В поисках "Фантастики". На экраны выходит анимационная комедия для всей семьи "Братья Медведи. Тайна трех миров"
13 сентября 2019
Четвертый фестиваль музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" начинает работу
12 сентября 2019
Владимир Дашкевич: мастер симфонии
12 сентября 2019
Всероссийский оркестр по всей России
11 сентября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

К нам не едет ревизор. Рецензия на роман "Оскорблённые чувства"

Роман Алисы Ганиевой замахнулся на политический детектив и едкую сатиру, но увенчалась ли успехом погоня за двумя зайцами – рассказывает литературный критик Александр Москвин

Фото: twitter.com
Фото: twitter.com

Из-за современной медийной повестки словосочетание "оскорблённые чувства" несколько утратило изначальное значение. Его упоминание, скорее, вызовет ассоциации с каким-нибудь резонансным делом по 148-й статье УК РФ, хотя кощунству могут подвергнуться не только душевные порывы верующих. Оскорбление обычных – далёких от религиозных ценностей чувств - не влечёт за собой никакого наказания, но, поскольку уязвлённая душа жаждет расплаты, иногда приводит к страшным преступлениям. Вокруг этой расхожей мудрости и закручивается интрига нового романа Алисы Ганиевой "Оскорблённые чувства".

Мрачным дождливым вечером в машину к сотруднику строительной фирмы Николаю подсел незнакомец и попросил подбросить до центра. Поездка завершилась смертью случайного попутчика. Перепуганный Николай оставил труп в безлюдном месте, рассчитывая, что о происшествии никто не узнает. Его надежды не оправдались, ведь покойный оказался региональным министром экономического развития. Смерть высокопоставленного чиновника подбросила немало поводов для беспокойства, но в целом жизненный уклад провинциального города с любовными треугольниками, коррупционными связями и скелетами в шкафу остаётся неизменным. На высокое начальство обнаруживается фривольный компромат, властные круги прессуют свободную прессу, между жёнами и любовницами тлеет лютая ненависть.

Фото: издательство "АСТ"

В плане языка роман написан очень ровно и лаконично. Текст больше тяготеет к журналистике, нежели к художественному произведению, словно в "хайповый" материал о скандалах, интригах, расследованиях города N неожиданно ворвались диалоги и рефлексии персонажей. Несмотря на обычную проработанность стиля, Алиса Ганиева иной раз стремится ввернуть какое-нибудь диалектное или просторечное слово. Если такой оборот проскальзывает в репликах героев – это вполне сходит за художественный приём: с виду солидный человек, а в душе остался шпаной. Но вот когда словечки типа "отчертомоловший" или "взбутетенькал" вклиниваются в авторскую речь, никакой оправданности не наблюдается. К тому же явная инаковость, необычность полностью затмевает всё остальное – при встрече с ними отходят на второй план коллизии сюжета и переживания героев. Единственным желанием становится поскорее добраться до словаря Даля и выяснить, что же скрывается за странными словами – интрига вокруг их значения оказывается куда занимательнее сюжетных перипетий.
           
Попытка определить жанр романа Алисы Ганиевой оборачивается изрядными сложностями. Казалось бы, если в начале книги погибает человек, а в конце виновный в его смерти несёт заслуженное наказание, значит, речь идёт о детективе. Затянувшееся расследование, записки с угрозами, множество подозреваемых только усиливают таинственную атмосферу, свойственную криминальному роману. Вот только детективная интрига в "Оскорблённых чувствах" закручена слишком слабо. Вопрос "Кто убийца?" не окутывает читателя тревожной дымкой, а спокойно теряется среди прочих сюжетных линий. Интеллектуального противостояния между злодеем и сыщиком также не наблюдается.  Один сделал чёрное дело и теперь пожинает горькие плоды необдуманных действий. Другой методично делает свою работу, попутно проявляя чудеса цинизма и раскрывая секреты наиболее действенных пыток.

Фото: ohtapress.ru
           
Помимо детективной интриги сделать роман более ярким, динамичным и злободневным призваны элементы политической сатиры. Алиса Ганиева с колкостью матёрого журналиста описывает жизнь региональной элиты, погрязшей в откатах, разврате и кумовстве. В очередной раз напомнить о зашкаливающем уровне коррупции – проблеме столь же извечной, как дураки и дороги – не так уж и сложно, но автор не пытается её переосмыслить, представить в новом свете, наметить предполагаемые пути решения. Пожалуй, любое достаточно зубастое провинциальное СМИ или смелый политический блогер способны написать о продажности региональной верхушки гораздо более живо, дерзко и точно.

Перед книгой явно ставилась задача нещадно отхлестать бичом сатиры пороки современности, но итоговый результат больше похож на лёгкое, дружеское похлопывание по плечу. Пожалуй, единственное место, где тон становится по-настоящему жёстким, дерзким и язвительным – это сцена, в которой сотрудники полиции допрашивают директора школы о преступлениях злополучного учителя истории. Притянутое за уши обвинение в фальсификации истории – в ученическом спектакле о войне советских солдат было больше, чем немцев ("Выглядит так, как будто мы, русские, просто-напросто завалили врага трупами. Не пожалели солдатского мяса", - заключает обвинитель) – очень точно отражает ситуацию с рядом нашумевших дел по "экстремистским" статьям. В остальном автор явно держит руку на пульсе современности – при чтении сложно не вспомнить какое-нибудь нашумевшее видео с училкой, отчитывающей школьников за участие в митинге, или коррупционный скандал с проворовавшимся чиновником – но, фиксируя очевидные симптомы, Алиса Ганиева не пытается вывести диагноз нашего времени. Блуждая около взрывоопасных тем, она слишком тщательно соблюдает технику безопасности – тут не промелькнёт даже крошечной искры, чего уж говорить о ревущем пламени.

Фото: pravmir.ru

Город, опутанный паутиной любовных треугольников и коррупционных схем, отдалённо напоминает уездный город N из гоголевского "Ревизора", вот только в романе Алисы Ганиевой никто даже не пытается маскировать взятки борзыми щенками или делать вид, будто унтер-офицерская вдова сама себя высекла. Провинциальному мирку, сложившемуся в "Оскорблённых чувствах", не страшна никакая проверка сверху: даже исчезновение нескольких звеньев цепи – хоть от физической смерти, хоть от убойного компромата – не скажется на общей работе механизма. Среди действующих лиц здесь нет ни одного положительного персонажа (снова, как у Гоголя!), но в "Ревизоре" роль протагониста отводится смеху – клеймящему, бичующему, изобличающему. В романе же Алисы Ганиевой даже смех какой-то сдавленный, приглушённый, еле слышный, как будто он тоже вовлечён в некую коррупционную схему.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛИТЕРАТУРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Русский прорыв в Москве. Егор Летов в "Программе А"
Четвертый фестиваль музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" начинает работу
В поисках "Фантастики". На экраны выходит анимационная комедия для всей семьи "Братья Медведи. Тайна трех миров"

В Москве

Встреча через столетие. Капелла имени Юрлова и Оркестр имени Осипова в гала-концерте к юбилею первого совместного выступления
В Театре Олега Табакова открыли новый сезон
Московский театр "Школа современной пьесы" открыл 31 сезон
Новости литературы
ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть