Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024
"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

15 сентября 2018 7:30

Театральный сезон начался с Горького

Три новосибирских театра открыли сезон премьерами по пьесам Максима Горького

Фото: Виктор Дмитриев
Фото: Виктор Дмитриев

"Дети солнца". "Васса Железнова" — знакомые с детства названия пьес вновь украсили театральную афишу Новосибирска. Есть и "На дне", но спектакль театра "Понедельник выходной" называется "Подонки". Режиссеры в один голос говорят, что причиной постановок стал не 150-летний юбилей писателя, а созвучность пьес Алексея Максимовича дню сегодняшнему.

Спектакль "Подонки" по пьесе Максима Горького "На дне" — последняя премьера молодого театра "Понедельник выходной", созданного режиссёром Сергеем Дроздовым с группой энтузиастов. Театр работает второй сезон, еще не все любители театрального искусства знают об его существовании. Может быть, поэтому молодой коллектив охотно идет на эксперименты.

Фото: Виктор Дмитриев

Режиссёр переносит действие спектакля с театральной площадки в разрушенное здание на Лесоперевалке — в отдаленном районе города. Зрителей, купивших билеты на спектакль, ждёт у театра автобус, который перевозит в район заброшенных зданий. В одном из них, методом погружения, нас и знакомят с сюжетом пьесы.

Зрители сидят на скамеечках вдоль стен, а в центре комнаты страдают, умирают, живут актеры, среди которых и известные мастера сцены из других театров — заслуженный артист России Лаврентий Сорокин из "Глобуса" (Лука), Анатолий Григорьев из "Старого дома"(Васька Пепел). Яркий и неоднозначный Сатин получился у Никиты Зайцева.

"Вокруг кипит жизнь, океан солнечного света, а в ночлежке и в душах её обитателей — мрак. Вы придете к ним, но затем сможете подняться "на свет", а они — не смогут: не умеют, нет сил, да и просто незачем.

В атмосфере бесконечных пьянок, споров, издевательств, унижений и разврата вы увидите: даже здесь, на дне, среди подонков есть человеческие души" — раскрывают свою задумку создатели спектакля. Это новый иммерсивный театр, где зрителя стараются погрузить в процесс основательно.

Выбивает из полного погружения лишь небольшой оркестр "Akopoff Symphonic Band", которому в заброшенной ночлежке явно не место. В остальном — мрачная безысходность. Но у зрителей, в отличие от героев спектакля, есть надежда — в афише сказано , что "Администрация театра гарантирует, что все зрители будут возвращены в реальность по адресу ул. Ядринцевская, 73, корпус 2 не позднее 22 часов того же дня!".

Новосибирский городской драматический театр открыл сезон премьерой "Вассы Железновой".

Спектакль получился жесткий и бескомпромиссный, и, что для Сергея Афанасьева не характерно, не оставляющий места надежде.

Сам режиссёр говорит: "Наш Горький – очень горький! Без хулиганства не обошлось, но это хулиганство оправдано. Все, что мы делаем на сцене – все это прочитано в пьесе".

Фото: Виктор Дмитриев

Пустая сцена театра неожиданно кажется огромной, здесь так легко заблудиться, среди ржавых стен. Здесь каждый одинок и обречен. И не важно, в каком времени живут герои и в какой стране — страсти человеческие остаются неизменными. Афанасьев легко замыкает круг времени, и мистический аптекарь с шекспировскими интонациями продаёт яд Вассе Железновой, раздираемый бесами Достоевского, воет от страха перед неизбежной смертью Сергей Петрович (Семён Летяев). И возвращается к жене грозным командором, напоминая об унижениях и боли.

И те сапоги, которые пришлось вылизывать юной Вассе, возведены в абсолют, ими заполнен дом, ими заполнен хрупкий мир вокруг. Они всюду, снова и снова растаптывая душу. А в растоптанной душе нет места любви. Ни к дочерям, ни к внуку, ни к миру. И дело — лишь самообман, последняя попытка удержаться на плаву, не упасть в ту бездну, откуда не раз возвращается за ней командор — Железнов.

Преуспевающий бизнес, большая крепкая семья, дети и внуки? Все ложь. Не приносят радости деньги, в семье нет любви и понимания. Да и семьи нет, так, живут рядом люди, друг другу надоевшие до безобразия. У них нет сил ни радоваться жизни, ни протестовать. Ну, не назвать же протестом вялые попытки Натальи ( Инна Исаева) спиться или радостью дикие пляски Прохора Храпова (Савва Темнов)?

Для Вассы Анастасии Неупокоевой её дело, её пароходная компания — лишь прикрытие, последняя ниточка, за которую пытается цепляться женщина.
Дело – как последний мостик над бездной.

А с другой стороны мостика идет ей навстречу Рашель — Татьяна Скрябина.

Фото: Виктор Дмитриев

Она из дома этого однажды не только сама вырвалась, она и старшего сына Вассы с собой в новую революционную жизнь увела, к борьбе за новое и лучше: наверное, такой Аня из "Вишнёвого сада" вырасти могла бы, непримиримой и обличающей. Только вот Рашель стоит рядом с Вассой — то они словно в зеркало смотрятся. Для Рашель ведь ее непримиримая идея и революционная борьба – тоже прикрытие, ширма, за которой можно спрятаться от собственной несостоятельности. Не вышло из нее ни музыканта, ни жены, ни матери… Мужа больного оставила умирать, сына отдала презираемой свекрови. Все ради идеи, ради дела.

И какая разница — мировая это революция или пароходная компания. Зачем живут эти сильные яркие женщины, если нет в их жизни ни радости, ни любви. Если так и останется мир пустой темной сценой, на которой пляшут свои нелепые танцы потерявшиеся во времени люди.

В "Красном факеле" театральный сезон открылся спектаклем Тимофея Кулябина "Дети солнца".

Режиссер перенес действие во времени и пространстве. Герои спектакля– наши современники, встречают миллениум в кампусе Стенфордского университета. Олег Головко разбил пространство сцены на комнатки, над каждой из которых светят электронные часы. То торопясь вперед, то безнадежно опаздывая, они показывают разное время. В разном времен живут и герои — не слыша, не понимая друг друга.

— Темы оторванности интеллигенции от народа, на мой взгляд, больше просто не существует, — рассказал на пресс-конференции Тимофей Кулябин. — Мне этот конфликт кажется немного устаревшим. А сама психологическая линия, переплетение конфликтов внутри главных героев кажется очень свежей, острой, абсолютно чеховской. Именно поэтому пьеса была очень сильно редактирована, список действующих лиц сократился до пяти-шести главных персонажей.
О жизни этих персонажей в момент слома времени, когда прошлого уже не существует, а будущее откровенно пугает, и рассказывает спектакль. Для каждого из них придумана собственная биография, легко соотносимая с историями персонажей Горького.

Фото: Виктор Дмитриев

Программист Павел Протасов (Павел Поляков), разрабатывающий идею хранения данных в виртуальном облаке. Его сестра Лиза (Ирина Кривонос), бывшая актриса, пострадавшая во время теракта в Москве, так и не сумевшая пережить это трагедию. Влюблённый в неё доктор Чепурнов (заслуженный артист России Андрей Черных), работающий в проектах НАСА. Бакалавр естественных наук, бывшая "Мисс Стэнфорд" Елена Протасова ( Дарья Емельянова). Бывшая работница эскорта, вдова техасского миллионера Мелания Кирпичева ( Екатерина Жирова). Магистр изящных искусств Дмитрий Вагин (Константин Телегин).
Измененная биография героев перевернула привычные коллизии пьесы. И Елена становится не манипуляторшей, пытающейся обратить на себя внимание мужа, пользуясь влюблённым Вагиным, а уставшей от проблем женщиной, вынужденной возиться и с заигравшейся в страдание Лизой. И с Павлом, полностью ушедшим в свой виртуальный мир и переложившим на ее плечи не только бытовые проблемы, но и проблемы взаимоотношений с окружающими его людьми. Но его инфантилизм и эгоизм обретают иные характеристики — будущее осязаемо, без его открытия, без его прорыва оно стало бы иным.
Изменился и язык героев, пришлось переписывать текст пьесы.

— Горький — очень специфический драматург в своих взаимоотношениях со временем, говорит драматург проекта Ольга Федянина. — Пьеса написана в
1905 году. Время действия — наши дни. Но "наши дни" Горького и "наши дни" сегодня — это две разные исторические эпохи, разные реальности. Мы понимали, что Горький, в отличие от других русских драматургов, никогда в жизни не написал бы пьесу, действие которой происходит сто с лишним лет назад. Понятно, что нужна операция по переносу. Что и в какой мере должно сохраниться — в этом и заключалась моя работа.

Современный язык, современные проблемы, и все же это Горький. Это его избранные "Дети солнца" мечутся, любят, ищут своё место в быстро меняющемся мире и умирают, не найдя.

Театр ещё до официальной премьеры получил приглашение на Международный фестиваль современного искусства "TERRITORIЯ". Показы пройдут на сцене Театра наций 14 и 15 октября.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Вековой юбилей бестселлера Станиславского
"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть