Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

45 лет без Александра Галича

15 декабря 1977 года погиб один из крупнейших русских бардов.

Александр Галич. Фото: соцсети
Александр Галич. Фото: соцсети

Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия Гинзбург), русский поэт советского времени еврейского происхождения, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель песен, старейший по годам из плеяды советских бардов, диссидент, член-корреспондент диссидентского Комитета прав человека в СССР в 1970—1973 годах, участник петиционных кампаний, погиб в Париже 15 декабря 1977 года. По официальной версии – от несчастного случая. Но его смерть остается одним из исторических детективов.

Загадочной смерти Галича от удара током в Париже предшествовали следующие события. 29 декабря 1971 года Александра Аркадьевича исключили из СП СССР, где он состоял с 1955 года, и в том же году его "попросили" из Союза кинематографистов, членом которого он был с 1958 года. Лишенный тем самым большинства возможностей официальных заработков и перенесший третий инфаркт бард получил вторую группу инвалидности и пенсию: то ли 54, то ли 60 рублей в месяц. Данные об этой цифре в разных источниках расходятся, как и оценки многих эпизодов из жизни Галича. Например, сведения о его эмиграции, последовавшей 25 июня 1974 года, тоже двояки. По одним данным, он выехал в Норвегию для участия в семинаре по творчеству К. С. Станиславского и тут же был официально лишён советского гражданства. По другим же — как еврей, выехал за рубеж по так называемой "израильской визе". 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все изданные в стране произведения Галича запретили. Впрочем, кажется, фильмы с его участием в качестве сценариста шли по телевидению – например, сатирическая комедия "Дайте жалобную книгу". Над ее сценарием работал вместе с Галичем Борис Ласкин.

За границей Александр Галич первое время жил в Норвегии, потом в Мюнхене. Побывал в США и посетил Святую Землю. Поездки в Америку и Израиль были связаны с другими вопросами, в основном с правами человека, но неизменно становились гастрольными турами. Галич пел свои песни для русских эмигрантов, а их по всем этим странам было довольно… Но обосновалась чета Галичей все же в Париже.

Днем 15 декабря 1977 года Александр Аркадьевич погиб в своей парижской квартире от удара током при подключении антенны к телевизору. По самой распространенной версии, его обнаружила умирающим жена, ненадолго вышедшая из дома, и тут же подняла панику.

Конечно же, тут же возникли разговоры о том, что не просто так Галича ударило током. В перестройку, якобы, сотрудники КГБ едва ли не прямо признавались в организации убийства поэта. Но парижское окружение Александра Галича отрицало причастность "Конторы глубинного бурения" к этому делу. А это были люди, которых никак нельзя было заподозрить в симпатии к СССР и его строю: Владимир Максимов, Михаил Шемякин и тому подобные диссиденты.

Скажем, поэт и литературный критик Василий Бетаки, близкий знакомый Галича, рассказывал так (судя по форме записи, это было что-то вроде протокола опроса свидетелей):

"Я, Василий Бетаки, пришёл вместе с В. Максимовым, редактором журнала "Континент", в квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В квартире были пожарные и врач. Врач показал мне и В. Максимову чёрные полосы на руках от антенны (двурогой), которую Галич стал поправлять, предварительно воткнув её вилку в гнездо под напряжением, причём он не заметил нужного гнезда и, чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты вилки и таким образом воткнул вилку в запрещённое для неё гнездо. Таков был вывод врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А. А. Галича, на мой взгляд, являются домыслами".

Художник Шемякин солидарен с Бетаки, что смерть Галича не была происками советской спецслужбы. Более того, он фактически впрямую обвинил Галича в собственной кончине: по его мнению, он решил своими руками сделать то, чего не умел, начал возиться с аппаратурой, не понимая, как ее включать. С пристальным вниманием художника Михаил Михайлович добавил неаппетитные детали, которых не видел сам, но усвоил из рассказа жены Галича: что она застала его еще живым, но бьющимся в судорогах и под мощным напором электричества не имевшим сил даже разжать руки… А сама Ангелина Николаевна говорила, что дело было в стереосистеме "Грюндиг", о которой Александр Аркадьевич давно мечтал. Якобы, когда ее привезли из магазина, Галич не смог дотерпеть, когда придет и установит специалист, поспешил – и не насмешил, но очень сильно огорчил любящих его людей…

Но при всех при этих свидетельствах в пользу несчастного случая французская полиция позанималась делом Галича неделю – и закрыла дело о смерти барда на 50 лет. Они еще не истекли. Срок окончится 15.12.2027 года. Может быть, тогда мы, наконец, узнаем что-то, неизвестное сейчас.

Александра Аркадьевича похоронили 22 декабря 1977 года на знаменитом русском эмигрантском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Впоследствии в эту же могилу легла Ангелина Николаевна.  На могильной плите была выбита надпись "Блажени изгнани правды ради" ("Евангелие от Матфея").


Фото: Википедия

45 лет спустя смерти Александра Галича к нему все чаще относятся не как к "изгнанному правды ради", но как к очернителю советской власти и Советского государства, заслуженно получившему наказание. Сегодня вообще непопулярны какие-либо свидетельства об издержках бытования в лучшей в мире стране. Правильно мем гласит: "Чем автор моложе, тем лучше ему жилось при СССР". А ведь свидетельства современников, в том числе и художественные, испокон веков считались важным историческим источником…

В годовщину ухода из жизни Александра Галича приведем один из его исторических источников самого невинного "бытового плана": "Незнакомку" ХХ века.

Баллада о том, как одна принцесса раз в два месяца приходила поужинать в ресторан "Динамо"
 
"...И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна..."
(А.Блок)
 
Кивал с эстрады ей трубач,
Сипел трубой, как в насморке.
Он и прозвал её, трепач,
Принцессой с Нижней Масловки.
Он подтянул, трепач, штаны
И выдал румбу с перчиком,
А ей, принцессе, хоть бы хны,
Едва качнула плечиком:
Мол, только пальцем поманю —
Слетятся сотни соколов...
И села, и прочла меню,
И выбрала — бефстроганов.
 
И все бухие пролетарии,
Все тунеядцы и жульё,
Как на комету в планетарии,
Глядели, суки, на неё...
 
Румба, та-да-ра-да-ра-да-ра-да,
Румба, та-да-ра-да-ра-да-ра!
 
Бабье вокруг, издавши стон,
Пошло махать платочками,
Она ж, как леди Гамильтон,
Пила ситро глоточками.
Бабье вокруг — сплошной собес! -
Воздев, как пики, вилочки,
Рубают водку под супец,
Шампанское под килечки.
И, сталь коронок заголя,
Расправой бредят скорою:
Ах, эту б дочку короля
Шарахнуть бы "Авророю"!
 
И все бухие пролетарии,
Смирив идейные сердца,
Готовы к праведной баталии
И к штурму Зимнего дворца!
 
Румба, та-да-ра-да-ра-да-ра-да,
Румба, та-да-ра-да-ра-да-ра!
 
Душнеет в зале, как в метро,
От пергидрольных локонов.
Принцесса выпила ситро
И съела свой бефстроганов.
И вновь таращится бабье
На стать её картинную —
На узком пальце у нее
Кольцо за два с полтиною.
А время подлое течёт,
И, зал пройдя, как пасеку,
Шестёрка ей приносит счёт —
И всё, и крышка празднику!
 
А между тем пила и кушала,
Вложив всю душу в сей процесс,
Благополучнейшая шушера,
Не признающая принцесс.
 
Румба, та-да-ра-да-ра-да-ра-да,
Румба, та-да-ра-да-ра-да-ра!
 
...Держись, держись, держись, держись,
Крепись и чисти перышки!
Такая жизнь - плохая жизнь -
У современной Золушки.
Не ждет на улице ее
С каретой фея крестная...
Жует бабье, сопит бабье,
Придумывает грозное!
А ей не царство на веку -
Посулы да побасенки,
А там - вались по холодку,
"Принцесса" с Нижней Масловки!
 
И вот она идет меж столиков
В своем костюмчике джерси...
Ах, ей далеко до Сокольников,
Ай, ей не хватит на такси!
 
Румба, та-да-ра-да-ра-да-ра-да,
Румба, та-да-ра-да-ра-да-ра!
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть