Африка – сюжетообразующий элемент мировой литературы. Герои сказки Корнея Чуковского "Бармалей" боятся Африки, как огня:
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
Героев романа Жюля Верна "Пятнадцатилетний капитан" забрасывает в Африку злой рок в лице коварного пирата Негоро. Правда, отважный капитан Дик Сэнд и его спутники невольно попадают в Анголу. А вот герой книги "Как мы открывали банк в Африке" Валерий Редькин сам отправляется в страну по соседству, в Конго. Хорошо, что не злой рок несет в Африку нашего героя, а "муза дальних странствий".
Кто же подвигнул нашего героя (Валерия Редькина) покинуть уютное кресло в Москве и поехать на край света, в Африку?
А вот кто – "
Михаил Слипенчук – генеральный директор ИФК Метрополь", которого автор "знал со студенческих лет – плавали когда-то вместе за сборную команду МГУ".
(То же друг называется! Но автор, как будто не в накладе.)
"Помню, когда первый раз его увидел, понял – почему мы немцев в 41 году под Москвой прижали. Этакий сибиряк-здоровяк, ростом под 2 метра и под 100 кг весом, но с очень обаятельной улыбкой и открытой, как мне казалось, душой".
Вся история завязалась в бане, как в сказке, просто и ясно:
- В Африку хочешь поехать? – спросил автора Михаил Слипенчук.
И автор согласился, ещё не ведая своеобразного обаяния и гипноза могущественного континента.
Две книги Валерия Редькина складываются в своеобразную дилогию: "Как мы открывали банк в Африке, или путешествие на другую сторону Земли" и "На берегу этой дикой реки, или операция "ликвидация" – рассказ о деятельности и приключениях русских бизнесменов в Африке, который захватывает, как детектив.

"Много россиян, особенно в последние 15 лет, посетили Африку: Алжир, Тунис, Египет, Марокко, ЮАР, Кению, Танзанию. И лишь единицам довелось побывать в центральной части континента. Эта территория называется Экваториальной или "черной Африкой" и она ничего общего не имеет с северной и, тем более, южной Африкой.
Как белых людей туда заносит? По - разному. У каждого свой путь..."
Валерий Редькин уже открывал банк в Москве в 1994 году, – чем не африканские дебри? Но всё же тогда было всё иначе, и вот он – в Африке…
Отправимся вслед за автором туда и мы...
Одни только названия глав, как приключенческая книга: "Сафари, водопад Виктория, заплыв по Замбези", "Мертвые души" …или поиск здания банка", "Как мы готовились…к чемпионату мира по карате" и т.д.
В книге, чтобы читатель не заблудился, пять частей и 24 главы. Окунёмся в омут головоломных приключений и авантюр.
Африканский колорит передан замечательно, загадочный, мистический континент, переполненный экзотикой, захватывает, гипнотизирует, затягивает постепенно.
"Первое, что ты ощущаешь, когда выходишь в Киншасе из салона самолета на трап, это нехватка воздуха. Дышать нечем вообще! Нет кислорода! Рубашка мгновенно прилипла к спине, пиджак бы снять, да все руки заняты ручной кладью, да ещё видеокамера болтается. Да и кошелёк в кармане пиджака, документы – упрут ведь, ясно дураку!"
Итак, автор приехал в Африку, конкретно – в Конго, чтобы открыть здесь наш российский банк!
Идея проста, но сколько сил потребует её воплощение! Придётся обходить разного рода барьеры, учитывая местную специфику, встречаться с различными людьми, и эти персонажи будут прописаны крепко; надо будёт решать кучу проблем: но только такая жизнь и интересна…
Герои книги оживают под руководством умелого творца. Вот - позитивно мыслящий Петр Кущ, вот канадские ООНовцы -хоккеисты, типичный конголезский адвокат, вот Президент Демократической Республики Конго Жозеф Кабила.
Но сюжет заварится и завертится круто, мелькая событиями, увлекая и вовлекая в повествование.
"Что касается материальности мысли, то здесь главное правило очень простое – четко сформулировать цель и идти к ней, не боясь трудностей. Вроде всё понятно. Ну а позитивный взгляд на жизнь вообще очень помогает в этой самой жизни. Особенно, если ты находишься в Африке."
Автору не откажешь в писательском мастерстве, книга не лишена поэтичности:
"Ночь, темень абсолютная, освещения на дороге нет вообще,
только автомобильные фары. При этом ясно, что ты едешь по какому-то густонаселённому району".
Погружение в мир местной политики включает в себя интересный портрет колоритного персонажа:
"Ж-П. Бемба родился в семье крупного бизнесмена, близкого к диктатору Мобуту, получил образование в области управления бизнесом в Брюсселе, сам продолжал дела отца. В начале 90-х он был личным помощником Мобуту. После свержения диктатора Бемба при прямой поддержке Уганды сформировал Освободительное Движение Конго (1998 год), которое приняло активное участие во Второй конголезской войне 1998-2002 гг. на стороне антиправительственных сил. В 2002 году президент Центральноафриканской Республики (ЦАР) пригласил Освободительное Движение Конго (ОДК) на борьбу с местными повстанцами. Пребывание отрядов ОДК в ЦАР было отмечено жестоким обращением с мирным населением, что позже стало основанием для привлечения Бембы к суду и его ареста".
Михаил Слипенчук встречался с Бембой, что свидетельствует о чрезвычайности этого героя, имея в виду волевой аспект личности.
В идее открыть банк в Конго есть нечто от русского авантюризма, или огненной натуры, взявшейся осветить ещё не охваченные деловой активностью участки мира.
Михаил Слипенчук, один из главных героев повествования, опытен и умел, разнообразен и щедр на идеи; ему пришла некогда в голову мысль запустить аэростат с названием "Полярный Гусь" на рекордную высоту, воздушный шар "Святая Русь" отправить с материка на Северный полюс и установить российский флаг на дне Северного Полюса и Байкала, он географ по образованию, бизнесмен по призванию, вдохновенный искатель приключений.
Жизнь должна бить пёстрым фейерверком.
Отсюда – и африканский банк. Ритм встреч и переговоров будет бешеным.
Времени не хватает: сутки удлиняются как будто.
Какая захватывающая игра – с самой жизнью!
Всё это описывается складно и ладно, а живописность персонажей, например, папаша Чама, дающий дельные советы, ярка.
Нравы здесь пёстрые, словно африканский орнамент: мобильники крадут, жарится козел на костре.
Дела вращаются безумным коловоротом, не верится в успех – да нет же, вот он!
"А вообще, в любую африканскую страну надо приходить с убеждением, что ты делаешь их жизнь лучше и не желать им ничего плохого, только хорошее. То есть быть позитивно настроенными! И они это чувствуют!".
Заботы суетные света не заслоняют от автора жизнь простых людей: мелькнёт в повествовании и африканская свадьба, слишком отличная от подобных русских мероприятий; возникнет и чемпионат мира по каратэ, ведь Михаил Слипенчук и с миром единоборств связан серьёзно, отразятся и трагические события, но ... голый пересказ скучен. Поэтому надо довериться автору Валерию Редькину и, если не открыть вслед за ним банк, то Африку – всенепременно!
Вторая книга, словно второе дыхание: "На берегу этой дикой реки, или операция "ликвидация"…
Вроде бы уже всё произнесено, но есть ощущение недоказанности:
"Говорят, что в одну реку дважды не входят. Предупреждают, что возвращаться в те же места, где тебе было хорошо когда-то, не стоит. Правда это или нет – каждый решает сам. Но человек предполагает, а Бог располагает. Тем невероятнее сложилась судьба, что мне ещё раз довелось войти в ту же реку, и не только войти, но и "поплавать" там".
Вторая книга "На берегу дикой реки", словно сиквел:
"Было бы счастье, а несчастье само придёт и поможет…", "Вперёд "обратно"! "История с семьёй погибших детей", "А есть, интересно, честные жулики?", "Ленин жив" и т.д. 43-и главы, как жизненные вехи:
Обе книги пронизаны и любовью к тайнам бесконечного континента, и неизбывной любовью к жизни вообще, какими бы каверзами она не стращала, какие бы препоны не громоздила на пути энергичных людей, работающих так, что любые препятствия устранимы…
"Опять жгут колёса, где-то строят баррикады, то тут, то там периодически раздаётся стрельба, полиция непрерывно кого-то разгоняет. Клиенты последнюю неделю опять все попрятались. Мысль об аренде тоже кажется уже смешной. На всех мало-мальски значимых перекрёстках вокруг нас стояли бронированные джипы с пулемётами".
Кто-то в самом начале повествования, возможно, подумает, что Африка для автора – щекочущее нервы сафари, игра, ведь даже гольф тут не обойдён стороной: в чемпионате по гольфу автор принимает участие, постигая премудрости этой оригинальной игры.
Но по мере того, как читатель погружается в мир экваториальной Африки, куда совсем не хотели попадать герои Жюля Верна, становится ясно, что шутка и ирония – чуть ли не единственный способ не пасть духом, не сойти с ума и далее по списку.
Главное, как пишет автор: "не сморжопиться"!
Поэтому для автора Африка раскрывается вновь и вновь: делается более нюансированной, как бы снова, уже глубже, познаваемой.
Вновь на сцену выступает Михаил Слипенчук – мастер создания стратегий, виртуоз бизнес-игры… производимой, впрочем, совершенно всерьёз.
На протяжение всех двух частей будто решается жизненное уравнение со многими неизвестными.
Оно решается ярко, увлекательно, в пределах двух книг Валерия Редькина, затягивающих в себя не хуже самого африканского континента.
И два главных персонажа дилогии, Валерий Редькин и Михаил Слипенчук, свершая дела в недрах жизни, запечатлены великолепно и в недрах этих замечательных книг.
Обе книги густо заполнены интересными деталями, словно мёд, ибо обидно что-либо потерять из многочисленных подробностей, которыми судьба так щедро поделилась с автором.
"В конце октября в Конго начинается сезон бабочек. И не просто бабочек, а огромных чёрных, величиной с ладонь, которые так и норовят залететь в дом и там порхать и махать своими громадными крыльями, приводя в ужас нашу домработницу, которая их панически боялась".
В конце второй книги особенно ценны советы и заветы автора тем, кто решил попробовать повторить его головокружительные приключения:
"Не забывать о тотальной коррумпированности, которая будет побеждена в Африке ещё не скоро. Даже простейшего шага иногда нельзя сделать без преодоления этого "барьера". Тактика "встать в позу", как правило, ни к чему не приводит".
Или вот это:
Никогда не ругаться с женщинами, они все обладают "магическими" силами. К тому же ты никогда точно не знаешь, чьей любовницей она была вчера, а чьей будет завтра..."
Как говорится: не пробуйте повторять!
Но вооруженный этими советами читатель просто обречён полюбить Африку так, как это сделал Валерий Редькин!
Книгу "Как мы открывали банк в Африке, или Путешествие на другую сторону Земли"
можно найти на Литрес озвучил её молодой, но довольно интересный актёр Максим Галишников. О нём хочется рассказать более подробно.
Максим Галишников окончил Академию театрального искусства в 2004 году, класс профессора Галины Барышевой. После окончания работал звукотехником у певца Олега Погудина, бывшего вторым педагогом на курсе. Снимался в фильмах "Письма к Эльзе" Игоря Масленникова; "Дневник камикадзе" и "Линии судьбы" Дмитрия Месхиева; "Конвой PQ-17" Александра Котта.
Копирайт аудио Студия Интеракт 2023
Копирайт текст Фонд содействия сохранению озера Байкал (ФССБ)
Валерий Редькин: Как мы открывали банк в Африке, или Путешествие на другую сторону Земли. - У Никитских ворот, 2017. ISBN: 978-5-00-095261-0