Спешу предположить, что это из-за того, что критики ну уж слишком трепетно относятся к оригиналу Ерофеева, воспринимая его как своего рода Святой Грааль, а Савва Савельев трактует его слишком смело. В прошлом сезоне Савельев не оставил практически ничего из оригинального текста Венедикта Ерофеева, но это были именно "Петушки" в настоящем ерофеевском стиле.
Фактически Савельев – основоположник целого театрального жанра: рефлексия. Берется то или иное произведение, и режиссер пытается понять, каким бы оно было, если б автор жил и творил прямо сейчас, с учетом нынешних обстоятельств. При этом Савельев очень четко сохраняет стилистику, жанр, а главное, дух оригинальной книги. Это по-настоящему сложные, но очень интересные эксперименты.

Признаюсь честно, до спектакля Савельева я не читал Белля, однако весь следующий день провел с его книжкой в руках.
Изменено, действительно, многое, но в результате стало интересней, актуальней, динамичней. И, конечно же, более театрально.
Савельев предпочитает работать в подчеркнуто реалистичной манере, но реализм только внешний: в любом, даже самом простом действии актеров – обилие подтекста, чуть ли не каждое слово можно трактовать в различных вариантах, и при этом режиссер не настаивает на своем.
"Зеркало", несомненно, более сложное произведение, нежели "Петушки", как для зрителя, так и для режиссёра. С Ерофеевым было понятней и проще – он наш соотечественник, пусть и давно умерший. Представить, как бы он написал "Москву – Петушки" прямо сейчас, не так и сложно, тем более, что Курский вокзал находится в нескольких сотнях метров от "Пространства "Внутри". Сам район будто бы намекает…
С Бёллем ситуация иная. Савва Савельев представил, как бы западногерманский писатель написал свой рассказ о 50-х годах прошлого века, живи он сейчас. И получилось актуально до неприличия. Современные проблемы были буквально умножены на проблемы прошлого, философия, сатира буквально в каждой фразе, в каждом действии, динамика бешеная, хотя на сцене всего двое актеров: Павел Табаков и сам Савва Савельев.
При этом история достаточно простая. Павел Табаков играет молодого сына нацистского генерала, который сумел сбежать из Германии, но затем был пойман МОССАДом.

Молодой парень крайне неоднозначен. С одной стороны, он является идеологом левацкого полуподпольного радио, ходит на радикальные демонстрации с требованием все отобрать и поделить.
При этом, отпуск он предпочитает проводить в пятизвездочном отеле во Флоренции вместе со своей подружкой, дочерью миллионера.
И вот к нему приходит смешной, нелепый профессор, который просит немного "подправить" запись его аудиолекции перед радиоэфиром.

Задача вроде бы простая. Нужно из аудиозаписи вырезать слово "Бог" и заменить его на формулировку: "То высшее существо, которое мы чтим".
Но как все непросто, на самом деле!.. Ведь слово "Бог" употребляется в лекции 27 раз, притом совершенно в разных качествах, с контрастными интонациями, плюс возникают проблемы склонения, плюс лекция становится на целую минуту дольше, а время на радио ограничено!
В результате мы становимся свидетелями одной из самых блистательных и ярких сцен нынешнего сезона.
Профессора сажают в шкаф, где оборудована студия. Находясь в замкнутом пространстве, он со множеством вариаций произносит "То высшее существо, которое мы чтим". В разных падежах, с разным подходом, настроением.

Сцена длинная, но подлинно магическая. Просто удивительно, как можно буквально в нескольких минутах объединить политическую сатиру, религию, веру, атеизм, философию, юмор… И все в рамках одной фразы! Блеск! Браво, Савва Савельев!
Однако после этого действие не заканчивается. Выясняется, что истинная цель визита профессора совсем в другом. Оба героя находились в Дрездене во время бомбардировки города в феврале 1945 года. Отец профессора работал служителем в Галерее старых мастеров и был свидетелем того, как несколько особо ценных картин накануне бомбардировки вывозились на адрес отца молодого парня.
Профессор убежден, что парень в курсе, где искать произведения искусства.
Дальше начинается то самое детективное кабаре, о котором говорил режиссер. Наши симпатии начинают метаться между одним и другим, мы абсолютно не можем представить, кто прав, кто виноват, кто врет, кто говорит правду, окунаемся в просто бешеный водоворот событий, раскрывающий и прошлое героев, и историю страны.

Когда в самом конце оба актера уходят за сцену, и мы слышим выстрел – в зале нарастает напряжение. Мы гадаем, кто же кого застрелил. Режиссер сознательно тянет паузу, у нас в головах разброд и шатание. За кого мы? Кто должен сейчас выйти?
От Саввы Савельева всего можно ожидать.
Тайну, чем все закончилось, раскрывать не буду. Сами посмотрите. Скажу только, что конец абсолютно логичен, и он должен быть именно таким.
Отмечу уникальную игру актеров. Понятно, что любителям театра (и мне в том числе) было интересно – как сыграет Павел Табаков. Достоин ли он нести знамя своего великого отца?

Роль у него крайне простая, не особо эмоциональная. Но при этом он оказался действительно на своем месте. Не добавить, не убавить. Верю на сто процентов!
Даже непонятно, кто в данном случае играл первую скрипку. Да кто бы ни играл. Получился очень цельный, контрастный, динамичный актерский ансамбль (хотя другого от Саввы Савельева я и не ожидал).
Получился прекрасный, честный, жесткий, многожанровый спектакль. В настоящий момент я его ставлю на ПЕРВОЕ место среди всех постановок сезона. Удержится ли он там, не знаю – впереди как минимум два мощных конкурента (о которых позже). Но в любом случае – это ЗНАКОВЫЙ спектакль. Его надо смотреть!

Жаль только, что показывают его не часто (как и все в "Пространстве "Внутри"), билеты на ближайшие месяцы раскуплены полностью. Но надо! Надо пытаться. Блистательную сцену в шкафу вы точно не забудете!
До встречи в "Пространстве "Внутри".