Юрий Грымов – уже не первый десяток лет модный, востребованный режиссер.
Паоло Коэльо – один из самых популярных авторов современности. Что получится, если объединить то и другое? Конечно – хит на несколько сезонов. Уж что-что, а хиты Грымов ставить умеет. (Достаточно вспомнить его "Цветы для Элджерона" в РАМТе. Спектакль не новый, но в зале все еще полный аншлаг).
Не сомневаюсь, что именно такая судьба ждет и "Веронику". Уже сейчас билеты проданы на все ближайшие показы, и массового исхода в антракте замечено не было. Значит, спектакль пришелся зрителям по душе.
Логично!
В нем есть все составляющие успеха.
Во-первых – очень яркая, красивая картинка, особый, тщательный подход к выбору костюмов. Пока находился в фойе, рассматривал грымовскую публику. Такое количество Луи Виттона в одном месте встречаю не часто. Поэтому для любительниц модной одежды – модные костюмы на сцене. Будет, что обсудить. Такой тщательный подход к костюмам встречается далеко не в каждом театре.
Во-вторых – достаточно динамическое действие. Как известно – Грымов начинал карьеру как клипмейкер, поэтому спектакль получился как один большой клип. И это очень удобно для современного зрителя, обладающего именно клиповым сознанием. Клип получился качественным. (Понятно, что режиссер уровня Грымова в принципе некачественное не делает).
В-третьих – достаточно четкий баланс "высокого" и "простого". Книга Коэльо – не простая – адаптировать ее, вероятно, тоже было нелегко. Тема сложная и мрачная, но подана красиво. Как в голливудских фильмах, где даже бомжи – и те изящные. То же самое и у Грымова. Тема смерти и самоубийства подана ярко, интересно, захватывающе. Есть определенные длинноты, которые можно было бы сократить. Но это не критично. И, чтобы зритель не успел "загрузиться" – в спектакле достаточное количество музыкальных номеров. При этом номера короткие, все-таки мы пришли не на мюзикл, а на драматический спектакль. Спектакль будет близок и тем, кто читал Коэльо, и тем, кто его не читал. И тем и другим все понятно от первой до последней сцены. При этом адаптация разбавлена небольшим количеством шуток про нашу, российскую современную реальность. Шутки вполне в стиле оригинала. Они дают дополнительный импульс, интерес, разгружают достаточно мрачную историю, и при этом не портят общую картину.
![](/files/2564646wfj.jpg)
Ну и в-четвертых – несмотря на сложность темы, Грымов режиссер достаточно прямолинейный. Он, как опытный гид, ведет зрителя из точки А в точку Б. по заранее проложенному маршруту. В результате к концу постановки вы без проблем поймете, что хотел вам сказать режиссер, но ничего больше. Он настолько все четко раскладывает по полочкам, что это понятно сразу. Вот это хотел сказать, а вот это не хотел. И, наверное, в чем-то это правильно.
Помните цитату, которую я упомянул в начале?
Эта идея здесь отлично работает!
Как итог, берется массовая публика, и делается из нее публика немного элитарная.
Да, в зале в основном состоятельная публика с высшим образованием. Театралов явное меньшинство. Но это не случайная публика, люди сознательно пришли именно в театр, и именно к Грымову за своей дозой культуры. И все ее получат.
Каждый зритель благодаря постановке как бы поднимается на ступеньку в своем культурном развитии. Да, ступенька небольшая. Сходив в "Модерн" пару раз, человек не превратится в маститого театрального критика. Но все же.
Лично мне не хватило в этом спектакле загадки. Мне нравится смотреть спектакли, которые имеют несколько трактовок, а еще лучше, бесконечное множество. Где каждая мизансцена, каждый жест трактуется на каком-то подсознательном уровне. Здесь этого нет. Здесь все трактует за меня режиссер. Моя функция – просто смотреть его идею и его замысел.
Я люблю слушать, что говорят зрители после спектакля. А что они говорят? Обсуждают, конечно, что понравилось, что не понравилось. Я услышал краем уха три мнения. И всем трем зрителям – понравилось одно и то же. Более того, думаю, если после спектакля в зале провести опрос на тему, какие сцены самые интересные – мнение будет единое.
Почему? Потому что именно это, по замыслу режиссера, и должно было понравиться в первую очередь. Хорошо ли это? Да. Режиссер поставил перед собой задачу и выполнил ее на все 100 процентов.
В общем – вердикт. Если вы хотите увидеть модное и сложное произведение, четко и красиво разложенное по полочкам – вам в театр "Модерн". Получите все в лучшем виде, как в дорогом качественном ресторане.
Если вы предпочитаете театр, где перед вами ставят вопросы, на которые вы должны самостоятельно искать ответы, то это, конечно, не грымовский стиль. "Модерн" – театр "полного цикла". Сам режиссер задает вопросы, сам же режиссер дает на них ответы. Притом четко и внятно. Для театралов с большим стажем это будет не очень интересно, но, согласитесь, нас подавляющее меньшинство. Для тех, кто только начинает прикасаться к таинствам Мельпомены, спектакли Грымова – идеальный вариант. Модно, интересно, динамично, интеллектуально. Будет ли желание снова вернуться в театр "Модерн"? Скорее всего, да. И это главное.