Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Константин Паустовский. Золотая роза и Мещерская сторона.

Исполнилось 130 лет со дня рождения писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Константин Паустовский. Фото: klauzura.ru
Константин Паустовский. Фото: klauzura.ru

Константин Паустовский (1892 – 1968) единственным из советских писателей был четырежды номинирован на Нобелевскую премию – но, к сожалению, ни разу ее так и не получил.

В 1965 году его разом выдвинули и на Ленинскую, и на Нобелевскую премии. Однако Ленинскую премию завоевала эпопея "Брестская крепость" Сергея Смирнова, а "Нобелевку" получил "Тихий Дон" Михаила Шолохова. Этот факт породил целую волну слухов о различных интригах советского правительства на международном уровне, правда, бездоказательных. Затем Паустовского номинировали на высшую литературную награду мира еще дважды. Известно, что в 1967 году его кандидатуру отклонили на основании вывода эксперта, шведского критика Э. Местертона: "В современной русской литературе Паустовский, бесспорно, занимает выдающееся место. Но он не является большим писателем, насколько я понимаю…" А в 1968-м году, возможно, Константин Георгиевич получил бы Нобелевскую премию – но в этом же году он ушел из жизни, а ее принципиально вручают только ныне живущим писателям.

Впрочем, то, что Паустовского не удостоили мировой премии, в огромной степени "компенсировалось" тем, что его книги неоднократно переводились на многие языки мира, а в родной стране вошли в школьную программу намного раньше произведений большинства его ровесников и соратников по творчеству ХХ века: Михаила Булгакова, Исаака Бабеля, Андрея Платонова, даже Николая Рубцова. Его повести и рассказы начинали преподавать со средних классов (у меня, как помню, с 4-го) как одну из сюжетных и стилистических вершин пейзажной и лирической прозы. Наряду с Михаилом Пришвиным – но Паустовскому в школе внимания уделялось все же больше.


Константин Паустовский в саду своего дома в Тарусе, 1965 год. Фото: © ГБУК г. Москвы "Музей К.Г. Паустовского"

В свете пейзажной лирики Паустовского воспринимают в основном как певца Мещерской стороны. Это не то чтобы неверно, но все же однобоко. По рождению и по корням своей личности Паустовский сформировался в иных краях. Мальчик родился в Москве в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского, имевшего украинско-польско-турецкие корни. По семейной легенде, их родословная восходила к гетману Сагайдачному, но писатель в зрелом возрасте вспоминал, что его отец "посмеивался над своим „гетманским происхождением“ и любил говорить, что наши деды и прадеды пахали землю и были самыми обыкновенными терпеливыми хлеборобами…" Бабушка Константина по материнской линии была полькой и ревностной католичкой, пыталась приобщить и внука к "истинной вере", однако его испугала торжественная аскетичная строгость церковных служб в костелах, и мальчик остался "безбожником", на взгляд бабки – впрочем, в остальном заботливой и хозяйственной. Бурная семейная история Паустовских отражена в его автобиографической повести "Далекие годы". Юность же Константина прошла в Киеве, куда семья переехала из Москвы на рубеже XIX-ХХ веков. Один рассказ Паустовского так и называется без затей: "Первый рассказ" Он об украинской глубинке: имении под Чернобылем, где юноша отработал лето в качестве домашнего учителя, его родном Киеве и постоялом дворе в Чернобыле, где он встретил безумного Иоську, и грязной парикмахерской там же, хозяйка которой рассказала клиенту трагическую историю Иоськи и влюбленной в него Христи, чернобыльский Ромео и Джульетты. И о том, как молодой автор пытался записать эту потрясающую историю, о муках творчества. Да, в рассказе фигурирует тот самый Чернобыль.

Таким образом, раннюю прозу Паустовского литературоведы относили к "южнорусской школе". А в совокупности с поздней наследие Паустовского утратило географические привязки и стало считаться просто эталоном пейзажной лирики.


Начало тропы Паустовского и "его" банька в Солотче. Фото: ВКонтакте.

У историков литературы есть такое мнение (его озвучивал, в том числе, Сергей Чупринин), что в официальной иерархии советской литературы главной фигурой был Михаил Шолохов, а в неофициальной слыл Константин Паустовский. Его считали своего рода нравственным идеалом за то, что был беспартийным, интеллигентным, образованным и умудрялся удерживаться в первых рядах отечественной прозы, не воспевая власть и ее идеалы. При этом социальное положение Паустовского было весьма выигрышным: несмотря на отстутствие у него партийного билета, он был "выездным", путешествовал по европейским странам, и не только по социалистическим, но и по "оплотам капитализма" – Франции, Англии, Бельгии, Швеции и т.п. Вёл семинар прозы в Литературном институте, не был обижен государственными наградами и бесперебойно издавался. Вместе с тем в биографии Паустовского были едва ли не "оппозиционные" страницы. Он яро защищал роман Владимира Дудинцева "Не хлебом единым" (о бюрократах, противостоящих прогрессивному инженеру, о борьбе человека с системой). Он "благословил" выпуск альманаха "Тарусские страницы" с произведениями репрессированных и сосланных авторов. И он же поставил подписи и под "Письмом 25-ти" о недопустимости реабилитации  Сталина,  и под заявлением в поддержку обращения Александра Солженицына к IV съезду писателей, и под письмами за освобождение А. Синявского и Ю. Даниэля.

Но политика проходит, а тексты остаются. Сейчас уже общественно-политическая позиция Константина Георгиевича имеет для нас не такое значение, как для граждан 1960-х годов – в отличие от его прозы. Как отмечал писатель-моряк Виктор Конецкий: "В послевоенные времена воздействие произведений Константина Георгиевича Паустовского на молодежь было громадным. Среди голода, холода, запустения, среди серой лакировочной литературы его настроенческая проза навевала те самые голубые сны, в которые так хотелось убежать от окружающего".  А Паустовский, в свою очередь, оставил следующим поколениям подробный завет, как писать такую вот "настроенческую" (сейчас еще любят говорить "атмосферную") прозу. Это повесть "о писательском мастерстве и психологии творчества", состоящая из легенд и анекдотов, переплетенных с примерами из собственной биографии и судеб других писателей. Повесть в каком-то смысле – исповедь писателя, но вместе с тем – это сборник совершенно конкретных рекомендаций по сбору материала, его обработке, совершенствованию слога и т.п.


Фото: proza.ru

Среди прекрасных фактов, украшающих личную историю Константина Паустовского, есть и такой: знаменитая актриса Марлен Дитрих во время своего вечера в московском Центральном доме литераторов весной 1964 года на колени опустилась перед ним и поцеловала ему руку, сказав, что он – её любимый писатель. Меж тем знаменитая кинодива читала Паустовского только в переводах. Как говорится, красоту – языка, слога, описаний – не скроешь.

Мещёрская сторона появилась в жизни Паустовского так. Курортный поселок Солотча под Рязанью был эдаким "литературным гнездом" писателей первой половины ХХ века. Сюда Паустовский наведывался с двумя друзьями: Аркадием Гайдаром и Рувимом Фраерманом, автором бессмертной повести "Дикая собака динго". Они снимали баньку во дворе дома-музея гравер-академика Ивана Пожалостина. К этому строению навеки приклеилось название "банька Паустовского". От нее ведет в глубь леса "тропа Паустовского", в сегодняшней Солотче обозначенная указателями и слегка утрамбованная. Практика летнего отдыха трех друзей началась еще до Великой Отечественной войны. Как помним, Аркадий Гайдар погиб в самом ее начале, Фраерман позже перестал наезжать, а вот Паустовский посещал Солотчу в общей сложности около двух десятков лет. Именно солотчинскaя округа дала ему богатую пищу для очерков книги "Мещёрская сторона". Реалии местности (например, разобранная в "лихие девяностые" узкоколейка до Тумы) и местные жители во многом отразились в текстах. Прототипом главной героини одного из самых известных рассказов Паустовского "Телеграмма" стала доживавшая свой век в Солотче дочь Ивана Пожалостина. На этом основании Паустовского в Рязани любят величать "рязанским писателем". По крайней мере, отношение Константина Георгиевича к этим краям очень теплое, словно бы родственное. Он во многом польстил "мещерской стороне": она для Паустовского – идиллический уголок неброской, но удивительно красивой природы и добрых работящих людей, мечта эскаписта. В его книгах никак не отмечено, к примеру, что "мещерский край" – это еще и "двухсотый километр", место проживания политических репрессированных, вроде Тарусы (где он тоже жил и работал) – хотя в невнимании к этой болезненной стороне советской жизни его никак нельзя упрекнуть… Наверное, дело в том, что Паустовский умел видеть красивое в заурядном и живописать словом, превращая мечту хотя бы в художественную реальность.


Фото: ВКонтакте.

В силу этой связки с прозаиком в культурной среде Рязани 2022-й год проходит "под знаком" Паустовского. В доме-музее И.П. Пожалостина, помимо постоянной экспозиции, рассказывающей о влиянии солотчинских впечатлений на произведения писателя, в преддверии юбилея открылась выставка "Земля Паустовского". 4 июня в Солотче стартует одноименный Фестиваль. А книги Константина Паустовского, к счастью, доступны в библиотеках и книжных магазинах постоянно. И каждый наш читатель может устроить себе собственный "год Паустовского".


Дом-музей И.П. Пожалостина в Солотче. Фото: ВКонтакте. 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть