Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

70 лет без Михаила Пришвина

Годовщина смерти писателя отмечалась 16 января.

Михаил Пришвин с собакой Яриком. Фото из сообщества газеты "Антошка" ВКонтакте.
Михаил Пришвин с собакой Яриком. Фото из сообщества газеты "Антошка" ВКонтакте.

Михаила Михайловича Пришвина (1873 – 1954) обычно классифицируют как "певца русской природы" и относят к пантеону отечественных авторов для детей и юношества. Во многом в этом "виноваты" его прекрасные наиболее известные произведения – действительно о детях и о природе: "Лисичкин хлеб", "Кладовая солнца", "Ярик" и многие другие. Однако же философия творчества Пришвина намного шире.

Год назад, в феврале 2023-го, к 150-летию со дня рождения Михаила Михайловича  в московском Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля устроили выставку "Михаил Пришвин: Главная книга". Название проекта было нарочито многоуровневым: подразумевало и дневник, который писатель считал своим главным творением, и его жизнь, и, конечно же, "книга природы", которую он непрестанно изучал.

О биографии Михаила Пришвина, уроженца Орловщины, сына разорившегося купца, о его судьбе, где были и отчисление из гимназии за дерзость, и юношеское увлечение марксизмом, и тюрьмы, и ссылки, и служба военкором на фронтах Первой Мировой, "Ревизор.ru" рассказывал ранее. К годовщине ухода писателя из жизни хотелось бы акцентировать внимание на другом: на том, что мы утратили вместе с этим человеком, и на том, что осталось нетленным.


Михаил Пришвин. Фото: © eg.ru

С тревожного 1937 года Михаил Пришвин жил в Москве. В ту страшную пору, позже получившую название "Большой террор", он очень много писал. Но вовсе не то, что считалось тогда магистральной темой: не о социалистическом строительстве, не о борьбе с внешними и внутренними врагами, не о торжестве идей коммунизма (хотя, как уже говорилось, в молодости разделял марксистские взгляды). Священной для его творчества была природа. Михаил Михайлович писал о ней с любовью и верностью, если так можно выразиться. Он вёл "Календарь природы" (сборник фенологических записок), создал цикл миниатюр "Лесная капель", повесть-сказку "Корабельная чаща" и реалистическую повесть "Кладовая солнца". Последней Пришвин предпослал жанровый подзаголовок "сказка-быль". Он исключительно точен. История из жизни двух осиротевших детей изобилует подробностями: брат и сестра живут в неназванном селе "возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского" тогдашней Ивановской области, "Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне", рассказчик обитает всего через дом от них и помогает детям. И вместе с тем, когда Настя и Митраша идут за клюквой к заветной "палестинке" на севере болота, разворачивается самая настоящая сказка с нешуточными испытаниями и счастливым финалом. Эта повесть по праву вошла в золотой фонд советской детской литературы. Умение уйти из невеселой действительности в сказочную реальность, при кажущейся легкости, не так часто встречается у писателей. После Пришвина его демонстрировал с той же силой и мастерством разве что Константин Паустовский – тоже пылкий певец русской природы, видевший восхитительное в невзрачном…

В сообществе детской газеты "Антошка" ВКонтакте можно прослушать лучшие произведения Михаила Михайловича для юношеской аудитории.
 
Что касается "черных лет" советской истории, то о Пришвине рассказывают вот что. В пору репрессий он не подписал ни единого письма против собратьев по писательскому цеху, которых обвиняли в каких-либо антипартийных или антисоветских деяниях. Он ни разу не появился на так называемых "показательных судах". Ссылался на возраст, на плохое самочувствие, которое не дает ему возможности приехать в столицу из Загорска (Сергиева Посада), где жил в красивом деревянном доме на улице Вифанской (тогда Комсомольской) с 1926 по 1937 год. Такая политика не могла, к сожалению, переломить происходящее в стране – но, по крайней мере, писатель не запятнал себя и не очернил свою совесть. К слову, он был депутатом городского совета Загорска – и в то же время в этом доме с мезонином принимал тех, кого преследовали…

Есть предание о том, что раз лично Сталин поинтересовался у Пришвина, не хочет ли тот написать что-либо о социалистическом строительстве. В ответ на это предложение (по сути – требование) Михаил Михайлович с воодушевлением начал рассказывать вождю о птицах, о которых знал столько, что мог не умолкать часами. Сталин быстро соскучился слушать о пернатых. Однако разрешил: "Ладно! Пишите уж про своих птичек…". Что Пришвин и делал. Странным образом дерзость сошла с рук писателю. Он не претерпел от советской власти репрессий и умер своей смертью в начале 1954 года. Похоронен на старинном Введенском кладбище Москвы.

Сталин не вникал, почему писатель Пришвин интересуется общественными процессами и их пропагандой меньше, чем живой средой обитания. Меж тем Михаил Михайлович отразил это исчерпывающе в своем дневнике в том же 1937 году.

"Природа поступает со своими черновиками разумней, чем мы, писатели: мы их рвем и показываем личико. Природа все свои черновики хранит в живом виде, и благодаря этому я могу, занимаясь с усердием, рассмотреть, как соединилось лицо человека и все детали лица…"

К сожалению, "черновики", которые оставляют по себе общественные преобразования, в отличие от "природных", зачастую необратимы…


Дом Пришвина в Сергиевом Посаде. Фото: biblgorlov.ru

Именно к "загорским" годам относится запись из дневника Пришвина, которую опубликовала в соцсети в день его памяти писатель и поэт Марина Кудимова.

"Стучат в калитку. Я из форточки:

— Кто там?

Тонкий женский или детский голосок:

— Здесь живет литер... атор?

Я переспросил:

— Писатель Пришвин?

Ответ:

— Сейчас посмотрю.

И, видимо, читает вслух по записке:

— Комсомольская, 85, дом Пришвина, Литер Атор.

Спускаюсь вниз, открываю калитку. Входит во двор здоровенная девица.

— Вы Литер Атор? — спросила она.

— Я сам.

И она пригласила меня читать на вечере Куркрола при МТП.

— Не знаю, — сказал я, — не понимаю даже, что значит Куркрол.

— Товарищ Атор, — изумилась она, — как же так вы не знаете: Куркрол — это курсы кролиководства".

И напоследок. Многие ли знают о том, что горячим увлечением Михаила Пришвина, наряду с писательством, была фотография? К этому искусству он приобщился, когда оно еще не было повально распространено, в начале ХХ века. Это произошло на севере, в ссылке. Пришвин первые снимки сделал на фотоаппарат, одолженный у случайного попутчика. В 1907 году Пришвин наснимал кучу иллюстраций к своей первой книге "В краю непуганых птиц". В дальнейшем он называл себя "художником света". Определение многозначно: свет – это не только лучи солнца и яркое освещение, но и сама живая природа – а зачастую и люди, посвященные ей. Такие, как он сам.

Собственный фотоаппарат Пришвин смог приобрести себе только в 1925 году. С того момента, как говорят, он практически не выпускал камеру из рук. Искусство фотографии сделалось неотъемлемой частью его судьбы. Оно было для Михаила Михайловича больше, чем способом создания иллюстраций к книгам. Слегка мистически он описывал, что фотография, в его парадигме, существует независимо, параллельно дневниковым записям, потому что всегда создает новые смыслы. Вот как писал Пришвин: "Проявляется изображение на пленке, и часто это происходит, будто глаза открываются все шире и шире... Диво! Вышло совсем не то и не так, как снимал. Откуда же это взялось? Раз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в "природе вещей"...".

Отвечая на заданный выше вопрос. Русская культура без Михаила Пришвина знает авторов, пишущих о природе, знает блестящих фотохудожников, располагающих необыкновенно технологичными аппаратами, знает сказочников и мастеров "эскапизма"… Но, несмотря на подъем экологических движений, утрачено то чувство любви и благодарности живому окружающему миру, которым отличался писатель, то умение расставлять приоритеты и видеть природу первостепенной, а общество – служащим ей. Дай Бог, чтобы мы ошибались, и новый Пришвин явился.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть