В поисках "Фантастики". На экраны выходит анимационная комедия для всей семьи "Братья Медведи. Тайна трех миров"
13 сентября 2019
Четвертый фестиваль музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" начинает работу
12 сентября 2019
Владимир Дашкевич: мастер симфонии
12 сентября 2019
Всероссийский оркестр по всей России
11 сентября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

2 октября 2018 18:38

Не повторяется такое никогда? "Большие гастроли" в Рязани

В рамках "Больших гастролей" Санкт-Петербургский Театр на Литейном представил в Рязани спектакль "Сон в белую ночь"

Фото: Юрий Красовский, Рязанский театр драмы
Фото: Юрий Красовский, Рязанский театр драмы

В Санкт-Петербурге он выдержал более 50 показов. Настало время познакомиться с ним рязанскому зрителю. И у спектакля "Сон в белую ночь", и у пьесы "Островитянин", по которой сделана постановка, достаточно давняя история. Артист и драматург Алексей Яковлев, умерший в 2010 году, написал эту пьесу в 1970-е годы. Впервые ее под тем же названием поставил в 1982 году режиссёр Г. Егоров в БДТ им. М.Горького (Ленинград). За ней – другие театры. "Островитянин" был популярен в годы "позднего застоя". Но потом пьеса как-то забылась.

Сюжетная и нравственная коллизия пьесы в те годы воспринималась художественным вызовом карьеризму, особенно научному, "кумовству", бездарности вершителей большой науки и изживанию из этой забюрократизированной сферы подлинных талантов. Но все это подавалось не напрямую, а в хорошо известном советским авторам формате "фиги в кармане" – опосредованно, под видом коллизии мужчины, к которому проявляют интерес сразу две женщины.

Фото: Рязанский театр драмы

Речь в "Островитянине" идет о великом ученом, оставшемся не у дел и опустившемся. 40-летнего Эдгарда (он из дворянского рода) зовут исключительно Эдиком. Десять лет назад он написал диссертацию, но не защитил. Шесть лет назад развелся. Он ходит в майке и в застиранных трениках, а чаще лежит на продавленной кровати в комнате с обшарпанными обоями в коммуналке, где единственная радость и краса – окно под потолок с видом на Петропавловку. Эдик – обитатель Васильевского острова. Их другие питерцы зовут "островитяне". Вот и объясняется название. Его остросоциальный символизм становится понятен по ходу действия.

Эдик научные амбиции похоронил. Его выставили из НИИ. Работает ночным сторожем в гараже. Его эта "должность" устраивает: есть все условия для размышлений, свободные часы и не мешающий думать коллектив. Размышлять Эдику есть о чем: он работает над теорией о цикличности времени. Он математически доказал, что любой момент вечности повторится в будущем. Для человека это означает бессмертие!.. Эдик пишет свой научный труд ради самого процесса, ведь у него нет стремлений "пробиться", "прорваться", "найти теплое место". Но тезисы из своей теории он неосторожно выдает в отзыве на диссертацию институтского приятеля Володи Сущёва, пробивного человека, к которому ушла от Эдика Тамара. Практичная пара вмиг понимает, какая драгоценность плывет к ним в руки. Эдика необходимо ввести в штат под начало Володи! Он будет работать, а Володя – пожинать лавры, вплоть до Нобелевки!..

Фото: Рязанский театр драмы
 
Володя приезжает к забытому другу юности с коньяком и закуской –"мириться". Приводит девушку Марину, надеясь, что друг-идеалист влюбится в нее и поедет в Москву. А потом и Тамара, привыкшая все контролировать, приходит и говорит, что без Эдика жить не может. Поняв, что вокруг него вершится заговор, Эдик с ужасом и брезгливостью отказывается от всех предложений и посулов. Марина тоже бросает его – она ведь только статистка в чужом представлении. И Эдик остается один в своей коммуналке. 

Фото: Рязанский театр драмы

Такова фабула "Островитянина" и её сценической версии "Сон в белую ночь". Основные положения и фигуры пьесы остались теми же. Резонны вопросы: не устарела ли пьеса 1970-х годов? Достаточно ли в ней актуальности и интересности, чтобы привлечь зрителя? Мелодрама камерна и мало динамична: действие разворачивается в одном и том же интерьере нищенской коммуналки и сводится к разговорам и спорам. Да и герои – не остались ли они в прошлом?..
Артисты были настроены оптимистично. Рязанские зрители тепло встретили "песенный" спектакль "У меня есть сердце" – им 27 сентября открылся сезон "Больших гастролей", поэтому была надежда, что и "петербургскую мелодраму" встретят благожелательно.

Артист Михаил Лучко, исполнитель роли Эдика, прямо сказал:

– Гастроли – это всегда замечательно, потому что, чего греха таить, в СПб зритель скорее филармонический, он не то чтобы не воспринимает, но реагирует как-то глубоко внутри. Когда мы привозим спектакли в другие города, публика более отзывчивая, радостная, открытая, жаждущая.

О соответствии своего персонажа нынешнему времени Михаилу Лучко приходилось задумываться, ибо это однозначно человек не от мира сего.

– Я для себя вижу два метода актерского постижения образа: "метод собаки" и "метод обезьяны", – рассуждал Михаил, общаясь с журналистами. – Метод собаки – переживание тех же чувств, которые ты видишь в герое. А метод обезьяны – копирование человека из реальной жизни, похожего на персонаж. В случае Эдика ни тот, ни другой метод не работают. Это герой, которого нет в нашей повседневной жизни. Это сложносочиненный образ из СССР 1970-80-х годов: человек, одержимый исключительно идеалами. И у меня не было выхода, как этого несуществующего человека пытаться сыграть: просто "нырнуть" и "плыть по течению" этого героя. Во всех ролях, которые мне до этого приходилось играть, я находил что-то от себя или своих знакомых, а тут – полностью поразительный человек. Пожалуй, это единственный в моей биографии опыт. 

Фото: Рязанский театр драмы


Заплыв по течению уникального характера Михаилу Лучко удался. Он играл чудака на тонкой грани, не скатываясь в гротеск, в образ "сумасшедшего профессора", опошленный голливудскими фильмами. Забавно, что в настоящее время Лучко больше занят в кинематографе, где раскрывает совершенно другие образы. Например, сейчас он участвует в съемках 16-го сезона "Улиц разбитых фонарей". Казалось бы, небо и земля! Но для хорошего артиста нет неисполнимых ролей.

Опыт работы в отечественных боевиках есть и у партнерши Лучко по сцене Марии Овсянниковой, сыгравшей Тамару. При этом, по словам артистки, никакие предшествующие наработки для участия в "Сне в белую ночь" ей не пригодились.

– Героиня Тамара далась мне нелегко. С режиссером мы долго искали нужный образ. Даже, наверное, на тот момент, когда режиссер выбрал меня на эту роль, я не была готова к ней. Мне надо было быть либо старше, либо иметь больше опыта, – призналась Мария. – Поэтому за период репетиций мне пришлось повзрослеть и стать глубже и ответственнее, что ли. Дело в том, что моя героиня считается якобы отрицательной. В пьесе она выписана женщиной безапелляционной, даже хамской. Но в спектакле все не так! Режиссер решил, что Тамара должна быть другая, с яркой индивидуальностью. Женщины не бывают плохие, они просто такие, какие есть!

Мария проговорилась, что играть отрицательного персонажа морально сложно. Особенно обидно на поклоне, когда главному герою зал бурно аплодирует, а его антипода награждает одинокими хлопками. Но Тамара впрямь не одномерная отрицательная героиня. Игра Марии придала этой "железной леди" глубину и страстность. Когда она кричала Эдику, что все еще любит его, да так, что дышать не может, или ревниво бранила завладевшую вниманием ученого Марину, ей верили. 

