Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Гастроли театра оперы и балета Республики Коми в Нижнем Новгороде

С 6 по 10 июня в Нижнем Новгороде гастролировал Государственный театр оперы и балета Республики Коми, при поддержке Федеральной программы "Большие гастроли".

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми
Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Юбилейный 60-й сезон театр оперы и балета Республики Коми завершил гастролями в академическом театре оперы и балета им. А.С. Пушкина в Нижнем Новгороде. Это был "нижегородский дебют" - первый визит гостей в наш город. Шесть разноплановых спектаклей привезли они на суд зрителей. Путь от осторожного знакомства, полного скептической оценки, и до восторженного обожания прошли они за эти пять дней.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Балет "Баядерка"

Композитор – Людвиг Минкус
Либретто Мариуса Петипа и Сергея Худекова
Хореография Мариуса Петипа
Балетмейстер-постановщик – Наталья Терентьева

Местные телеканалы игнорировали гастроли театра – не появилось ни одного репортажа, не было и открывающей мероприятие пресс–конференции, поэтому Комиопере (как они звучат по адресу сайта) пришлось самостоятельно завоёвывать непростого нижегородского зрителя. Чем решили удивлять и покорять?

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Первый день гастролей стал настоящей проверкой на прочность. Их старт начался на ура! Они представили красивую сказку загадочной Индии, в которой повествуется о несчастной любви и конфликте чувств и доводов разума. В этих великолепных массовых сценах были заняты даже семилетние воспитанники Детской студии классического балета, созданной при Театре. Экзотика и колорит Востока артистам удалось атмосферно передать в танце. Около ста костюмов было в распоряжении актеров. Более двадцати артистов приняло участие в постановке.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

"Презентовали" нижегородцам свой театр ведущие солисты балетной труппы и исполнители главных партий: Наталья Супрун – Никия и Роман Миронов – Солор и Татьяна Бикмухаметова – Гамзатти. "Баядерка"– отличное начало и демонстрация возможностей крепкой команды.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Балет "Приключения Чиполлино"

Композитор – Карэн Хачатурян
Либретто Александра Полубенцева (по мотивам одноименной сказки Джанни Родари)
Балетмейстер–постановщик – Александр Полубенцев (г. Санкт–Петербург)

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Во второй день гастролей театр представил утренний и вечерний спектакли – балет "Приключения Чиполлино". Здесь прозвучала злободневная тема социального неравенства, борьбы за права простого народа (овощей и фруктов) и их противостояния преступным представителям власти, однако сказка о событиях в Овощном городе, с узнаваемыми характерами персонажей, рассказана с гротеском и юмором, а эмоциональная яркая музыка помогла не лишать постановку атмосферы беззаботного детства. Пусть, технически балет этот оказался не сложен, и сценография здесь иллюстративно упрощена, юным зрителям постановка очень понравилась: "Спа-си-бо!",– скандировали они, как на стадионе, во время долгих аплодисментов.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми


Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми


Опера "Тоска"

Композитор Джакомо Пуччини
Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по мотивам одноименной драмы Викторьена Сарду
Режиссер-постановщик – Илья Можайский

Режиссёрская концепция постановки стала ясна с первых же минут спектакля: В прологе на авансцене предстал зловещий Скарпиа, который подозрительно высматривал кого-то сквозь полупрозрачный занавес, напоминающий огромную паутину. Паук – шеф римской полиции заманит в сети взбалмошную певицу Тоску. А приманкой и жертвой станет художник Каварадосси, её возлюбленный.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Эффектная сценография усиливала нарастающий драматизм мрачностью европейской готики. Удачно были применены современные сценические эффекты. В верхней части сцены, визуально суженной декорациями, менялось проецируемое изображение. То это был лик Мадонны под сводом церкви, то в "окне" пылал огонь, как в аду пыточной. А в финале – мелькал ускользающий луч солнца и надежды, который сменило бездонное звёздное небо.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Главные партии исполнили приглашённые солисты: лауреаты международных конкурсов – Елена Аюшеева (г. Москва) и заслуженный артист республики Бурятия Чингис Аюшеев (Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича–Данченко), а также солист театра – лауреат российских и международных конкурсов Алексей Петров (Скарпиа). Спектакль, даже несмотря на некоторые шероховатости, оправдал замысел и порадовал сильными голосами артистов.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Детский мюзикл "Свистопляска в тридевятом царстве"

Композитор – Егор Шашин
Либретто – Евгений Муравьев
Режиссер-постановщик – Евгений Недокушев

Творчество композитора, выходца из Нижнего Новгорода, Егора Шашина уже знакомо нашей публике по мюзиклу "Кот в сапогах", представленному в местном ТЮЗе. А работы либреттиста Евгения Муравьёва – ещё и по мюзиклам "Леонардо" и "Казанова"театра "Комедiя". Вместе авторы много и плодотворно сотрудничают, создавая музыкальные спектакли по мотивам известных произведений. Здесь эту премьеру представили дважды в первой половине дня.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Сюжет спектакля "Свистопляска в тридевятом царстве "берет истоки из народной сказки "Пойди туда, не знаю куда", но адаптируясь на самого маленького зрителя. Чтобы удержать внимание непоседливых малышей, диалоги и драматургия были сокращены до минимума – час сценического времени. Да и финал, где слабовольный Царь добровольно передаёт власть Андрею-стрельцу, кажется приторно недостоверным. Аннотация: "Без возрастных ограничений"– предполагает по закону, что никто из персонажей не должен пострадать. И тогда, над самим повествованием превалирует бодрая и ритмичная музыка, в стиле эстрадно-фольклорных площадных праздников, на которую дети реагируют, охотно и радостно хлопают ладошками ей в такт. Постановка произвела пёстрое впечатление, которое на местном сленге принято именовать "хохлома". Это был единственный гастрольный спектакль, в котором музыка звучала в записи, а солисты пели в маленькие микрофоны.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Оперетта "Бабий бунт"

Композитор – Евгений Птичкин
Либретто Кирилла Васильева и Михаила Пляцковского по мотивам "Донских рассказов" Михаила Шолохова
Режиссёр-постановщик — Илья Можайский
Дирижер-постановщик — Азат Максутов

Илья Можайский – главный режиссёр театра республики Коми, ранее поставил в Нижнем Новгороде два спектакля: оперу "Казаки"и мюзикл в водевильных тонах "Красавец – мужчина". Посмотрев его интерпретацию "Тоски", нижегородцы смогли познакомиться и с опереттой "Бабий бунт".

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Выросло уже несколько поколений молодых зрителей, не знакомых с классикой отечественного музыкального театра. Произведение композитора Евгения Птичкина – типичный образец наивных и добрых оперетт прошлого. Тем не менее, сюжет его созвучен нашему времени "харассмента". Тема социального равноправия, конфликт внутрисемейный и исторический – всё это есть в незатейливой, но поучительной комедии о советских 20–х годах.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

В казачьей станице случилась беда – бабы взбунтовались и требуют уважения к себе – не желают больше подчиняться мужьям. Вековые ценности попраны. Женщины покинули станицу и, кажется, что казаки сами справятся с их "пустяшной"домашней работой. Но всё в итоге обернётся против них. Мат в три хода – бабы начинают и выигрывают!

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

В одной из самых смешных сцен, появляются ряженые в цыган мужчины. И по сочетанию цветов в костюмах, в реалиях настоящего времени, что казаки, что цыгане – смотрятся одинаково утрировано и карикатурно. И тех и других отличает буйство красок и блеск атласа. Не обошлось без неожиданностей: в качестве подарка от любимого, вместо галош (по тексту), молодая казачка получает роликовые коньки и, тут же надев их, танцует и поёт.

Визуальные лубочные эффекты станичной пасторали – яркие цветочки, "бегающие"по потолку и стенам, использовались в утреннике "Свистопляска в тридевятом царстве", но теперь неожиданно возникли в вечернем спектакле.

Прошло более полувека, а постановки в стиле "Кубанских казаков", по–прежнему, неизменно встречают восторженный приём у публики.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Оперетта "Цыганский барон"

Композитор – Иоганн Штраус
Либретто Игнаца Шнитцера по мотивам новеллы "Саффи"Мора Йокаи, русский текст Василия Шкваркина
Режиссёр-постановщик – Михаил Гусев

Самая "взрослая"постановка – 1983 года завершала гастроли. И разница ощущалась в сравнении с премьерами, представленными в предыдущие дни. Фабула "Цыганского барона"едина, однако сюжет имеет различие в деталях. Порой постановщики слегка изменяют его, поэтому, каждый новый спектакль становится сюрпризом для публики. В данном случае за основу была взята советская пьеса Василия Шкваркина. Время действия в спектакле, как и в новелле "Саффи"Мора Йокаи – 18 век. Сюртуки, парики, шпаги соседствуют с нарочитой простотой провинциальной жизни. Впрочем, артисты порой использовали современную лексику, чтобы усилить комический эффект.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Молодой кутила – барон Баринкай (Андрей Ковалёв) в сопровождении прохвоста – слуги Стефана (Виталий Гудовский), пытается вернуть себе земли, брошенные 20 лет назад. Местный успешный свиновод Зупан (Алексей Петров) противостоит этому. Действо наполнено любовными коллизиями и многоугольниками взаимоотношений. Роль молодой цыганки исполнила Елена Аюшеева, уже знакомая зрителям по "Тоске". Но здесь она предстает в совершенно ином образе легкомысленной роковой красотки.

Мизансцены статичны, декорации практически не меняются. Режиссура минимальна. Это актёрский и композиторский спектакль, где динамика и красота музыкальной основы, помноженная на артистический талант, становятся главными. Наш добрый зритель искренне сопереживал героям и радовался их вновь обретенному семейному счастью.

Однако поднятая в начале гастролей высокая планка классического искусства (балет и опера), смазала эффект финальной постановки. Искушенной публике на их фоне она показалась облегчённой и простоватой. Пожалуй, среди привезённых спектаклей, не хватило большой русской оперы, для полноты представления Театра оперы и балета Республики Коми. Очень порадовал оркестр и дирижерская работа.

Общая беда многих театров, также нижегородского и Комиоперы, в том, что они вынуждены работать в зданиях, изначально для музыкальных постановок не предназначенных. Гости привезли с собой дорогое звуковое оборудование, чтобы выстроить баланс между оркестром и звучанием голоса со сцены. Нижегородские спектакли обходятся без этих приспособлений, потому наших солистов закаляют трудности, когда "яму"ещё нужно суметь перекричать. Сыктывкарским вокалистам, благодаря установленным микрофонам, не нужно было напрягать и усиливать звук самостоятельно. Немалое удивление вызвали и русские титры на "Тоске"– артисты пели на итальянском языке. Как оказалось, зритель в Нижнем Новгороде может и готов смотреть и такую версию.

Хотелось бы повторных гастролей театра в наш город. Быть может, в следующий раз в залах будут аншлаги?
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Гастроли Молодежного драматического театра Тольятти стартуют в среду в Нижнем Новгороде, а театр "Вера" выступит в Тольятти
БДТ им. Товстоногова откроет новый сезон гастролями в Москве
Александринский театр даст спектакли в Томске

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть