Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

29 января 2018 9:48

“Так взгляните на меня с любовью!”

Фото: Александр Иванишин
Фото: Александр Иванишин

Сергей Женовач вновь обратился к современной прозе и сделал это в своей фирменной манере, филигранно соединив на одной сцене мощную театральную энергию “Заповедника” Сергея Довлатова с поэзией Александра Сергеевича Пушкина. Получилось атмосферное и очень лично-лиричное поэтическое соотношение двух больших писателей, их судеб, сюжетов их произведений.

Если в процессе подготовки к спектаклю актерам предстояло отправиться по пушкинским местам, чтобы “надышаться”, то зрителей погружают в историю сразу в фойе “СТИ”. Роскошная дама с аппетитными формами щедрым жестом наливает всем страждущим из цистерны сухое виноградное (по 150 рэ за дозу), неподалеку подозрительный тип из-под полы предлагает машинописные копии довлатовской повести, а в импровизированном кинозале оптимистично звучит “Хроника дня”, рапортуя о достижениях, закромах, наградах и званиях. Для молодого поколения подобный антураж застойных лет, это, как сегодня модно говорить, квест по страницам истории могущественной империи под названием Советский Союз, для зрителей постарше – ностальгические воспоминания. Жизнь. Судьба. Взлеты и падения.
 
“Оглядываясь, ты видишь руины? Этого можно было ожидать”. Где жить? Как работать? Во что верить? Терзающих душу вопросов оказывается несоизмеримо больше. И главный герой Борис Алиханов в исполнении Сергея Качанова бежит от проблем в “Заповедник”, чтобы попытаться вернуть себе себя.  
 
“Любимая, я в Пушкинских Горах,
Здесь без тебя – уныние и скука,
Брожу по заповеднику, как сука.
И душу мне терзает жуткий страх…”.

Фото: Александр Иванишин
 
Талантливый писатель, он, не востребован в профессии. “Ты добиваешься справедливости? Успокойся, этот фрукт здесь не растет. Несколько сияющих истин должны были изменить мир к лучшему, а что произошло в действительности?..”. Семьи больше нет. “Во что ты превратил свою жену? Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. Ты сделал ее ревнивой, подозрительной и нервной”. В общем, “жизнь расстилается вокруг необозримым минным полем”.
 
Босоногий Алиханов сидит на пирсе и, всматриваясь в зеркальную гладь пруда (вода живая и мертвая?), ведет разговор о вечном и насущном. И, конечно, о любви, делясь своей жизнью с колоритными персонажами заповедных мест и с… Александром Сергеевичем - “так и ждешь, что он выйдет сейчас из-за поворота”. А Пушкин, здесь же, в глубине сцены. Кажется, лишь протяни руку и можно коснуться посмертной маски поэта.

Фото: Александр Иванишин
 
Волей режиссера первый акт – это скупая мужская правда – те радость, боль или безделье, которые, по-русски, принято топить в “беленькой”. Вот и топят, “как на сковороду плеснул, аж зашипело!”, похрустывая печеньем “Юбилейное”, дружбист Михал Иваныч, сосед Толик, злостный нарушитель общественного покоя Валерий Марков, гений чистого познания и патологический ленивец Митрофанов и даже майор Беляев. Бесподобная “скульптурная” группа – Дмитрий Матвеев, Александр Медведев, Даниил Обухов, Александр Николаев, Лев Коткин - вчерашние выпускники четвертой “Мастерской Сергея Женовача”. Всего в постановке дебютируют одиннадцать молодых студийцев, для которых это первая самостоятельная работа.
 
Вторая часть спектакля – “живая, юная, полноценная”. Женская. В ней - соло и хором - читают знаменитые пушкинские строки, и, завернувшись в разноцветные шали, кокетливо поют (педагог по вокалу - Галина Гусева) романсы Глинки, Алябьева и Шварца. Художник Александр Боровский создал “пейзаж без излишеств”, лаконично разделив двумя мостиками пространство и время, поэтому экзальтированные “пушкинистки” в прямом и переносном смысле беседуют с писателем со всей высоты своего положения. Дамы наперебой, то с отчаяньем обращаются к Алиханову: “Это дали?”, то строго требуют ответа: “Вы любите Пушкина? А можно спросить - за что?”. Опять вопросов получается больше. И все же, антр ну, заповедник мало-помалу врачует душу, убаюкивает мысли летней негой. Он, как черта между прошлым и будущим. “Пока не оглянешься – спокоен. Можно не оглядываться…”. К слову, Сергей Довлатов начал писать повесть в пушкинском заповеднике, а закончил ее в Америке. Жизнь. Судьба.

Фото: Александр Иванишин
 
Впрочем, всё не столь уютно-умиротворенно, так что “ехать не советую… абсолютно нету мужиков… Многие девушки уезжают, так и не отдохнув”.
 
А зрительный зал, три с половиной часа, замерев, ловит каждое слово, примеряя сказанное на себя: “Стоит задуматься, и тотчас вспоминаешь что-нибудь грустное”. 
 
А вы любите Довлатова? Любите театр? А можно спросить - за что? В “Заповеднике” найдутся ответы на многие вопросы… 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть