Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

21 февраля 2018 17:48

Спектакль "Розовый самолет" на сцене "Спутник"

Премьера спектакля "Розовый самолёт" режиссера Сергея Ускова прошла на сцене "Спутник"

Автор: Ревизор.ru
Фото: Владимир Сазонов
Фото: Владимир Сазонов

Сейчас, наверное, поэзия переживает не лучшие свои годы, но это не значит, что нет авторов или нет тем. И пишут, и встречаются, и обсуждают, но, в основном, это происходит "локально" — "среди своих". Можно сказать, что постановка "Розовый самолёт" была создана силами таких же "своих". Режиссёр Сергей Усков и актёры, бывшие одногруппники Мария Беккер и Антон Эльдаров (мастерская Г.Г. Тараторкина, ВГИК) решили обратиться к произведениям современных поэтов.

Три года скрупулёзных поисков и тщательной работы закончились единым полуторачасовым сценическим полотном, составленным из тридцати двух стихотворений (или РОТ, то есть ритмически организованных текстов, по выражению Рената Гильфанова) семнадцати абсолютно разных авторов: разных и по стилю, и по тематике, и по опыту и количеству написанных строк.

Фото: Владимир Сазонов

То, что существовало самостоятельно, даже обособленно, искусственно сложено в довольно цельный сюжет со своей предысторией (отец героини — полярник — разбился на самолёте, но он не уходит из её памяти), со своими конфликтами (болезненное расставание, взаимная глухота, какая-то чёрная беспомощность), с кульминацией (почти что гибелью) и условным разрешением. Пасьянс сложился. Но "сольные" некогда произведения не растворились в общем действе: каждое обыгрывается индивидуально, с особой интонацией (меняются и тембр голоса, и способ декламации, кстати, не только потому, что персонажей больше, чем исполнителей). Ловкое жонглирование настроениями: лирическое перемежается с ироническим, комическое — с трагическим.

Интересно находить образы-"крючочки", которыми стихотворения цепляются друг за друга, не говоря уже об общих мотивах, темах: воды как символа памяти, о безусловности родительской любви ("Безудержная и порой безответная", — Евгений Соя), об одиночестве ("Большие и круглые/белые киты/плывут в океане/каждый в своём направлении", — Ганна Шевченко) и др. Неожиданное "комбинирование" стихов, отдельных строк высвечивает в них что-то новое, что прежде, может быть, находилось совсем в тени.

Фото: Владимир Сазонов

Сергей Усков: "Всё на фантазию зрителя. Трактуйте как хотите!..." С одной стороны — даётся место вольности и возможности быть сопричастным, но с другой стороны — есть ощущение, что автор не справляется с собственным сюжетом, поэтому и отпускает его в свободное плавание, вернее - свободный полёт.

Ближе к концу "пьесы" на сцене прозвучали мысли о современной поэзии, о её возможном будущем: "...Чтобы поэзия была, чтобы поэзия выжила, ей нужно сочетаться с другими видами искусства..."

Слово "спектакль" происходит от слов "вид, зрелище" или "глядеть, рассматривать". "Розовый самолёт" — это, скорее, перформанс, потому что здесь нужно не только смотреть на чувственную игру, на необычную пластику (хореограф — Екатерина Стегний), на несложные, но красивые визуальные эффекты (своенравные вспышки света, мистически включающийся радиоприёмник, а обычная ткань задника может изображать и омут воспоминаний, и далёкую, как будто инопланетную Антарктиду с "восставшим воздухом"; и, конечно, без видео в двадцать первом веке уже не обойтись). Здесь нужно слушать и вслушиваться в пространственный звук (треск электричества, пронизывающий ветер, забытый многими "скрип заржавленных сочленений качели" (из стихотворения Евгении Лавут) и в голос главной героини — современной поэзии. Ни один из компонентов постановки нельзя просто убрать: они существуют вместе, "спаянно".

Вопросы, которыми задаются персонажи и их размышления не новы, но это не значит, что они устарели или будут кому-то чужды. Истоки "вечных тем" — в долинах прошлого, а устье — в просторах будущего.

Фото: Владимир Сазонов

Показ спектакля посвящён авиакатастрофе, произошедшей 11 февраля 2018 года в Подмосковье.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть