премьера спектакля "Бег"
15 мая 0:00
В МХАТ им. М. Горького началась работа по реконструкции легендарного спектакля "Синяя птица"
14 мая 15:37
13 мая в 14:00 на Цветном бульваре состоится открытие выставки в рамках XIV международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
13 мая 11:38
17 мая в театре "Ромэн" пройдёт юбилейный вечер Екатерины Жемчужной
13 мая 11:22
Не стало актрисы Малого театра Нелли Корниенко
10 мая 23:29
Министерство культуры наградило главного редактора портала Ревизор.ru Дениса Кириса
8 мая 16:34
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть