Новая стратегия развития государственной статистики и Росстата до 2030 года: шаг в будущее
20 января 2025
Председатель Независимого профсоюза актеров Денис Кирис высказался о проекте создания разножанровых фильмов об СВО
20 января 2025
Подвигу выживших посвящается
20 января 2025
"Улитка на склоне" по одноименному роману братьев Стругацких. МТЮЗ. Режиссёр Пётр Шерешевский.
20 января 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Рок-бунтарь. К 65-летию Ильи Кормильцева.

Специально для "Ревизора.ru".

Илья Кормильцев. Фото: ТАСС/ Виталий Белоусов
Илья Кормильцев. Фото: ТАСС/ Виталий Белоусов

26 сентября 2024 года исполнилось 65 лет со дня рождения поэта Ильи Кормильцева, автора почти всех легендарных хитов группы Nautilus Pompilius, пользовавшейся сумасшедшей популярностью в конце 1980-х годов. Как и почти всякий гений, он умер сравнительно молодым – вдали от Родины, в бедности и забвении, разочарованный во многих людях и идеях, игравших прежде важную роль в его жизни.

Илью Кормильцева называли "лучшим поэтом русского рока". Как и любое оценочное суждение, этот тезис, конечно, не бесспорен. За это почётное звание, наравне с Кормильцевым, с полным на то основанием могут поспорить и Виктор Цой, и Александр Башлачёв, и Егор Летов, и много кто ещё. Русский рок конца 80-х, переживавший тогда свой короткий, но необычайно яркий пик, был, вообще говоря, не обделён гениальными, или, во всяком случае, неординарными, самобытными поэтами с "лица необщим выраженьем", пользуясь удачным выражением Евгения Боратынского (кстати, в известном смысле тоже вполне себе поэта-песенника – некоторые его стихи стали довольно популярными в XIX веке романсами). Но Кормильцев в этом ряду всё-таки выделяется. Хотя бы тем, что почти все остальные известные рок-поэты того времени были одновременно и исполнителями своих творений, а не в чистом виде текстовиками. Это в популярной музыке, на эстраде поэты-песенники были в порядке вещей, а некоторых из них, как Танича или Шаферана, даже знала вся страна. А вот в менее массовых и более специфических музыкальных жанрах персонажи, подобные Кормильцеву, были большой редкостью. Rara avis, вспоминая одноимённый рассказ Антона Чехова. И на слуху они были куда меньше – уверен, даже многие поклонники Вячеслава Бутусова, в своё время фанатевшие от его хитов вроде "Скованных одной цепью" или "Я хочу быть с тобой", по сей день не в курсе, что нетленные строчки этих песен принадлежат Илье Кормильцеву.

Кормильцев был человеком широкой эрудиции и разнообразных талантов – помимо стихов, писал прозу, выступал в качестве переводчика и издателя, но в первую очередь, конечно, он знаком всем по сотрудничеству с различными уральскими рок-группами и исполнителями. О многих из них, вроде "Урфин Джюс", Насти Полевой или Егора Белкина сегодня помнят разве что самые отъявленные адепты уральского музыкального андерграунда, заставшие предперестроечную и перестроечную эпоху. А вот весьма плодотворное сотрудничество с Вячеславов Бутусовым обеспечило Кормильцеву если и не бессмертие, то, во всяком случае, крупными буквами вписало его имя в летопись отечественной музыкальной индустрии.

Каждый человек есть порождение своей эпохи. 80-е – время перемен, коренного перелома в жизни страны, время поисков и экспериментов, когда день за днём раздвигались границы дозволенного в самых разных сферах и областях. Это было время "настоящих буйных" из известной песни Владимира Высоцкого. Только если во времена Высоцкого, в застойные 70-е, этих "буйных", как он сам пел, было мало, "вот и нету вожаков", то в бурные 80-е их стало гораздо больше – просто потому что "лёд тронулся", и атмосфера в стране менялась на глазах. Наступило время бунтарей и бескомпромиссных нонконформистов, готовых сокрушать отжившие, закостеневшие формы, рвать цепи приличий, устоев, привычек, бросить вызов догматическим правилам и канонам, тем фарисейским святцам, по которым условная княгиня Марья Алексеевна разделяет всё в мире на добро и зло, чёрное и белое, правильное и неправильное, говорит, что можно, а что нельзя. Одним из таких "новых людей" и был выпускник английской спецшколы и Уральского химфака Илья Кормильцев.

Бешеный успех Nautilus Pompilius в огромнейшей степени был именно заслугой Кормильцева, его острых, глубоких, цепляющих провокационных текстов. Неспроста же его называли мозгом группы. Хотя, ясное дело, феномен Nautilus не сводим сугубо к текстам – магия личности и голоса Бутусова тоже внесла в него свою лепту. Вообще у этого тандема была своя неповторимая и необъяснимая химия, которая порой возникает между творческими людьми, поймавшими одну и ту же волну. Правда, как и всё в этом мире, эта химия подошла к своему логическому финалу – группа распалась, и дальше каждый пошёл своей дорогой, под конец разойдясь максимально далеко в политических взглядах и личностном отношении друг к другу. Впрочем, Кормильцев к концу жизни разочаровался не только в былом соратнике, но и во всём отечественном роке, витальный потенциал и энергетический заряд которого к началу нулевых годов и впрямь оказались в общем и целом исчерпанными. Кормильцев имел острое чувство времени, эпохи, и ему было попросту неинтересно заниматься тем, что исчерпало и пережило себя. Поэтому он и завязал с песенным творчеством, сосредоточившись на литературных и издательских проектах, где, как и в музыке, ему удалось сказать своё веское слово.

Не хочется бросаться громкими словами, но Илью Кормильцева, думается, можно причислить к сонму гениев. А судьба гения, тем более поэтического и тем более русского, чаще всего незавидна. "Роковая на нём печать". И этот жестокий мир, к сожалению, оказывается к нему до жути беспощадным. Размышляя над судьбой Кормильцева, у меня родилось это не слишком витиеватое и замысловатое, но, как кажется, довольно точно отражающее коллизию этой судьбы четверостишие:

Нет у гениев места и времени,
Они реют поверх всех границ,
Но перинами им не постелено,
Когда вдруг они падают вниз.

Созданное гениями на десятилетия и даже века переживает их самих. Тексты Кормильцева, идейно и нравственно формировавшие молодёжь 80-х, живы и актуальны по сей день. А значит, жив и их автор. В нашей памяти, в наших душах…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Новая стратегия развития государственной статистики и Росстата до 2030 года: шаг в будущее
Председатель Независимого профсоюза актеров Денис Кирис высказался о проекте создания разножанровых фильмов об СВО
Подвигу выживших посвящается

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть