Фото: Международный 36-й студенческий фестиваль ВГИК
Помимо самих категорий, во многих работах читались темы, волнующие большинство людей нашего времени – политика, война, семья, любовь и человечность. Многие режиссёры постарались изобразить в своих картинах то, что вызывает отклик не только в них самих, но и в обществе.
В фильмах мы увидели сюжеты про детей, семью, толерантность, смысл жизни, любовь, взаимопомощь. В большей части кинолент можно угадать единую композицию – герой, его цель и препятствия на пути к ней, победа или поражение. Несмотря на то, что фильмы интернациоальные, они все зачастую похожи между собой, чего не скажешь об анимационной программе. В ней ярко проявились черты различных стран и национальностей, каждая работа обладала своим характером, стилем, идеей. Засчёт этого рубрика “Без границ” была одной из самых интересных, а в её рядах преобладало число удавшихся работ над неудавшимися.
Фото: Международный 36-й студенческий фестиваль ВГИК
Казалось, что в своей киноленте “Самира” режиссёр Шарлотта Рольфс подняла и так несколько щекотливых тем: депортация иммигрантов, гомосексуализм, проблему толерантности по отношению к другим людям в целом. И вот финальным аккордом, дабы не оставить у зрителей никаких сомнений относительно позиции автора, текст на титрах начал переливаться радугой.
Продолжает тему о толерантности к другим людям, в частности, иммигрантам – короткометражка “Добри”, режиссёра Орлин Милчев из Болгарии. В ней мужчина спасает раненного беженца, выхаживает его и даёт ему имя Добре – “добрый” в переводе на болгарский язык. Как рассказывал режиссёр картины, в их стране сейчас ведётся активная пропаганда ненависти к иммигрантам, и это, действительно, является проблемой. “Мы хотели показать иммигранта, который не является тем, кем его выставляют в новостях. Мы показали одного из многих, и он хороший”.
Но были на фестивале и такие короткометражки, которые откровенно шокировали зрителя, вызывали непонимания и отторжение. К их числу можно отнести работу Пабло Радика из Аргентины. Картина “Близнецы” была наполнена рядом противопоставленных кадров на тему – рождение и смерть, показанными настолько насыщенно и реалистично, что многие зрители отворачивались вовремя посмотра.
Работы, представленные от ВГИКа, во многом приглянулись зрителю. Уже в который раз взорвала зал работа Александра Зубовленко “Массовка. Крупный план”, документальный фильм про актёров массовых сцен. В ней люди подшучиват над собой, объясняют причину своего задействования в массовке, рассказывают о режиссёрах, у которых они снимались, и какое о них сложилось мнение. Но одновременно с этим они дают понять, что любят свою работу и не думают, что она хуже, чем другие. Им бы хотелось, чтобы их не принижали. Несмотря на лёгкую грусть, всё это выглядит очень смешно и трогательно, и оставляет след в сердце каждого в кинозале.
Фото: Международный 36-й студенческий фестиваль ВГИК
Вряд ли картины фестиваля показывают нам то кино, которое ожидает нас в будущем. Скорее они отображают ситуацию здесь и сейчас, но это лишь придает вес этим работам. Просматривая конкурсные фильмы, мы видим мир глазами других людей, расширяем наши горизонты, учимся принимать и уважать чужие мнения. За эти несколько дней зрители увидели много волнующих сердце и разум картин, а фильмы-победители станут известны уже на закрытии фестиваля.