Фото: Рязанский театр драмы

Верилось и всем прочим участникам спектакля. Хороша была очаровательная бабушка Эдика Мари Пална (Татьяна Верховская), вне теории своего внука находящаяся на дружеской ноге со временем. Каждый день старушка заводит фамильные часы и уверена: пока они идут, жива она и ее близкие. Мари Пална, услышав о цикличности времени и повторяемости жизни, очень расстроилась: "Эдгард! Я жила только для того, чтобы все это пережить! А ты говоришь, что все повторится?!" Убедительна самоуверенная и чрезмерно раскованная Марина (Варвара Щербакова). Поначалу в том, как она льнула к Эдику, виделась фальшь, но когда выяснилось, что для неё герои "дядя Володя" и "тётя Тамара", все встало на свои места. Манекенщица в Доме моделей Зайцева, она так привыкла к всеобщему обожанию, что влюбить в себя очередного мужчину для нее было плевой задачкой. А вообще-то она невеста будущего дипломата и собиралась с ним в Нью-Йорк. Только Володя в исполнении Александра Цыбульского держался на сцене так, что ему не эксклюзивное открытие, но и сумку картошки доверить нельзя. Артист был обаятелен в роли проходимца от науки, но несколько прямолинеен.

Фото: Рязанский театр драмы

Очень важно то, что текст "Сна в белую ночь" отличается от первоисточника. Как это вышло, рассказал режиссер-постановщик, заслуженный артист России Александр Рязанцев, более 30 лет служащий в Театре на Литейном.

Александр Николаевич знаком с пьесой "Островитянин" с тех пор, как был актером в Таллинском русском драматическом театре. Он играл Эдика… и мучился чувством недоработанности пьесы. Ему хотелось спектакль "доставить". Однажды Рязанцеву выпал шанс поставить его для малой сцены, и он до сих пор благодарен коллегам, которые поддержали его и сыграли, несмотря на то, что постановщик на ту пору не был профессиональным режиссером. Наконец пьеса в трактовке Александра Рязанцева дошла до большой сцены. Теперь он доволен: сказал все, что хотел. Получилась притча.

– Я переписал финал пьесы и много чего переделал в ней, начиная с названия, - сказал Александр Николаевич. – Автор пьесы "Островитянин" определил ее жанр "Сон в белую ночь". Соригинальничал. Ну, и я тоже соригинальничал. В обработке пьеса стала меньше, а также изменилась по настроению – у него все было безнадежно, а я хотел, чтобы оставалась надежда. 
Александр Рязанцев зримо продемонстрировал цикличность времени, о которой много, но непонятно разглагольствует Эдик. В его версии после кульминации – ушли Володя и Тамара, убежала к жениху Марина, Эдик из окна напрасно выкрикивает ей вслед свой адрес, бабушка умерла, отказавшись от бессмертия – для Эдика наступает утро начала спектакля. Репродуктор поет "Крылатые качели", бабушка зовет внука пить чай, а отзыв на Володину диссертацию все еще у Эдика. Он звонит приятелю и предлагает забрать бумаги. Но не в гости зовет, а хочет сам к нему приехать. Цикличность времени дала сбой, и можно не повторить, а видоизменить события.

После премьеры в Санкт-Петербурге в 2015 году заметная параллель финала с культовым американским фильмом "День сурка" дала рецензентам повод съязвить. Но именно этот ход режиссера и придал пьесе актуальности! Теперь есть основания расширить ее рамки до сего дня.

Тамара упрекает Эдика: "Абсолют ищет! Бога пишет!" Не похоже ли на эксперименты с адронным коллайдером и "частицей Бога" – бозоном Хиггса? А у добровольного затворника Эдика нашелся яркий прототип! В труппе шутят, что пьеса – про Перельмана. Хотя больше всего – про любовь. 

Фото: Рязанский театр драмы

Человеческая натура не меняется, любовь как двигатель сюжета не устаревает. Поэтому художественный руководитель театра Сергей Морозов, рассказывая о гастрольном репертуаре, уверенно назвал "Сон в белую ночь" пьесой о любви мужчины и женщины. Человечество все время ставит вопрос: что такое любовь? – ведь она бесконечно повторяется. Каждый отвечает на него по-своему. Одним красивым ответом стало больше.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Русский прорыв в Москве. Егор Летов в "Программе А"
Четвертый фестиваль музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" начинает работу
В поисках "Фантастики". На экраны выходит анимационная комедия для всей семьи "Братья Медведи. Тайна трех миров"

В Москве

Встреча через столетие. Капелла имени Юрлова и Оркестр имени Осипова в гала-концерте к юбилею первого совместного выступления
В Театре Олега Табакова открыли новый сезон
Московский театр "Школа современной пьесы" открыл 31 сезон
Новости театра
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть