Посмевший. В Московском драматическом театре "Сфера" состоялась премьера спектакля "Гиберболоид инженера Гарина"
21 сентября 2019
Театральный марафон "Видеть музыку" открылся мюзиклом "Белый клык"
18 сентября 2019
Сии птенцы гнезда Башмета
18 сентября 2019
Шаг в анимацию
16 сентября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Я вызову любое из столетий…". О поэте Арсении Тарковском.

Арсения Тарковского считали последним поэтом Серебряного века, но вместе с тем он открыл новую страницу русской литературы ХХ века.

Поэт Арсений Тарковский. Фото: ОК.ру
Поэт Арсений Тарковский. Фото: ОК.ру

"Последним поэтом Серебряного века" называл Арсения Тарковского Юлий Халфин (1929 – 2014), педагог, преподаватель литературы, автор множества "портретных" статей о своих современниках – литераторах.

Действительно, настроение поэзии Тарковского, звучащая в ней музыка, отсылает нас к какому-то туманному и полумагическому голосу Серебряного века русской поэзии. И все-таки Арсений Александрович (1907 – 1989) в начале своей творческой деятельности не подражал прошлому, он мыслил так, как бы мыслил человек начала XX века.

Голос Арсения Тарковского зазвучал резко в 1960-е, после долгих лет сочинения "в стол" и длительного периода переводов туркменской литературы, врезался в память и стал "страшной исповедью целого поколения", как выразился о нем поэт Константин Кедров. Но даже и в период замалчивания стихи Тарковского читали и любили, пусть поначалу и в узком кругу друзей и родственников.


Арсений Тарковский. 

Выделяя важные особенности поэзии Арсения Тарковского, хочется отметить, что она не только вбирает в себя атмосферу прошлого, но и устремлена в будущее. Сам поэт соблюдает традиции Серебряного века, а именно акмеистов и символистов, и включает в свои произведения символику современной поэзии. Говоря о творчестве Арсения Тарковского, нельзя не упоминать Серебряный век. Не только потому, что поэт был знаком с авторами того периода, тесно общался с ними и от них набирался опыта. Но и потому, что вся его поэзия так или иначе наполнена музыкой того времени.

Тарковский был своеобразным проводником между той, уже прошедшей литературной эпохой, и этой, еще шаткой и неустойчивой, наполненной запретами и упреками для художника слова. Ведь поэт не должен быть деталью в государственной машине, он должен творить и жить своим творчеством, его миссией должно быть "радостное богообщение", как говорил великий поэт Осип Мандельштам. Именно это определение в полной мере применимо к Тарковскому. Продолжая хранить традиции символистов и акмеистов, он постепенно пытался создать новую советскую поэзию, долгое время оставаясь малоизвестным переводчиком поэзии восточных авторов.

Рассмотрение поэзии Тарковского в контексте традиций Серебряного века не только обозначит его место в литературном процессе XX века, но и поможет выявить особенности лирики этого автора. Сравнивая поэзию Тарковского с поэзией представителей Серебряного века, важно выделить схожие на уровне поэтики образные характеристики, общие явления и аспекты поэзии.

Обратим внимание на такой аспект, как культуроцентричность, который характеризуется в поэзии и авторов Серебряного века, и в произведениях Тарковского отсылками к памятникам мировой культуры, использованием цитат и реминисценций. Также образ человека в поэзии Тарковского, в первую очередь, рассматривается как образ носителя души, а не социального существа. Образ души является одним из ключевых, он имеет огромное значение и в поэзии символистов, и в продолжающей их традицию поэзии А. Тарковского. Образ души неразделим с такими понятиями, как "жизнь" и "смерть", и это тоже характерно для стихотворений Тарковского. Одной из особенностей поэзии Тарковского можно назвать неомифологию.
В первую очередь, этот термин значит использование образов классического мифа или же мифа архаического в литературных произведениях XX века, прежде всего в поэзии. Интересно заметить, что вместе с традицией использования древних мифологических образов в XX веке возникает мифологизация обыденности, то есть придание мифологического смысла обыденным вещам, действиям и т.д. Она присутствует в лирике начала XX века, а также является одной из особенностей любовной лирики Тарковского.  

 
Поэт Семен Липкин в своих воспоминаниях об Арсении Тарковском писал: "Тарковского считали поэтом, который далек от магистральной линии развития советской поэзии, далек не только от Маяковского, но даже и от Пастернака, он весь в каком-то мире Серебряного века". По мнению Липкина, именно поэтому Тарковского почти не печатали (первая поэтическая книга Арсения Александровича вышла, когда ему было 55 лет). Советский литературовед и критик Евгения Книпович замечала: "…стихи Тарковского относятся к тому черному пантеону русской поэзии, к которому принадлежат стихи Гумилева, Ахматовой и эмигранта Ходасевича". Да и сама Анна Ахматова говорила: "…Из современных поэтов один Тарковский до конца свой, самостоятельный".

Оправданы ли эти высказывания? Да. С детства Тарковский воспитывался в литературной атмосфере, посещал с отцом поэтические вечера Бальмонта, Сологуба, Северянина. В юности Арсений Александрович считал себя футуристом, о своих ранних творениях он в собственных автобиографических заметках вспоминал так: "Тогда я был подражателем Сологуба, Северянина, Хлебникова, Крученых и, верно, еще кого-нибудь сразу. Писал я стихи такие чудовищные, что и теперь не могу вспомнить их без чувства мучительного стыда".

В 1926 году Тарковский встретился в Ленинграде с Федором Сологубом, некогда бывшим его кумиром. Последний прочел его стихи и сказал, что они ужасны, но надежды терять не надо. Далеко от положительного было мнение и другого большого поэта XIX- XX века – Осипа Мандельштама. О Тарковском Мандельштам язвительно пошутил: "Разделим землю на две части, в одной половине будете вы, в другой останусь я".



Анна Ахматова высоко ценила стихи Тарковского, несмотря на отрицательные отзывы других поэтов, приятна ей была и дружба с Тарковским, которая продлилась вплоть до её смерти. После ухода Ахматовой, многие считали Арсения Александровича её учеником. О Тарковском говорили, что он один из тех, кто "опоздал родиться", начало его творчества пришлось на время формирования соцреализма, а Серебряный век был уже "загнан в катакомбы литературного подполья". На желание и даже требование современников занять своё место в поэтическом ряду, Тарковский всегда отвечал: "Гений – это Пушкин".

Феномен поэзии Арсения Тарковского весьма неоднозначен. Говоря о Тарковском-поэте, Тарковском-переводчике, нельзя не отметить его уникальный вкус и слух, "безупречно поставленный голос", как сформулировал литературовед и переводчик Евгений Витковский. Тарковский отвергал современное ему столетие, но знал, что время не выбирают. И это не помешало ему создать свое время, время своей поэзии. Для Тарковского было важно, чтобы "слово светилось, благодаря близости другого или отдалению от другого", - сказала в одном из исследований поэтесса Светлана Кекова. Яркий представитель так называемой православной поэзии, Светлана Кекова посвятила статью метаморфозам христианского кода в поэзии Николая Заболоцкого и Арсения Тарковского – авторов, формально считающихся представителями советской поэзии, но фактически весьма от нее далеких.

Тарковский в своих стихотворениях очень кинематографичен, в его такстах, словно мелькающие кадры кинохроники, сменяют друг друга цвета, образы, эмоции. Для него важна каждая деталь, мерцающая в каждой строке еле заметным светом. Основой художественного метода Арсения Тарковского, определяющей способ трансформации действительности в реальность текста, является принцип преображения. "Сквозь вещи и явления обыденного мира в поэзии А.Тарковского просвечивает иное, священное измерение бытия, а человек в его поэзии находится в постоянном поиске этой реальности", - утверждает Кекова. Говоря проще, Тарковский в своих стихотворениях преображает бытовое и обыденное в нечто полумагическое, полумистическое, живущее по своим законам, отличным от течения времени и не поддающимся его влиянию.


Кадры со съемок автобиографичного фильма Андрея Арсеньевича Тарковского "Зеркало», 1974 год. В ролях - Олег Янковский и Маргарита Терехова.

Ярким примером этого творческого метода является одно из самых ныне широко известных стихотворений Тарковского – "Первые свидания", написанное в 1962 году.

Свиданий наших каждое мгновенье
 Мы праздновали, как богоявленье,
 Одни на целом свете. Ты была
 Смелей и легче птичьего крыла,
 По лестнице, как головокруженье,
 Через ступень сбегала и вела
 Сквозь влажную сирень в свои владенья
 С той стороны зеркального стекла.
 Когда настала ночь, была мне милость
 Дарована, алтарные врата
 Отворены, и в темноте светилась
 И медленно клонилась нагота,
 И, просыпаясь: "Будь благословенна!"
 - Я говорил и знал, что дерзновенно
 Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
 К тебе сирень тянулась со стола,
 И синевою тронутые веки
 Спокойны были, и рука тепла.
 А в хрустале пульсировали реки,
 Дымились горы, брезжили моря,
 И ты держала сферу на ладони
 Хрустальную, и ты спала на троне,
 И - боже правый! - ты была моя.
 Ты пробудилась и преобразила
 Вседневный человеческий словарь,
 И речь по горло полнозвучной силой
 Наполнилась, и слово ты раскрыло
 Свой новый смысл и означало царь.
 На свете все преобразилось, даже
 Простые вещи - таз, кувшин,- когда
 Стояла между нами, как на страже,
 Слоистая и твердая вода.
 Нас повело неведомо куда.
 Пред нами расступались, как миражи,
 Построенные чудом города,
 Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
 И рыбы подымались по реке,
 И небо развернулось пред глазами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛИТЕРАТУРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Посмевший. В Московском драматическом театре "Сфера" состоялась премьера спектакля "Гиберболоид инженера Гарина"
Открытие второго сезона "Moscow Shorts"
Театральный марафон "Видеть музыку" открылся мюзиклом "Белый клык"

В Москве

Сии птенцы гнезда Башмета
Шаг в анимацию
В поисках "Фантастики". На экраны выходит анимационная комедия для всей семьи "Братья Медведи. Тайна трех миров"
Новости литературы
ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть