Несвобода любви в фильме "Фассбиндер"
25 ноября 2020
Актерский поезд завершил турне 2020 года под рукоплескания
25 ноября 2020
В этом году на фестивале Достоевского представили три сценических интерпретации романа "Идиот"
25 ноября 2020
110 лет без Льва Толстого
23 ноября 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Группа людей, которая называется "Золотой век"

Памяти искусствоведа Ирины Мелешкевич. Евгений Попов – специально для "Ревизора.ru".

Фото из личного архива Е. Попова. "Золотой век". Манеж, 2001. Подпись к фотографии - под текстом блога.
Фото из личного архива Е. Попова. "Золотой век". Манеж, 2001. Подпись к фотографии - под текстом блога.

В Москве, если кто не знает, в самом ее центре, в Глинищевском переулке, есть галерея "Промграфика" Московского союза художников.

Там недавно состоялось грустное и одновременно радостное событие. Так, знаете ли, почти всегда бывает, когда и радость, и печаль вместе.

Печаль – исполнилось 40 дней со дня смерти красавицы Ирины Мелешкевич, которая долгие годы, пока это было можно, возглавляла небольшую галерею "Манеж", расположенную в том конце огромного Манежа, который ближе к Библиотеке Ленина. Славное и знаковое было место!

Ирина Мелешкевич. Фото из личного архива Евг. Попова.
 
Там в последнее десятилетие ХХ века постоянно проводились выставки малоизвестных тогда художников, многие из которых ныне считаются классиками. Наталья Нестерова, Анна Берштейн, Александр Ситников, Нателла Тоидзе, покойный Сергей Шерстюк, Царство ему Небесное, Татьяна Назаренко, ухитрившаяся с благословения директора большого Манежа  Станислава Каракаша выставить прямо у входа в Кремль фанерную раскрашенную скульптуру "РАБОЧАЯ И КОЛХОЗНИК". Рабочая строгая, передовая, а Колхозник – в телогрейке и с початой бутылкой водки. Видно, что они любят или скоро полюбят друг друга в отличие от тогдашнего мэра Москвы Ю.М. Лужкова, который, случайно увидев это неординарное произведение искусства, повелел его немедленно убрать с глаз начальства долой.

Там же возник и в те же годы успешно функционировал литературно-художественный журнал "Золотой век", за уцелевшими номерами которого сейчас гоняются антиквары. Там публиковались те, кого раньше близко не подпускали к печатному искусству: Николай Климонтович, Зуфар Гареев, Лариса Ванеева, Виктор Ерофеев, Владимир Тучков, Сергей Бардин, Александр Кабаков, Лев Рубинштейн, Дмитрий Александрович Пригов, Саша Соколов, Евг. Рейн, Тимур Кибиров, Юрий Кублановский, возмутитель спокойствия Лимонов, эмигрант Василий Павлович Аксенов.

На выставке в галерее "Промографика". Фото В. Попова. 

Его придумали и осуществили поэт Владимир Салимон и первый художник журнала Сергей Семенов, некогда – андерграунд, ныне – член-корреспондент Российской Академии Художеств.

Тогда в стране уже не было цензуры, но денег тоже не было, однако нищие Салимон и Семенов постоянно разыскивали покровителей и сумели выпустить 13 номеров ДЕМОНСТРАТИВНО РОСКОШНОГО журнала, не  уступающего по красоте аналогичным изданиям конца XIX - начала ХХ века. Никакой идейной платформы у журнала не имелось. Критерием для публикации были качество литературного произведения, его новизна и вменяемость автора, даже если он имеет психиатрический диагноз. "Группа людей, которая называется "Золотой век", так определил  это неструктурированное и неформальное содружество поэтов, прозаиков, эссеистов, художников Владимир Салимон в одном из своих интервью, которое он дал, КОГДА ВСЕ КОНЧИЛОСЬ.

"Мы хотели создать журнал, который демонстрировал бы, прежде всего, что культура вечна и неколебима ничем, что хорошее соседство только укрепляет позицию каждого автора, поэтому у нас Марсель Пруст мог соседствовать с Евгением Поповым, а Андрэ Жид мог быть рядом с Игорем Клехом".

Хотели и создали. Но Манеж таинственно сгорел в марте 2004 и на его месте сейчас – новодел, копия в натуральную величину, галерея закрылось, художники и писатели стали жить самостоятельной жизнью. Без Иры Мелешкевич, которая именно тогда вышла замуж за стихотворца Салимона, и они были счастливы в браке все эти длинные годы.

Да, Ира ушла из жизни, но то ДОБРОЕ, что она столько лет делала для русской культуры и ее хороших представителей, не осталось забытым, и уцелевшие, постаревшие люди ТОГО ИСКУССТВА собрались в галерее "Промграфика", чтобы помянуть ее. К ним присоединились совсем юные творцы. Например, набирающий известность 29-летний автор нескольких  пока что недооцененных  романов Артемий Леонтьев и его друзья.

Первый ряд: поэт Светлана Васильева, кинорежиссер Вадим Абдрашитов, художник Нателла Тоидзе. Второй ряд - Евг. Попов, Артемий Леонтьев. Фото В. Попова.

Многие художники, связанные с Манежем, сами привезли для выставки свои работы. Их никто не просил и не понукал. Пришли легендарные личности – искусствовед Леонид Бажанов, кинорежиссер Вадим Абдрашитов, редактор "Октября" Ирина Барметова, прозаик Игорь Клех. Была Татьяна Фабрикова, некогда "хозяйка Манежа", жена Станислава Каракаша, который вот уже многие годы тяжело болен, врач Виктор Каторгин и его жена Ада, куратор выставок Ольга Марутян, поэт Светлана Васильева, художники (кого не запомнил – простите, Христа ради!), упомянутые Таня Назаренко, Нателла Тоидзе, Аня Берштейн, Саша Ситников. А еще Ольга Монина, Ирина Старженецкая, Владимир Брайнин, Екатерина Корнилова, Алексей Чаругин.

Владимир Салимон читал дивные стихи, посвященные Ирине, а все мы слушали и молчали. Что тут скажешь?

Владимир Салимон. Фото В. Попова. 

Потом, естественно, выпивали. Как ТОГДА. Как всегда.

На исторической фотографии (подпись Евг. Попова):

Сидят на полу: Евг. Попов и Л. Рубинштейн.

Первый ряд (слева направо): А. Лаврин, С. Бардин, Т.Щербина, В. Салимон, З. Гареев, М. Кудимова, Н. Кондакова, О. Николаева

Верхний ряд: И. Смирнов, В. Тучков, М. Айзенберг, К. Победин, С. Семенов, А. Кабаков, В. Пьецух, С. Васильева, Н. Климонтович
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Екатерина Федорчук: "Уместнее говорить не о читателе, которого мы потеряли, а о читателе, которого еще предстоит воспитать"
"Колесо обозрения": "Наша миссия – сделать так, чтобы искусство и музеи были доступными для всех, независимо от их жизненных обстоятельств"
"Актерский поезд" во Владимирской области: как прошли финальные выступления артистов в 2020

В Москве

"Алые паруса" на фестивале "Видеть музыку"
Ссоры и дуэли в Самарской опере
Владимир Волков о мультижанровом VOLKOV ManiFEST
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть