"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Как в центре Петербурга возрождали средневековую типографию Гутенберга

В рамках совместного проекта портала "Ревизор.ru" и ресурса "Креативно.ру".

Все фото – с официального сайта издательства "Академия редкой книги"
Все фото – с официального сайта издательства "Академия редкой книги"

Издательство "Редкая книга из Санкт-Петербурга", которому в апреле 2023 года исполнилось 32 года, занимается созданием уникальных экземпляров редких книг. Каждая – как произведение искусства. Созданные мастерами – носителями редкого ремесла – они занимают места в музеях, частных коллекциях, хранятся в собраниях Эрмитажа, публичной библиотеки Нью-Йорка. Выходят тиражами в 5-10 изданий. На их создание уходят годы, а о стоимости их спрашивать не принято – всем понятно, что это солидные шестизначные суммы. И да – это единственное издательство такого рода в России.

А в 2022 году "Академия Редкой книги", созданная на базе издательства, впервые в мировой практике предоставила возможность широкой аудитории и творческой молодежи приобщиться к редчайшему книжному искусству в его традиционном проявлении.
 
Петр Геннадьевич Суспицын – руководитель издательства - рассказал Креативно.рф, как в центре Петербурга воссоздавалась "Гутенберговская" типография эпохи Возрождения, как удалось найти финансирование на организацию академии редкой книги, и какое будущее у печатных изданий в России?
 
Что такое – "Издательство редкой книги"?
 
Ключевая идея издательства редкой книги заложена в его названии: возрождение древнего ремесла книгопечатания, которое осталось далеко в дореволюционном Петербурге.
 
- На протяжении 32 лет мы возрождаем и популяризуем книги, которые представляют из себя объект искусства. Каждая из них от начала и до конца создается вручную выдающимися мастерами, художниками и дизайнерами крайне малым тиражом…
 
 
К слову, тираж у таких изданий, действительно, маленький. Как правило – не превышает 25-30 экземпляров. Иногда – не более 5.
 
- Почитатели нашего издательства и библиофилы иногда говорят мне: "Петр, не совсем правильно говорить про тиражи ваших книг. Это, скорее, авторские повторы".
 
Каждый из них отличается друг от друга и каждый – по-своему уникален. А если учесть, что художники используют не только авторские техники печати (литография, гравюры на дереве, резцовые гравюры, монотипия), но и оригинальный рисунок – можно представить, каких трудов стоит сделать даже 10 повторов таких книг.
 
- У нас есть несколько проектов, где требовалось приложить большие усилия, чтобы уговорить художников сделать повторы иллюстраций. Например, изображения к балетам "Спартак", "Спящая красавица". В этих книгах иллюстрации выполнены в оригинальной технике, без использования печати.
 
 
В книгах издательства часто используется техника каллиграфии (с греческого "красивое письмо") – это совсем уникальная история времен "догутенберговской" книги. Первые упоминания об искусстве такого письма датируются 4000 годом до н.э., а родом оно из Китая, где его называли "первым среди художеств". Представьте: художник-каллиграф вручную пишет текст от начала и до конца в каждом экземпляре. Фантастика!
 
В нашем мире виртуальной реальности и нуворишеской роскоши подарочных книг издательство "Редкая книга из Санкт-Петербурга" нашло удивительно удачный способ сохранить старинное ремесло, умение и высокий вкус…"
 
(С) Борис Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа


 
- Мы прибегаем к самым неожиданным и оригинальным техникам, таким как, например, машинопись. Книгу со стихами Олега Григорьева мы напечатали от и до на машинке, тем самым угодили в Книгу рекордов Гиннеса, потому что мы единственное зарегистрированное издательство, которое выпустило такую книгу. Все проекты создаются на старинных печатных станках девятнадцатого века, которые удалось найти, отреставрировать и привести в рабочее состояние. Поэтому это не только издательство, но и действующий музей старинного оборудования для печати и переплета книг.
 
 
Какой самый сложный проект вы реализовали?
 
Петр затрудняется ответить на этот вопрос. И я его понимаю. Ведь каждая книга, вышедшая в издательстве за 32 года – невероятно сложна и крайне уникальна.
 
- Знаете, все изданные книги – их более 50 – для меня как дети. Все они разных форматов, с разными переплетами, от разных художников. Дюма как-то сказал, что создание книги подобно возведению готического храма. И для нашего издательства каждая книга – это словно создание архитектурного творения.
 
В работу, как правило, издательство берет классические тексты, литературные памятники, которые прошли проверку временем и стали близки каждому человеку. Далее идет долгий процесс выбора бумаги, переплета, техники печати. Консультации с художником. Подбор наиболее подходящего формата. Создается макет книги. После чего возникает понимание, какие потребуются иллюстрации. Все это – кирпичик за кирпичиком – складывается в произведение искусства.
 
- В наших книгах мы используем совсем неожиданные материалы для переплета: табачный лист, мрамор, металл, дерево. Выбираем те материалы, которые художественно бы соответствовали смыслу книги.
 


На кого ориентированы ваши издания?
 
Возникает логичный вопрос: кто же приобретает подобные книги? Наверное, как минимум, люди состоятельные? Ведь их цена, должно быть, зашкаливает? Действительно, подобные книги – отнюдь недешевые. Стоимость создания редкой книги, порой, составляет несколько миллионов рублей!
 
- "Habent sua fata libelli" - книги имеют свою судьбу. Да, у каждой нашей книги – своя судьба. Они попадают в руки коллекционерам. Некоторые занимают места в музейных экспозициях и библиотеках. Наши издания нашли свое пристанище в Германии, Берлине, Мюнхене, Нью-Йорке. Диапазон распространения книг самый широкий.
 
 
 
Сколько длится работа над книгой?
 
Один из самых долгих проектов издательства – работа над книгой "Слово о полку Игореве". Работа над ним началась еще в 1996-ом году, а закончилась в 2012-ом.
 
- "Слово о полку Игореве" - наш самый долгий проект. В 1996 году мы встречались с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым у него на даче и обсуждали работу над изданием. Я его тогда спросил: "Какой нам взять перевод?" Известно, что их существует великое множество. Поэма была переведена на все славянские и большинство западноевропейских языков. И тогда он сказал, не задумываясь: "Только Николай Заболоцкий!".
 
Это было напутствие и благословение великого Лихачева, и с этого разговора на даче в Комарово до издания первого экземпляра прошло ровно 16 лет. Особую ценность данному изданию придают 108 страниц полностью рукописного текста, написанного уставом — древнейшей формой кириллического письма.
 
 
Стоимость коллекционного издания "Слова о полку Игореве" можно узнать, запросив информацию на официальном сайте издательства в разделе "Каталог".
 
Еще один долгосрочный проект – библиофильское издание балета "Щелкунчик", приуроченное к 20-летию его постановки художником Михаилом Шемякиным. В книге представлены уникальные художественно-исторические материалы — факсимиле автографа нотной партитуры балета, написанной П. И. Чайковским, в сопровождении эскизов, созданных художником к сценографии постановки. Первый экземпляр "Щелкунчика" хранится в собрании Государственного Эрмитажа под толстым стеклом.
 
 

Печатным изданиям постоянно предрекают гибель. Им, действительно, недолго осталось, или это только разговоры?
 
- Этот вопрос часто задается, и обеспокоенность мне понятна. Жизнь, конечно, диктует свои условия. Люди точно так же боялись, когда Гутенберг изобрел книгопечатный станок. Он, испытал тогда колоссальное давление со стороны каллиграфов, которые зарабатывали на этом деньги. Ведь, по сути, станок – это компьютер 15 века! Технологии, которые сейчас приходят – неизбежны. И это хорошо, это прекрасно. Но бумажная книга как предмет искусства никуда не денется из нашего ландшафта. Так же, как искусство никуда не исчезнет – оно будет вечно. Даже наоборот, благодаря нашим мастер-классам мы увидели колоссальную заинтересованность аудитории в такой книги, в таких ремеслах.
 
 
Почему решили обратиться в фонд?
 
Издательство всегда существовало благодаря сторонней поддержке. Редкие книги – это про культуру, а не про коммерцию. И даже ценники в несколько миллионов не приносят существенной прибыли. Все шло нормально – были надежные партнеры – но, как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло…
 
- У нас были хорошие меценаты, но в связи с новыми событиями у них появились свои проблемы, которые нужно было срочно решать. И им стало, в общем, не до нас. Тогда я задумался, к кому нам обратиться, и решил, что наше благородное дело должно быть не чуждо государству. Тогда-то мы и нашли фонд культурных инициатив, и попробовали написать заявку…
 
Петр – человек мудрый. Он сразу понял, что заявка – дело колоссальной сложности и невероятной ответственности. Рисковать победой в конкурсе нельзя, ведь на кону – существование издательства. Поэтому доверил составление проектной заявки человеку с опытом. Благо, такой был в его команде. И, конечно же, проект был поддержан!
 

В чем суть проекта, который выиграл Президентский грант?
 
- Я, честно говоря, все эти годы мучился тем, что из-за столь малого тиража наших книг они практически недоступны широкой публике. У нас было 8 выставок в Эрмитаже, и все книги выставлялись под стеклом открытыми только на одном развороте. А мне всегда хотелось рассказывать о нашей деятельности людям, воспитывать молодежь, которая интересуется книгой, рассказывать об этой книге…
 
Петр мечтал, но у него не было возможности создать отдельное образовательное направление. Но благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив, выигранного в 2022 году, в издательстве заработала "Академия редкой книги".
 
- В рамках нашей академии студенты будут обучаться процессу создания рукотворной книги: осваивать искусство иллюстрации, навыки ручного набора и печати на старинных станках, каллиграфию, техники изготовления литой бумаги, различные виды переплёта.


 
Кроме обучения молодого поколения основам издания книг, в академии была разработана программа экскурсий в издательство как в своеобразный музей-мастерскую книгопечатания. Они включают демонстрацию старинного оборудования в действии, рассказ об истории и техниках книгопечатания и иллюстрирования рукотворных книг, а также показ готовых книжных шедевров, сделанных в издательстве и хранящихся в коллекциях Эрмитажа.
 
- Мы очень рады, что это оказалось очень востребованной инициативой. На наших мастер-классах практически никогда не бывает свободных мест – уже более 300 человек прошло их, но количество желающих несоизмеримо больше.
 
Я уверен – все желающие смогут посетить мастер-классы Академии. Ведь Петр уже вынашивает планы по расширению издательства и увеличению количества мастер-классов. И, конечно же, надеется на помощь со стороны правительства Санкт-Петербурга.
 
- Пока что в рамках нашей программы мы проводим серию открытых мастер-классов. Но в будущем – есть такая перспектива – мы откроем направление наставничества. Это будет индивидуальный долгосрочный курс обучения созданию книги – от и до. Чтобы наше ремесло не кануло в Лету.
 

 
Что можете посоветовать молодым грантополучателям?
 
Петр считает, что главное – не боятся и идти вперед. Если есть желание – все обязательно получится.
 
- Как гласит старинная поговорка: "Глаза боятся – руки делают". Самая большая проблема всех начинаний – страх. Преодолеете страх, и все трудности будут вам нипочем.
 
Отличный философский совет от романтика-библиофила Петра Геннадьевича Суспицына! Тем не менее, не стоит забывать про более простые, приземленные рекомендации – читать методические материалы, смотреть вебинары, и не подавать заявку в последний день! 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть