Владимир Маяковский. Все иллюстрации к статье взяты из открытых источников.
Помимо очевидного эстетического наслаждения – игра с рифмами и формами, превосходный, нередко авангардный визуал вкупе с очень неплохими сюжетами – сейчас наблюдается всплеск выпуска детских книг на злободневные темы, такие, как неравенство, разрушение экологии и т.д. В числе хороших примеров назовем серию книг Рамадье и Буржо для самых маленьких “Моя книга…” или серию выпусков группы “Плантель” о социальных проблемах. Конечно, такие классические работы как “Поллианна” (и ее младшая сестра “Молли Мун и волшебная книга гипноза”), мандельштамовские Клик и Трам из стихотворения “Два Трамвая”, по которому в 2016 году был поставлен детский короткометражный мультфильм, работы Чуковского и Пушкина остаются крайне популярными. Более того, в них присутствуют те же общественно "горячие" темы, просто выраженные гораздо менее прямолинейно. Именно этим интересна рефлексия по старой детской книге – она ведь была так идейно похожа.
Но вернемся к раннему СССР. Некоторые авторы (такие, как Введенский, написавший превосходное “Кто”, и Шварц – не менее хороший “Поезд”) старались не зацикливаться на идеологической составляющей, в то время как для других идеи стали основой основ. Такими писателями стали Николай Агнивцев (“Твои Наркомы у тебя дома” как апогей), Надежда Павлович (“Большевик Том”) и в особенности Владимир Маяковский, для которого просвещение ближе к концу жизни стало важнейшей практикой. В интервью 1927 года с корреспондентом “Прагер прессе” он сказал: “Новейшее моё увлечение — детская литература. Нужно ознакомить детей с новыми понятиями, с новым подходом к вещам…”. Не менее интересны выдержки из интервью мая того же с варшавской газетой “Эпоха”:
“— Я стремлюсь внушить детям самые простейшие общественные понятия, делая это как можно осторожнее…
— Например?
— Скажем, я пишу рассказ об игрушечном коне. Тут я пользуюсь случаем, чтобы объяснить ребенку, сколько людей должно было работать, чтобы изготовить такого коня, — допустим: столяр, художник, обойщик. Таким путем ребенок знакомится с коллективным характером труда. Или описываю путешествие, в ходе которого ребенок не только знакомится с географией, но и узнает, что одни люди бедны, а другие — богаты, и т.д.”.
Из этого интервью видно, сколько потенциала писатель видел в детской книгой. Его уникальный стиль рифмовки прекрасно подходит для детей, и в ходе прочтения можно выделить определенные особенности его работ – попытка рассказать о мире с объяснением общественных устоев, встраивание политических нарративов, “расколдовывание” обыденных предметов, таких, как игрушки, еда и т.д., а также определенная кинематографичность текстов. Разберем каждый аспект поподробнее.
Начинается земля, как известно, от Кремля…
Важнейшим аспектом детского творчества Маяковского является попытка образования. Будьте то о карьерных перспективах в “Кем Быть” – “Книгу переворошив / намотай себе на ус / все работы хороши/выбирай на вкус” – или география города в “Гуляем” или мира как такового “Прочти и Катай в Париж-Китай”. Помимо этого, автор не избегает рассказа об общественных устоях – в “Гуляем” подчеркивается важность Красной армии в СССР на фоне объяснения работы города и дорожного движения, а в известнейшем “Что такое хорошо и что такое плохо” автор пытается упростить глубокую философскую проблему до максимы – “Мальчик радостный / пошёл / и решила кроха: / «Буду делать хорошо, и не буду — плохо»”.
Если мальчик любит труд…
Политическая составляющая текстов состоит преимущественно из черно-белого описания классовой борьбы, что особенно заметно в “Сказке о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий”. Нам показывают двух архетипичных персонажей – плохого, толстого ребенка из буржуазной семьи Петю – ленивого, грязного и в целом неприятного индивида – и Симу – худого, стройного, активного комсомольца. Сразу вспоминается из Шекспира: “Насколько больней, чем быть укушенным змеей, иметь неблагодарного ребенка!” (Король Лир). Фактически, перед нами упрощение идеологии классовой борьбы до формы сказки, причем, единственной у Маяковского. Книга явно дает понять детям почему “советы и комсомольцы” лучше “буржуев”.
Не менее важной составляющей является любовь к труду. Особенно ярким примером этого является “История Власа, лентяя и лоботряса”. Влас – ленивый мальчик, который уже взрослым продолжает ничего не делать и только пить. “Дети, не будьте такими, как Влас! Радостно книгу возьмите и — в класс!” В “Кем быть” также рассказывается о важности труда.
Где же конский хвост найти…
Маяковский любил рассказывать о создании разных предметов и поддержании работы механизмов. Это можно заметить в стихах “Конь-огонь” и “Эта книжечка моя про моря и про маяк”. В первом случае автор детально показывает производство игрушечного коня, подчеркивая роли разных профессий, будто бы чтобы вызвать у ребенка более трепетное отношение к игрушке (ведь в нее вложено много труда), но при этом подчеркнуть ее обыденность – это просто игрушка. Хотя у этой игрушки есть далеко идущие цели опять же общественного свойства: “На спину сплетенному — помогай Буденному!” Владелец игрушечного коня готовится стать бойцом-кавалеристом. В случае моря и маяка поэт объясняет принцип работы последнего и передает важность работу смотрителя: “Труд большой рабочему — простоять всю ночь ему”.
Что ни страница…
Маяковского очень легко визуализировать ввиду детальности его описания, в связи с чем почти всего его детские работы выходили отдельно в иллюстрированных изданиях. Учитывая период 20-х годов, визуал мог быть довольно авангардным, уходя то в примитив, то геометрические абстракции. Наиболее интересным примером будут работы Ирины Сундерланд к “Гуляем” – абстрактные геометрические образы обыденных вещей добавляют определенной нереальности книге, рассказывающей о повседневной жизни.
В ходе экскурса в детское творчество Маяковского видно, как его уникальный стиль прекрасно подходит к детской литературе, особенно его прямолинейность и политичность, ставшая столь распространенной в современной детской книге.