"Ясная Поляна-2019" объявила лауреатов
16 октября 2019
39-й Международный студенческий фестиваль ВГИК стартует в Москве сегодня, 14 октября
14 октября 2019
Сегодня мог бы отметить 85-летие Михаил Козаков
14 октября 2019
Топ-5 событий на время школьных каникул
14 октября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Великий талант обогнать время

"Ревизор.ru" вспоминает, какой след оставил Андрей Тарковский в отечественном и мировом кинематографе

Автор: Ревизор.ru
Фото: kosolapov.livejournal.com
Фото: kosolapov.livejournal.com

29 декабря 2016 года – 30-летие со дня смерти великого советского режиссёра Андрея Тарковского. В истории отечественного кинематографа его работы занимают отдельную нишу – благодаря своему невероятному таланту он смог обогнать время, отчего его картины часто были непонятыми современниками и приобрели актуальность и популярность намного позже.

Андрей Тарковский – личность неординарная во всех пониманиях этого слова. "Обыкновенный гений" мирового уровня, он был недооценён соотечественниками – ему закрывали путь на экраны, требовали внесения изменений в работы. Но несмотря на это, Тарковский оставил уникальное наследие, до сих пор вызывающее споры в среде кинокритиков и киноманов.
 
В чём принципиальное отличие работ Тарковского от большинства других? В его кадре каждый предмет живёт и меняется, а глубина и философичность переплетаются с поэтическим и лирическим. Он своим собственным, трогающим каждого киноязыком рассказывает о совершенно разных вещах – притяжении родного дома, сложности и красоте детства, святости и жестокости истории, загадке и красоте Земли.

Фото: rasfokus.ru  
 
Мировую известность начинающему Тарковскому принесла первая же полнометражная картина "Иваново детство". Удостоившись многих престижных кинематографических наград, включая "Золотого льва" Венецианского фестиваля, она, по сути, открыла Тарковскому дорогу, дав возможность работать над новыми проектами. Следующая работа – "Андрей Рублёв", сценарий которого был написан совместно с Андреем Кончаловским, стал классикой мирового кинематографа. "Солярис" получил спецприз Каннского кинофестиваля, "Ностальгия" также была награждена в Каннах. "Сталкер" и "Зеркало" вошли в золотой фонд кинематографа. Восхищение работы Тарковского вызывали у таких легенд мирового кино, как Ингмар Бергман и Федерико Феллини. 
 
Но была и другая сторона медали. Тарковский в СССР был режиссёром полузапрещённым, а творчество его – явлением почти скандальным. Тот факт, что его работы не были – и не могли быть – знакомы массовой зрительской аудитории, переживались режиссёром, как глубокая душевная травма. В 1984 году режиссёр решил не возвращаться из Италии обратно в СССР. 
 
Свой последний фильм, "Жертвоприношение", он снимал уже в Европе, тяжело больной и умирающий от рака лёгких. Лента получила гран-при в Каннах, премию Британской академии и множество других наград. На пике профессионального триумфа, пройдя длительный курс химиотерапии и изо всех сил стараясь ухватиться за жизнь, Тарковский скончался в Париже 29 декабря 1986 года.

Фото: rasfokus.ru 
 
Некоторые считают, что дату своей смерти Тарковский предугадал – в фильме "Солярис" был показан календарный лист с датой 29 декабря. Как предугадал он многие другие важные вещи – убийство Улафа Пальме, Чернобыль и даже болезнь, которая свела его в могилу. Но несмотря на всю серьёзность, его фильмы о другом и учат нас другому – тому, что миру пора учиться у искусства надежде, свету и гармонии.
 
Тарковский навсегда останется фигурой неоднозначной. Его творчество все воспринимают по-разному – кто-то с восхищением, а кто-то с непониманием. Но уверенно можно сказать одно: творчество Тарковского многогранно. Он снимал фильмы, о которых можно подумать, подискутировать, помолчать.
 
В своём дневнике 21 апреля 1976 года Тарковский писал: "Может быть, ответить кому-нибудь на ругательное письмо по поводу "Зеркала"? А зачем? <…> Чтобы доказать себе, что я прав? <…> Я не думаю о себе слишком восторженно – просто надо нести свой крест. А была ли это насмешка, или я был прав – время укажет". 
 
Время указало. Пройдя через все тяготы, выпавшие на его долю, Тарковский наперекор всем подарил нам несколько великолепных – и великих – работ, которые до сих пор смотрятся на одном дыхании.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Ясная Поляна-2019" объявила лауреатов
39-й Международный студенческий фестиваль ВГИК стартует в Москве сегодня, 14 октября
Сегодня мог бы отметить 85-летие Михаил Козаков

В Москве

Топ-5 событий на время школьных каникул
Азиатский алмаз. Филармонический оркестр Сеула, дирижер Маркус Штенц представили азиатско-русско-европейскую музыку в концертном зале "Зарядье"
Фестиваль "Уроки режиссуры" и выставка "Первые сюжеты. Лица российской сцены рубежа тысячелетий"
Новости кино
В конце сентября стартует Первый фестиваль студенческого кино "Вознесенский Fest"
16 сентября 19:09
12 сентября в Москве стартует показ анимационного фильма о Луисе Бунюэле
9 сентября 16:00
С 3 сентября по 3 октября в Государственной Третьяковской галерее пройдет фестиваль эстонской анимации
2 сентября 12:02
"Братья медведи" — анимационная комедия для всей семьи, выходит в прокат
26 августа 21:23
С 14 по 18 августа в Резекне пройдёт VII международный фестиваль короткометражных фильмов стран Балтийского региона
18 июля 10:00
В столице открыты театральные дни на площадках летних кинотеатров КАРО
11 июля 11:10
18 июля в прокат выходит фильм режиссёров Евгении Яцкиной и Алены Рубинштейн "Это не навсегда"
5 июля 17:00
Выставка легендарного кинофотохудожника Игоря Гневашева откроется в Витебске
5 июля 14:00
В столице пройдёт IV Московский международный фестиваль экспериментального кино
3 июля 12:00
ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть