Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В вечных поисках равновесия. Герман Гессе

Писатель прожил долгую, насыщенную жизнь, и все время искал способ понять ее и привести в равновесие.

Фото: ok.ru
Фото: ok.ru

Искавший гармонию на Востоке, в психологии и в европейской культуре − Герман Гессе закончил свой роман "Игра в бисер" в 1942 году, он стал последним. Вплоть до своей смерти писатель больше не создавал крупных произведений. Нашел ли он то, что искал?

Судьба с рождения наделила Германа Гессе необычным, но, кажется, столь необходимым для него фундаментом, на котором он будет кропотливо, в течение всей жизни пытаться искать решение тех проблем, что он перед собой поставит...

Фото: twitter.com
 
Мальчик родится в семье миссионеров, его отец − Иоганнес Гессе, по долгу службы некоторое время проведет в Индии. Своего сына (второго по старшинству из четырех детей в семье) он с раннего детства отправит учиться сначала в миссионерскую школу, затем в христианский пансионат, (уже здесь Гессе начинает писать, рисовать, учиться играть на музыкальных инструментах), в возрасте 14 лет юноша отправится учиться в семинарию в монастыре Маульбронн.


Фото: 24smi.org

Весной следующего же года он пропадет из монастыря, его найдут неподалеку, спящим в стогу сена, отношения с профессорами и друзьями ухудшатся, Герман Гессе остается в одиночестве. Родители отправят его в лечебно-исправительное учреждение, после Гессе попробует продолжить обучение в гимназии, но и здесь долго не задержится, он устроится учеником в типографию, будет помогать отцу в миссионерском издательстве, работать механиком на часовой фабрике...

В 1895 бешеный круговорот, наконец, остановится − Гессе попадет помощником продавца в книжную лавку. На сэкономленные деньги в 1899 году, будучи 22-летним юношей, Герман Гессе издаст свои первые книги: сборник стихотворений "Романтические песни" и сборник рассказов "Час после полуночи". Эти публикации останутся незамеченными, но все же дадут ему вступление в литературную жизнь.


Фото: ruspekh.ru

Так начнется действительно насыщенная, драматичная жизнь великого писателя, и она не будет скупа на события. Вскоре Гессе организует свой журнал, посвященный проблемам культуры, отправится в путешествие в Индию, вернувшись, поселится в Швейцарии. С началом Первой мировой войны, желая в рядах добровольцев отправится на фронт, Гессе будет признан негодным для службы по состоянию здоровья, тогда он станет сотрудничать с посольствами, принимать участие в работе социальной службы по оказанию помощи немецким военнопленным.

1916-1917 годы станут, наверное, самыми трудными для Гессе, он будет тяжело переживать смерть отца и обострившееся психическое заболевание жены. Находясь на грани нервного срыва, Гессе пройдет с Йозефом Лангом десятки сеансов психоанализа, уедет, спасаясь от окружающего его ужаса, в итальянскую Швейцарию, где будет писать согретые южным солнцем акварели, а затем, в 1921 году вновь вернется к сеансам психоанализа, на этот раз − с самим Карлом Юнгом.


Фото: samwoolfe.com

Стоит сказать, за свою долгую жизнь Гессе будет трижды женат, и только последний брак, в который писатель вступит в 1931 году, можно назвать счастливым.
В 1942 году часть его произведений запретят на территории рейха, полностью запретят публиковаться в газетах. А уже весной того же самого года будут дописаны последние строки романа "Игра в бисер", над которым автор работал последние одиннадцать лет. В 1946 году Гессе получит Нобелевскую премию, в 1951 году выйдет первое в Германии издание романа. Через 20 лет писатель уйдет из жизни.


Фото: academic.su

И это только те штрихи, которые можно назвать основными в его портрете. Пройденный путь с трудом отождествляется  с гармонией, может, потому он так отчаянно и упорно будет добиваться ее в своих произведениях. И искомое спасение он мыслит, конечно, по-немецки − в объединении противоположностей.
Хотелось бы сосредоточить внимание на последних произведениях Гессе, о его пути к гармонии и единству.  
В романе "Степной волк", вышедшем в 1927 году, этот поиск будет замкнут на внутренней жизни личности и строиться на архетипах Юнга.

Архетипы − иначе, образы, сложившиеся еще в глубокой древности, и постепенно накапливающиеся в коллективном бессознательном последующих поколений. Они передаются нам с рождения, по наследству, и мы имеем с ними дело, даже если не подозреваем об этом.


Фото: pinterest.com

Один из главных конфликтов "Степного волка" в то том, что в герое  Гарри  с трудом пытаются ужиться две части его личности: человек и волк. Поэтому он считает себя сумасшедшим. Речь здесь, конечно, о метафорическом волке, о том, что живет внутри каждого из нас, или, по Юнгу, об архетипе Тени. Тень представляет собой относительно отдельную, неподвластную нам часть нашей личности, и содержит все то, что личность не может принять в себе из-за кажущейся абсолютной несовместимости с имеющимися представлениями о себе.
Гарри — человек, осознавший, что внутри него есть Тень, враг в нем самом вступает в конфликт, из которого, по Юнгу, человек должен в конечном счете выйти целым. Противоположности обязаны соединиться и превзойти себя в едином целом. Об этом и пишет в "Степном волке" Герман Гессе. Первая гармония − единство и равновесие внутри себя самого.


Фото: snoska.ru

Вслед за "Степным волком", в 1930 году свет увидел роман "Нарцисс и Златоуст". Писатель сталкивает два пути понимания мира: рациональный и эмоциональный. Здесь можно проследить тему "аполонического и дионисического" духов, сформированную, конечно, под влиянием Ницше, и вновь архетипические структуры Юнга, а именно, так называемый "мужской" и "женский" ум. Два персонажа романа представляют собой диаметрально противоположные взгляды на мир: Нарцисс − это логика, наука, рассудительность, порядок, он представляет собой "мужской" ум, а Златоуст − природа, страсть, непостоянство, эмоциональность, то есть "женский" ум.

Свой путь к познанию самих себя и мира они тоже, конечно, проходят совершенно по-разному.
И снова Гессе мастерски показывает, как эти две противоположности прекрасно дополняют друг друга, хотя и предписывает им разные пути к познанию мира и себя самого. Писатель говорит нам о том, что обретение полного и гармоничного познания мира возможно только при объединении этих двух подходов.


Фото: wcbook.ru

"Паломничество в страну Востока", изданное в 1932 году, и являющееся, по сути, подготовкой к написанию "Игры в бисер", ставит перед нами новый срез проблемы. Главный герой книги рассказывает о паломничестве, в которое он отправился вместе с неким Орденом, о паломничестве на Восток, который в этом произведении − не географическая точка, да и, строго говоря,  не точка вообще, а путь к познанию жизни, к юности души. Путь герою не суждено было завершить, но Орден вновь появится в его жизни…появится, чтобы напомнить о гармонии − о стремлении к единству с Создателем.


Фото: in.pinterest.com

Книга "Игра в бисер" впервые издана в 1943 году в Швейцарии. Игра в бисер − интеллектуальное занятие для знатоков культуры, попытка приблизиться к универсальному языку культуры, сочинить метатекст, пронизать все интеллектуальное достояние человечество множеством нитей.

Повествуя об "игре", в самом общем виде, Гессе говорит, что можно усмотреть общие черты в математике и музыке, от них перейти к литературе, потом к законам природы − или в любом другом порядке, потому что все имеет некоторую общность, все связано и, проводя параллели, опытный игрок в бисер легко уходит в бесконечные комбинации. И, важно знать, речь не о простой аналогии, а о том, что уходит куда глубже, о том, что, кажется, находится в сфере невыразимого.


Фото: sadaneera.com

Такова "игра". Ее приверженцы собираются в вымышленной провинции Касталии – стране интеллектуалов, отделенной от всего остального "настоящего" мира. В Касталии − престижные учебные заведения, именно в одно из таких и попадает в раннем возрасте главный герой Йозеф Кнехт. И долгое время он пребывает в восторге от открывшихся перед ним возможностей.

Но Гессе вовлекает его в конфликт, который трансформируется на протяжении повествования. Его основные точки: споры с юношей Дезиньори, который в противоположность Кнехту отстаивает  ценность "настоящего", обычного мира за пределами интеллектуальной Касталии.  Затем в повествовании появится и Восток, а точнее − практики восточных медитаций, они научат Кнехта тому, что действие всегда должно сочетаться с созерцанием, иначе либо твой дух, либо твое тело ослабнут. Пройдя вместе с героем длинный путь, описанный в романе, Гессе выйдет на новую  гармонию, и на этот раз, она будет касаться уже даже не одного человека.


Фото: poistine.org

Теперь Гессе не хочет искать гармонии для человека в мире, он хочет уравновесить весь мир. Теперь  гармония Гессе − единство и равновесие культуры и цивилизации; высот, которых может достигнуть человеческий Дух. Духовное без телесного − пусто и не имеет смысла, телесное без духовного − отвратительно. Поиски гармонии выводят писателя за пределы человеческой личности.
В 1946 году писатель получит Нобелевскую премию с формулировкой "За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль".        Трудно сказать, нашел ли Гессе ту абсолютную гармонию, путь к которой он описывал в своих произведениях, но можно сказать, что он оставил нам бесценный маршрут, с которым, конечно, можно не согласиться, или который можно посчитать недостижимым, но с которым нельзя не познакомиться. Однозначно, если вам не хватает опоры под ногами, − попробуйте обратиться к Герману Гессе.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть