В Москве с 17 по 20 июля пройдет фестиваль циркового искусства «Идол‑2025»
17 июля 2025
Музыкальный фестиваль на Урале как дань культурному наследию
16 июля 2025
Фестиваль культуры Латинской Америки и Карибского бассейна откроется в Москве
16 июля 2025
«Самый образованный в кино»: коллеги скорбят о смерти Александра Митты
14 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Рецензия впечатлительного человека. Спектакль "Один день в Макондо".

Специально для "Ревизора.ru".

Спектакль "Один день в Макондо". Все фото с официального сайта СТИ
Спектакль "Один день в Макондо". Все фото с официального сайта СТИ

Бесконечно можно смотреть на три вещи: на огонь, воду — и спектакль "Один день в Макондо" в Студии театрального искусства (СТИ), трудами которой Москва на целый выходной превращается в вымышленный колумбийский городок — тоже на букву "М". Стремительная жизнь столицы замедляет свой бег, гость выключает мобильный телефон — и ему открываются секреты злополучного семейства Буэнди́а, в маленьком мире которого возможно всё. Даже зоологический бордель.

Спектакль "Один день в Макондо" длится более 9 часов: согласно афише, начало — в 13:00, а окончание — около 22:00, что на театральном языке значит "ближе к 23 часам". Ведь в Макондо времени нет, и даже в субботу чувствуешь холодное дыхание понедельника: дня, который остаётся понедельником и во вторник, и в среду. Подле меня сидела зрительница, приехавшая на знаковую постановку СТИ из другого города центральной России: она дождалась финала, несмотря на то, что видела спектакль уже второй раз и рисковала опоздать на поезд. Но это, определённо, стоило того: по её собственному признанию, она, будучи психологом, сама приобретала билет с терапевтической целью. А постановка столь эпична по объёму, столь многогранна по совокупности реализованных в ней режиссёрских решений, что у каждого что-нибудь да откликнется в сердце.
 
Те, кто не читал роман "Сто лет одиночества" Г. Г. Маркеса, инсценировка которого легла в основу спектакля, и боится вдруг изобилия имён, которые невозможно запомнить: не откладывайте визит в театр! В постановке учтён этот момент: иначе бы вряд ли в ней фигурировал комический эпизод, где Урсула безуспешно втолковывает своему сыну Аурелиано его запутанную родословную — из-за одного только, что в разговоре зашла речь про Аурелиано Второго. Похоже, создателей не обошли стороной латиноамериканские мыльные оперы 1990-х.
 
Режиссёром спектакля выступил Е. М. Перегудов, с недавних пор — художественный руководитель театра им. Маяковского. И тем забавнее, что сейчас в качестве одного из действующих лиц, который приносит нужные музыкальные инструменты членам оркестра и вообще выступает серым кардиналом сцены (например, помогает одному из персонажей стоять "над" открытой дверью, но затем оказывается разоблачённым, потому что дверь непредвиденно захлопывают), выступает человек в фирменной майке сотрудника театра Маяковского. Такого рода шутка — не просто нативная реклама (которую, благо, режиссёр может себе позволить: г-н Перегудов является выпускником мастерской С. В. Женовача, худрука СТИ), а наглядное подтверждение тому, что постановка, которую создатели характеризуют как череду "искромётных импровизаций и оригинальных этюдов", по-настоящему живёт, обрастая новыми смыслами с 2018 года. Вопреки колоссальному для современного театра хронометражу, зрителю не дают заскучать ни на минуту: я, ваш покорный критик, ни разу не посмотрела на часы, пока шло действие, хотя довольно часто этим грешу.

 
Быть может, тому причина — особая атмосфера гитисовских штудий, которая была так бережно сохранена в постановке? Конструкция и внешний вид Большой сцены, — сцены-трансформера, бытовые механизмы которого становятся частью представления; аскетически чёрного куба; минималистичного пространства, где есть место только безграничному полёту фантазии, — располагает к этому. Но "Один день в Макондо" куда глубже студенческого спектакля: мрачный аскетизм оттеняет здесь блистательные безумства магического реализма, как приближение смерти обостряет жажду жизни. Если вы окажетесь в стенах театра, чья любовь к нюансам заметна с самого порога (СТИ унаследовал эстетику исторического места, бывшего фабричного театра К. С. Станиславского), обязательно обратите внимание на то, как в вечерней части спектакля, — в "Одиночестве смерти", — обыгрывается дыра в стене, начало которой дал всего лишь один вытащенный Мелькиадесом кирпич: действие поражает неслучайностью деталей, их продуманной символичностью. Равно как и то, что — относительно дня — вечером стена будто бы надвигается на зрителя, а вместе с тем и действие частично переносится в зрительный зал.
 
Будьте готовы и к тому, что заявленные "мимическая акробатика" и "пластические интермедии" — не цирковое развлечение, а тончайшая пластика сродни биомеханике Вс. Э. Мейерхольда, которая соединяет незримыми нитями все проявления жизни. Например, в одной из сцен движение Хосе Аркадио младшего уподоблено движению карты под рукой Пилар Тернеры, ведь вся жизнь, как говорится в одном из монологов Аурелиано, есть цепь судьбоносных случайностей. Кроме того, пластика позволяет освоить и применить всё пространство сцены, включая и металлический остов мостка, олицетворяющего в постановке небеса (в понимании и загробного бытия, и ощущения "на седьмом небе от счастья"), и даже дугу стенной арки, по которой можно ходить вверх ногами. Особенно замечательна пластика в сценах любви, вызывающих чувство вневременности (хотя в музыку вплетены звуки часового механизма: memento mori!) и преодоления земной гравитации. Иными словами, для раскрытия повторяемых событий закольцованной истории режиссёру удалось найти ни разу не повторяемые приёмы... и неповторимые: к дисклеймеру из афиши — спектакль "запрещён для детей" — стоит добавить оправданное клише, что все трюки выполнены профессионалами.

 
В 2020 году "Один день в Макондо" стал "гвоздем сезона": спектакль был удостоен соответствующей премии СТД РФ. Спустя три года, он и по-прежнему — "гвоздь": овации на недавнем спектакле были бурными и продолжительными, точно на премьере, и труппа театра, кажется, была приятно удивлена. По крайней мере, после спектакля были слышны воодушевлённые возгласы уставших актёров, выходивших в опустевший двор Фабрики, что в этот раз им удалось сыграть ещё лучше, чем прежде.
 
Спектакль подойдёт тем, кто хочет хотя бы на один день избавиться от одиночества... и вместо одного дня получить "сто лет".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

«Жизнь между антрактами»: Театр на Юго‑Западе отметил юбилей спектакля «Портрет Дориана Грея»
В Москве с 17 по 20 июля пройдет фестиваль циркового искусства «Идол‑2025»
Фестиваль культуры Латинской Америки и Карибского бассейна откроется в Москве

В Москве

"Похождения повесы" на Большой Никитской, 19
В российских аэропортах вводят ограничения на полеты на фоне атак беспилотников
"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Новости театров
Полным ходом идет прием заявок на вторую премию Правительства Москвы в области частных театров «Арт-платформа».
Вчера 20:25
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона выступит с гастролями на Исторической сцене Большого театра России
17 июля 17:12
Искусство без границ: «Золотая Маска» впервые примет участие в VK Fest
17 июля 17:07
Большой театр завершит сезон прямой трансляцией оперы Прокофьева
16 июля 22:25
Петербургская Музкомедия представила мюзикл на музыку Гершвина
16 июля 20:00
В Театре кукол имени Образцова готовят премьеру "Фауста"
14 июля 17:26
В России впервые состоится Международная школа кукольников имени С.В. Образцова
12 июля 12:13
Никита Михалков вернет Михаила Ефремова на театральную сцену
10 июля 19:17
Союз театральных деятелей РФ провел режиссерскую лабораторию в Армении
10 июля 17:14
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть