Фото из открытых источников
Мягков родился в Ленинграде в семье далекой от кинематографа. Мать – инженер-механик, отец - педагог и организатор учебного процесса в Ленинградском Полиграфическом техникуме. По настоянию отца, сын пошел после окончания химико-технологического вуза работать в Институт пластических масс. И не увидели бы зрители прекрасного актера Мягкова ни в кино, ни на сцене, если бы не произошло чудо. В кружке театральной самодеятельности, куда приходил заниматься Андрей, артиста-любителя заметил один из преподавателей школы-студии МХАТ, заглянувший на спектакль. Игрой непрофессионала тот был очарован. Спросил, откуда парень взялся, выяснилась, что его появление на сцене – случай - попросили заменить заболевшего коллегу. После той встречи Мягкова пригласили в театральный в Москву. И началась совсем другая жизнь: репетиции, сцена, съемки, слава.
В школу студию МХАТ на курс Василия Макарова Андрей поступил легко, а после окончания школы сразу же попал в "Современник".
Первая же роль, которую предложили в театре, была главной - Мягков сыграл в постановке "Дядюшкин сон" по Достоевскому. За многие годы он вдохновенно отработал множество ролей в театре и в кино, среди первых запоминающихся кинематографических работ - роль дантиста Чеснокова в комедии "Похождения зубного врача" (1965 год). Всенародную любовь принесло сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым. "Служебный роман", "Гараж", "Ирония судьбы или с легким паром" - каждая его роль в картине мэтра принималась публикой восторженно. Рязанов "лепил" из Мягкова всё, что хотел. Убийца, неудачник, борец за права.
Мягков мог и не такое, но главное - он очень органично воплотил на экране полюбившийся народом образ московского интеллигента - порой смешного, родного и своего. Но это позже была "Ирония судьбы" и прославившая актера роль Жени Лукашина, а впервые увидел его в этом интеллигентном амплуа в 1973 году режиссер Алексей Коренев. Он предложил сыграть Андрею Васильевичу - Нестора Петровича в картине "Большая перемена". Но тогда Мягков поставил Кореневу условие: "Сыграю, если на роль учителя Светланы Афанасьевны возьмете мою жену". Режиссер не согласился и от роли артист отказался. Порой он бывал непримирим, и всю жизнь любил и ценил жену, с которой вместе уже 55 лет.
С женой Анастасией Вознесенской. Фото: kino-teatr.ru
Мягков всегда переживал, что ролей супруге с годами предлагают играть все меньше. С Анастасией Вознесенской они поженились еще в студенческие годы – это была любовь с первого взгляда. Детьми так и не обзавелись, но друг в друге растворились абсолютно. Коллеги Мягкова рассказывают, что для счастья супругам кроме друг друга больше никто не нужен, даже друзей в гости на праздники не приглашают.
В 2008 году специально для Андрея Васильевича и его жены в театре МХТ имени Чехова Евгений Каменькович поставил спектакль "Белый кролик". Вознесенская и Мягков вдохновенно играли в нем несколько лет. Но в 2013 году Анастасии перед выходом на сцену неожиданно стало плохо – инсульт. Мягков оставил театр, чтобы ухаживать за больной женой. Спектакль был снят с репертуара, потому что никто актеров после супругов не решился играть роли, написанные специально для этой пары.
В фильме "Ирония судьбы. Продолжение" постаревший герой Мягкова говорит: "Любовь не насморк, она не проходит". Эту мысль актер доказывает всей своей жизнью. В одном и немногих интервью на телевидении он оговорился, что не понимает, как это сегодня мужчины меняют старых жен на новых, бросают семьи. Он любит свою жену в болезни и здравии, в горести и радости. Андрей Мягков всю жизнь благодарен Эльдару Рязанову за то, что тот пригласил его супругу в фильм "Гараж" на роль директора рынка Кушаковой. И хотя отношения у Рязанова и Мягкова тогда были непростыми, супруги сыграли в фильме вместе. У Мягкова в картине роль безголосая, по сценарию его герой простужен и охрип. Так Рязанов своеобразно отомстил Мягкову за то, что тот все время давал ему советы и критиковал на съемках фильма "Ирония судьбы".
Андрей Васильевич прославился во многом благодаря комическим ролям, он умеет над собой посмеяться, но в его творческой биографии очень ярки и драматические роли ("Братья Карамазовы" - Алеша Карамазов, "Жестокий романс" - Карандышев).
В последнее время он практически не снимается в кино, объясняя: "Мы так бесстыдно подражаем американцам! Боевики, драки, бесконечный экшен. Кино стало бесчувственное, бессердечное. Это не русское искусство. Его мы забросили совершенно. У советского кино было свое лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нём американскую физиономию".
Актер, разносторонний человек, он автор трех детективных романов, которые написал по собственному признанию потому что "жене не хватает интересной литературы". Увлекается он и портретной живописью, написал портрет Олега Ефремова.
Андрей Мягков награжден множеством званий и наград. Лауреат Государственной премии СССР, он имеет Орден почета, Орден за заслуги перед отечеством IV степени, Орден Дружбы.