Историк негативно воспринял ожидаемый с 2017 года украинско-китайско-российский сериал "Зорге" как с документальной, так и с художественной точки зрения.
По мнению автора статьи, новый телепродукт не выдерживает конкуренции с культовыми советскими фильмами и сериалами о шпионах и разведчиках: "Семнадцатью мгновениями весны", фильмами о "Резиденте" графе Тульеве, "Щитом и мечом", "Мёртвым сезоном" и "ТАСС уполномочен заявить". Дело не в том, что они исторически достоверны – но в том, что они художественно убедительны. Вымысел в них органично сочетается с психологизмом и тонкой актерской игрой, которой рецензент не нашел в картине о Зорге и в изображении разведчика Александром Домогаровым.
Что же касается исторической правды, Куланов прибегает к следующей статистике. Только в первой серии он, по его словам, нашел 38 исторических выдумок и несоответствий на 49 минут экранного времени.
Главную проблему Куланов видит в том, что сериал подаётся одновременно как почти документальный, так и обогащенный художественными допущениями. Он опровергает тезис о том, что во время подготовки к роли Домогаров основательно изучил биографию своего персонажа и дневники знаменитого шпиона, ибо Рихард Зорге не вёл дневников. Также историк неодобрительно оценивает режиссерский ход с превращением радиста группы Макса Клаузена в убийцу из НКВД. По его словам, вместе с Зорге был повешен Хоцуми Одзаки, а казнь происходила не во внутреннем дворике, а в глухой камере токийской тюрьмы Сугамо. Во время следствия заключенных фактически морили голодом, а актеры выглядят здоровыми и упитанными. По следствию проходили три десятка членов "кольца Зорге", которых в сериале просто нет. И так далее.
Заканчивает Куланов свою статью апелляцией ко мнению ветеранов спецслужб, которое еще жестче его собственного. Полный вариант статьи – по
ссылке.