Начался сбор труппы неожиданно: на сцене — декорация “Веселого солдата”, в зале - ни артистов, ни самого худрука. Они вышли на сцену с песней на музыку из фильма “Обыкновенное чудо”, спев на свой лад о начале нового театрального сезона:
Займёмся делами, займёмся премьерами,
Заполним мы творчеством жизнь.
Так лучше, не так ли? А если не правы мы,
Наш зритель, ты нам подскажи.
Декорации “Веселого солдата” продиктовали военную тему, в которую облекли все действо: труппа стала “Губернским батальоном”, вновь прибывшие в театр молодые актеры — новобранцами, а сигнал к началу сбора труппы худрук подал выстрелом из винтовки.
Прозвучали поздравления заслуженному артисту РФ Борису Галкину: на недавно прошедшем в Сыктывкаре II Северном театральном фестивале артист получил приз "За лучшую мужскую роль" — за роль Виктора Астафьева в спектакле театра "Веселый солдат". Получив приз, Галкин поблагодарил Сергея Безрукова за возможность прикоснуться к образу Астафьева и сказал о том, что для него эта роль стала настоящим подарком судьбы, и, по справедливости, этот приз должен был по праву принадлежать не ему одному, а всему актерскому составу спектакля. Фестивальная награда стала не единственным сюрпризом для Галкина – на днях ему исполнилось 69 лет, и театр вручил ему символический подарок: топор, на рукоятке которого расписалась вся труппа. Галкин опробовал его тут же, на сцене, по-молодецки наколов дрова, как его герой в спектакле “Веселый солдат”.
Фото: Валерия Волокова
Затем художественный руководитель рассказал об успехах прошлого сезона: на сцене театра появилось 8 премьер, коллектив побывал со спектаклями в Саратове, Воронеже, Санкт-Петербурге, Самаре, а также в рамках Федеральной программы “Большие гастроли” посетили Ханты-Мансийск и Сургут, Калининград, Советск и Светлогорск. За минувший сезон еще три постановки приобрели опцию – тифлокомментирование, два из них – детские спектакли “Книга джунглей. Маугли”, “Остров сокровищ”. Таким образом, в репертуаре театра уже 6 спектаклей, которые идут в сопровождении тифлокомментария.
Также Сергей Безруков рассказал, что этом году театр выпустит 6 новых спектаклей, первые премьеры запланированы уже на октябрь. 1, 2 октября зрители увидят "Вид с моста" Артура Миллера в постановке Анны Горушкиной, режиссер по пластике Сергей Землянский. 26, 27 октября – премьера спектакля по мотивам трилогии А.Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского" в постановке Гульнары Галавинской, в роли Кречинского – Антон Хабаров.
В ноябре афиша театра пополнится детским спектаклем по сказке Отфрида Пройслера “Маленькая колдунья”, режиссер Екатерина Максимова. Премьерный показ пройдет в Московской области.
На конец декабря запланирована премьера пластического спектакля по пьесе “Калигула” Альбера Камю, которую осуществит известный хореограф Сергей Землянский. Как пообещал Безруков, в постановку планируется пригласить “звезд” со стороны. “Кроме того, – добавил Безруков, – в этом спектакле мы продолжим наше направление “театра, доступного для всех”: помимо драматических артистов в “Калигуле” будут заняты и глухонемые актеры. То есть, если раньше мы работали над тем, чтобы быть доступными для зрителей с ограниченными возможностями, то теперь мы выведем на сцену артистов с ограниченными возможностями”.
Впервые в театре появится международный проект: грузинский режиссер Давид Папава, ученик Михаила Туманишвили, поставит спектакль по роману Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” с международной командой из России и Казахстана.
Являясь Центром развития театрального искусства, Губернский театр постепенно расширяет свою сферу деятельности: в ноябре на базе театра пройдут Лаборатория и конференция, посвященные столетию со дня Октябрьской революции “Накануне. 1916-2017”. “Близится столетие Октябрьской революции, – напомнил Безруков, – и нам кажется, что самое время заново переосмыслить этот непростой период нашей истории силами театрального искусства”.
В рамках конференции пройдут конкурс и читки пьес, режиссерские лаборатории. Экспертный совет, в который вошли такие известные драматурги, режиссеры и театроведы как Николай Коляда, Нина Шалимова, Николай Рощин, Сергей Голомазов, Григорий Заславский, Ольга Галахова и другие, – будет и отбирать, и анализировать результаты работы лаборатории. В рамках конференции также пройдут круглые столы с привлечением историков, политологов, искусствоведов.
Рассказав о планах на сезон, худрук заметил: “Планов, как всегда, громадье, и было бы еще больше, но мы пощадим артистов и цеха, которые не успевают вздохнуть между премьерами. Будем успевать, друзья, надо успевать!”
Покончив с официальной частью, Безруков объявил, что с этого сезона театр решил ввести новую традицию:
“Каждый год в театре появляются новые артисты, новобранцы. И мы подумали: а ведь для них это важное событие, почему бы не сделать его необычным, запоминающимся? Символичным! И что может быть для актера символичнее, чем...” На сцене по мановению ока появилась огромная бочка, накрытая столешницей, сверху спустились огромные ножи и корзина с кочанами капусты, и худрук заговорщицки провозгласил:
“Капуста! Капустники — это, мне кажется, самое замечательное театральное хулиганство, которое было придумано за историю театра.”
Фото: Анна Коонен
Безруков рассказал о том, как появились капустники: “В великий пост актеры сидели без работы, со всей страны собирались в Москве и ждали новых предложений от антрепренеров. И, конечно, хулиганили, устраивали веселые шутливые представления, которые назвали капустниками, — потому что все буквально сидели на капустной диете. Правда, в наше время у слова “капуста” появились и другие смыслы, и подтексты, для молодых актеров не менее актуальные! – пошутил Безруков. – Так вот, дорогие новобранцы, будем рубить капусту! Дело в том, что я могу показать мастер-класс по рубке капусты — я неплохо овладел этим, играя судового повара Джона Сильвера в нашем “Острове сокровищ.” И худрук показал класс: за считанные секунды мелко порубил кочан огромным тесаком. Молодые актеры азартно включились в игру, затем к ним присоединился и Гела Месхи, который тоже с этого сезона вошел в труппу театра. “Пусть ваша работа в театре приносит вам не только творческое удовлетворение, но и материальное!” – пожелал Безруков. Капусту сложили в банки, пообещав, что ее заквасят и попробуют на капустнике в День театра. “Это не просто капуста, а закваска сезона 206-2017!” – пошутил худрук.
Продолжая тему поздравлений, Сергей Безруков рассказал, что МГТ — один из немногих театров, успешно поработавших над улучшением демографической ситуации в стране.
“И это важно, потому что если не постараться, то скоро нам всем придется ставить совсем другие спектакли и на совсем другом языке, – пошутил он
. –
За минувший сезон в театре родилось 21 “сынов и дочерей полка!” Фото: Анна КооненМолодые отцы театра получили медали “За сына МГТ” и “За дочь МГТ” и подарки — детские футболки с афишами детских спектаклей театра:
“Мальчикам мы дарим “Маленького принца”, а девочкам –
“Маленькую колдунью”, – шутил худрук. Сам Сергей Безруков, который тоже этим летом стал отцом дочери, получил в подарок эксклюзивную футболку с надписью: “Губернский ПАПА”, которую тут же надел и с удовольствием продемонстрировал.
Фото: Анна Коонен
В финале сбора труппы прозвучал выстрел, обозначающий начало сезона: “А теперь в путь! Начинается наш четвертый сезон. По вагонам, поехали!”
Вечером сезон открылся спектаклем по повести Виктора Астафьева “Веселый солдат”, который был впервые показан на большой сцене.