Константин Райкин, "несчастный сын гениальных родителей"
8 июля 2020
Танцы до карантина: итоги сезона
8 июля 2020
Молодые музыканты выступят в столице на Всероссийском конкурсе артистов симфонического оркестра
8 июля 2020
"Если станет мне супругом, то исцелится"
8 июля 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Уникальный архив Бориса Юхананова — на Международном театральном онлайн-фестивале

В рамках Международного театрального онлайн-фестиваля, который ежегодно организует The Theatre Times, — Электротеатр и журнал "Сеанс" начнут трансляция фильмов и спектаклей из архива Бориса Юхананова.

Борис Юхананов. Фото: из открытых источников
Борис Юхананов. Фото: из открытых источников

Борис Юхананов — российский режиссер, теоретик театра, видео, кино и телевидения; писатель, педагог. С 2013 года — художественный руководитель Электротеатра Станиславский. Основатель движения новой процессуальности, философско-эстетической теории и методологии в области искусства.

Программа показов весьма разнообразна и охватывает разные периоды творчества Бориса Юхананова. Это проекты, созданные в 1980-х годы, когда внутри советской культуры стремительно развивался андеграунд, и "лабораторные" спектакли, исследующие природу актера, и работы 2000-х годов, в том числе документальные фильмы, запечатлевшие процесс создания спектаклей.

Первый показ 12 мая откроют фильмы "Особняк" (1986) и "Театр-Театр" (1989).

В 1985 году Юхананов создал первую в СССР независимую театральную группу "Театр-Театр", состоящую из актеров, музыкантов и художников.

В 1986 году из "Театра-Театра" выросла компания ВТТВ — Всемирный Театр Театр видео. В этом же году Юхананов в рамках ВТТВ первым в СССР начал художественные эксперименты с видеокамерой, и в результате появились главы видеоромана  "Сумасшедший принц".

"Особняк". Съёмочная группа. Фото: borisyukhananov.ru

Фильм "Особняк" — первая глава этого видеоромана в тысячу кассет "Сумасшедший принц".
Второй фильм "Театр Театр" смонтирован из видеоматериалов, снятых во время работы над важнейшими театральными проектами "Монрепо" (1986), "Мизантроп" (1986), "Наблюдатель" (1988) и "Октавия" (1989).
 
13 мая, 16:00 — "Наблюдатель", фильм-спектакль (1988)

Б. Юхананов с "Театром Театром"  в 1987 году переехал в Москву, где в театре "Школа драматического искусства" поставил спектакль о рок-музыкантах по пьесе Алексея Шипенко "Наблюдатель". Этот спектакль явился своего рода опытом театрального романа о поколении 1980-х.

."Наблюдатель". Кадр. Фото: borisyukhananov.ru
 
14 мая, 16:00 — "Сфера" (2017), "Жанр" (2017), режиссер Клим Козинский
 
В 1989  Юхананов  организовал группу МИР-2 в Москве в Мастерской индивидуальной режиссуры,   с которой осуществил первый новомистериальный эволюционный проект "Сад". Философско-художественная концепции проекта заключалась в переносе внимания с конкретного человека на внечеловеческие, глобальные проблемы.  Он выбрал жанр мистерии, но в современном изложении, приблизив ее к перформансу. Главным проектом в рамках МИРа стал "Сад" с пьесой А. Чехова "Вишневый сад".  Юхананов создал своеобразное, всеобъемлющее произведение, в котором классический текст перебивается многозначительными импровизациями. Из мифа о сохранившемся Саде и Садовых Существах вырастает  стратегия эволюционирующего спектакля, пережившего 8 регенераций.

"Сфера". Кадр. Фото: borisyukhananov.ru

Проект "Сфера" был создан Климом Козинским по материалам, с которых начинался "Сад".  В подмосковном Кратово дачный дом и его окрестности  были превращены в территорию созидания "Сада".

"Жанр" рассказывает, как проходили репетиции драматической игры "Жанр" на фоне событий августовского путча в 1991 году.
 
Спектакли "Сад"
16 мая, 16:00 — "Сад. Пятая Регенерация" (1995)
20 мая, 14:00 — "Сад. Восьмая регенерация. Первый день" (1996)
20 мая, 19:00 — "Сад. Восьмая регенерация. Второй день", (1996)

"Сад". Сцена. Фото: borisyukhananov.ru
 
18 мая, 16:00 — проект "Дауны комментируют мир": "Неуправляемый ни для кого" (1995), "Да! Дауны...или Поход за золотыми птицами" (1997)
 
"Дауны комментируют мир" — уникальная акция, позволяющая увидеть мир сквозь сознание "другого" человека. В спектакле заняты  актеры с синдромом Дауна. Они принимают участие в создании спектакля "Сад". В "Неуправляемом ни для кого" актеры с синдромом Дауна комментируют Евангелие. В "Да! Дауны..." они становятся журналистами, рассуждают о проблемах телевидения, берут друг у друга интервью и ведут репортажи.

"Дауны комментируют мир". Кадр. Фото: borisyukhananov.com
 
 22 мая, 16:00 — "Недоросль": TV-программа, интервью, фильм-спектакль (1999–2001)
 
Спектакль "Недоросль" Борис Юхананов поставил в вильнюсском Русском драматическом театре. Режиссер показал "реконструкцию реконструкции". В свое время, еще  в 1911 году реконструкцию спектакля по пьесе Фонвизина  сделал режиссер Юрий Озаровский. Это была очень оригинальная для того времени реконструкция, к работе над которой были привлечены архитекторы и художники. В вильнюсском спектакле соединились русский классицизм, Серебряный век и реальность 1990-х.
"Недоросль". Сцена. Фото: bookartshop.ru

24 мая, 16:00 — "Подсолнухи" (2002)

В "Подсолнухах" (пьеса Теннесси Уильямса) играет Лия Ахеджакова с Виктором Гвоздицким  (он ушел  из жизни 20 мая 2007 года).  Это спектакль о жизни человека и его ролях. Где граница между жизнью и ролью?   Героев сравнивают с неожиданно повзрослевшими  детьми — "этакие Гаев с Раневской". С одной стороны, детство исполнено скрытого ужаса, но именно это время — спасительный ковчег...

"Подсолнухи". Сцена. Фото: borisyukhananov.ru
 
6 мая, 16:00 — "Повесть о прямостоящем человеке", фильм-спектакль (2004)
 
Одной из героинь "Повести…" стала парализованная и лишенная возможности говорить Оксана Великолуг, присутствующая на сцене в инвалидной коляске. В спектакль включен ее театральный манифест о "Театре радости" и дневниковые записи, проецирующиеся на экран. Сама Великолуг сопровождает спектакль "живым комментарием", создающимся прямо перед зрителями на экране.
"Повесть о прямостоящем человеке" была сделана Борисом Юханановым в "Школе драматического искусства" с участниками Лаборатории ангелической режиссуры.  Актеры показывают в спектакле   комплекс ботмеровской гимнастики  (эвритмические упражнения).

"Повесть о прямостоящем человеке". Фото: photographer.ru

Также можно посмотреть:

28 мая, 16:00 — "Фауст. Шестая регенерация", фильм-спектакль (2009)
 
29 мая, 16:00 — "Путешествие сквозь Апокалипсис" (2013), "Духовный инстинкт" (2008 – 2013), документальные фильмы, реж. Евгений Похис
 
30 мая (16:00) — "Голем", фильм-спектакль (2007), реж. Александр Белоусов

Также читайте: интервью с Александром Башлачёвым, взятое Борисом Юханановым 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Юрий Кублановский: "Параллельная профессия помогает поэтической независимости"
"Я не знала, что у нас в области столько креативных и талантливых поэтов!"
Константин Райкин, "несчастный сын гениальных родителей"

В Москве

Слово сильнее заразы: как в разгар пандемии прошёл книжный фестиваль "Красная площадь"
Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Маленькие герои большой войны
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть