"ГОЛУБКА" Патрика Зюскинда в Центре Драматургии и режиссуры (сцена Сокол). Режиссер Екатерина Кислова.
10 октября 2024
В новосибирском театре "Глобус" – большая сказочная премьера
10 октября 2024
Названы лауреаты новой международной литературной премии "Лукоморье"
10 октября 2024
Не книгами едиными: библиотека — место, где интересно каждому
9 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Что такое хорошо и что такое плохо – детская литература Маяковского

"Ревизор.ru" – к очередной годовщине со дня рождения В.В. Маяковского.

Владимир Маяковский. Все иллюстрации к статье взяты из открытых источников.
Владимир Маяковский. Все иллюстрации к статье взяты из открытых источников.

Ницше в труде “Так говорил Заратустра” писал: “Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра...” Именно из-за этого детская литература столь важна во время взросления ребенка и формирования его видения на мир. Что прекрасно понимали во время раннего периода СССР – детская книга, помимо развлечения, также была и обучающим инструментом, и политическим заявлением. Казалось бы, зачем интересоваться тогдашней фактически пропагандой посредством детских книг? Ведь сейчас уже другая эпоха…

Помимо очевидного эстетического наслаждения – игра с рифмами и формами, превосходный, нередко авангардный визуал вкупе с очень неплохими сюжетами – сейчас наблюдается всплеск выпуска детских книг на злободневные темы, такие, как неравенство, разрушение экологии и т.д. В числе хороших примеров назовем серию книг Рамадье и Буржо для самых маленьких “Моя книга…” или серию выпусков группы “Плантель” о социальных проблемах. Конечно, такие классические работы как “Поллианна” (и ее младшая сестра “Молли Мун и волшебная книга гипноза”), мандельштамовские Клик и Трам из стихотворения “Два Трамвая”, по которому в 2016 году был поставлен детский короткометражный мультфильм, работы Чуковского и Пушкина остаются крайне популярными. Более того, в них присутствуют те же общественно "горячие" темы, просто выраженные гораздо менее прямолинейно. Именно этим интересна рефлексия по старой детской книге – она ведь была так идейно похожа.



Но вернемся к раннему СССР. Некоторые авторы (такие, как Введенский, написавший превосходное “Кто”, и Шварц – не менее хороший “Поезд”) старались не зацикливаться на идеологической составляющей, в то время как для других идеи стали основой основ. Такими писателями стали Николай Агнивцев (“Твои Наркомы у тебя дома” как апогей), Надежда Павлович (“Большевик Том”) и в особенности Владимир Маяковский, для которого просвещение ближе к концу жизни стало важнейшей практикой. В интервью 1927 года с корреспондентом “Прагер прессе” он сказал: “Новейшее моё увлечение — детская литература. Нужно ознакомить детей с новыми понятиями, с новым подходом к вещам…”. Не менее интересны выдержки из интервью мая того же с варшавской газетой “Эпоха”:

“— Я стремлюсь внушить детям самые простейшие общественные понятия, делая это как можно осторожнее…

— Например?

— Скажем, я пишу рассказ об игрушечном коне. Тут я пользуюсь случаем, чтобы объяснить ребенку, сколько людей должно было работать, чтобы изготовить такого коня, — допустим: столяр, художник, обойщик. Таким путем ребенок знакомится с коллективным характером труда. Или описываю путешествие, в ходе которого ребенок не только знакомится с географией, но и узнает, что одни люди бедны, а другие — богаты, и т.д.”.



Из этого интервью видно, сколько потенциала писатель видел в детской книгой. Его уникальный стиль рифмовки прекрасно подходит для детей, и в ходе прочтения можно выделить определенные особенности его работ – попытка рассказать о мире с объяснением общественных устоев, встраивание политических нарративов, “расколдовывание” обыденных предметов, таких, как игрушки, еда и т.д., а также определенная кинематографичность текстов. Разберем каждый аспект поподробнее.

Начинается земля, как известно, от Кремля…

Важнейшим аспектом детского творчества Маяковского является попытка образования. Будьте то о карьерных перспективах в “Кем Быть” – “Книгу переворошив / намотай себе на ус / все работы хороши/выбирай на вкус” – или география города в “Гуляем” или мира как такового “Прочти и Катай в Париж-Китай”. Помимо этого, автор не избегает рассказа об общественных устоях – в “Гуляем” подчеркивается важность Красной армии в СССР на фоне объяснения работы города и дорожного движения, а в известнейшем “Что такое хорошо и что такое плохо” автор пытается упростить глубокую философскую проблему до максимы – “Мальчик радостный / пошёл / и решила кроха: / «Буду делать хорошо, и не буду — плохо»”.



Если мальчик любит труд…

Политическая составляющая текстов состоит преимущественно из черно-белого описания классовой борьбы, что особенно заметно в “Сказке о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий”. Нам показывают двух архетипичных персонажей – плохого, толстого ребенка из буржуазной семьи Петю – ленивого, грязного и в целом неприятного индивида – и Симу – худого, стройного, активного комсомольца. Сразу вспоминается из Шекспира: “Насколько больней, чем быть укушенным змеей, иметь неблагодарного ребенка!” (Король Лир). Фактически, перед нами упрощение идеологии классовой борьбы до формы сказки, причем, единственной у Маяковского. Книга явно дает понять детям почему “советы и комсомольцы” лучше “буржуев”.

Не менее важной составляющей является любовь к труду. Особенно ярким примером этого является “История Власа, лентяя и лоботряса”. Влас – ленивый мальчик, который уже взрослым продолжает ничего не делать и только пить. “Дети, не будьте такими, как Влас! Радостно книгу возьмите и — в класс!” В “Кем быть” также рассказывается о важности труда.

Где же конский хвост найти…

Маяковский любил рассказывать о создании разных предметов и поддержании работы  механизмов. Это можно заметить в стихах “Конь-огонь” и “Эта книжечка моя про моря и про маяк”. В первом случае автор детально показывает производство игрушечного коня, подчеркивая роли разных профессий, будто бы чтобы вызвать у ребенка более трепетное отношение к игрушке (ведь в нее вложено много труда), но при этом подчеркнуть ее обыденность – это просто игрушка. Хотя у этой игрушки есть далеко идущие цели опять же общественного свойства: “На спину сплетенному — помогай Буденному!” Владелец игрушечного коня готовится стать бойцом-кавалеристом. В случае моря и маяка поэт объясняет принцип работы последнего и передает важность работу смотрителя: “Труд большой рабочему — простоять всю ночь ему”.

Что ни страница…

Маяковского очень легко визуализировать ввиду детальности его описания, в связи с чем почти всего его детские работы выходили отдельно в иллюстрированных изданиях. Учитывая период 20-х годов, визуал мог быть довольно авангардным, уходя то в примитив, то геометрические абстракции. Наиболее интересным примером будут работы Ирины Сундерланд к “Гуляем” – абстрактные геометрические образы обыденных вещей добавляют определенной нереальности книге, рассказывающей о повседневной жизни.



В ходе экскурса в детское творчество Маяковского видно, как его уникальный стиль прекрасно подходит к детской литературе, особенно его прямолинейность и политичность, ставшая столь распространенной в современной детской книге.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"ГОЛУБКА" Патрика Зюскинда в Центре Драматургии и режиссуры (сцена Сокол). Режиссер Екатерина Кислова.
В новосибирском театре "Глобус" – большая сказочная премьера
Названы лауреаты новой международной литературной премии "Лукоморье"

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть