Театральный фестиваль "Маршак" - 5 лучших спектаклей
18 октября 2019
Можно ли рисовать между строк и как отличить одну Анну Каренину от другой?
17 октября 2019
"Человек, познающий мир" в Крыму
17 октября 2019
Ян Френкель: "Основная жизнь — музыка"
17 октября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Медведи и месяц

Детский писатель Юрий Нечипоренко подвел свои итоги Года литературы


Относительно литературы существует заговор молчания на ТВ, занятом страстями-мордастями. Связность литературного пространства в стране нарушена. В этом уверен детский писатель Юрий Нечипоренко, который подвел свои итоги Года литературы.


Год назад, в конце января в Москве в театре МХТ им. А.П. Чехова состоялся торжественный вечер, посвящённый официальному открытию Года литературы в России, а в конце прошлого года в Петербурге, в Михайловском театре – прошёл вечер-закрытие. Появился уже не один десяток материалов, посвященный итогам Года Литературы, и большая часть из них может быть охарактеризована как посыпание головы пеплом и раздирание одежд (тоже весьма театральные жесты). Отчасти в диссонанс общему тону расскажу о том, что видел сам – и выскажу своё мнение, основанное на опыте нескольких десятков встреч и выступлений в разных городах России.

Открытие Года Литературы в МХТ собрало своеобразный литературный ковчег: тут были писатели, критики, издатели, библиотекари и учителя. Литература – дело важное, но малоуловимое – есть литература в школе, есть в библиотеке, есть в наших головах… Я думаю, что есть и в небесах – наша небесная, русская классическая литература. Библиотеки и школы проходят по разным министерствам, но дело-то делают общее, пытаются эту самую литературу небесную довести до каждого ребёнка.

Артисты театра вдохновенно читали со сцены самую что ни на есть небесную литературу - сочинения Ахматовой, Блока, Бродского, Гоголя, Гумилёва, Достоевского, Лермонтова, Пушкина, Льва Толстого, Чехова, Цветаевой. Песнопения «Рай душе» в исполнении студентов Школы-студии МХАТа многих в зале растрогали. Я обернулся по сторонам - зрители не могли сдержать слёз... Казалось, всех в зале объединила любовь к классике, и после вечера хотелось петь и провозглашать тосты - за великую литературу, за её прошлое и будущее! И в этом смысле вечер удался: символическое начало Года Литературы было положено. 

После открытия – собственно работа: писатели, поэты, издатели поехали по городам, у меня так прошло много встреч с детьми и взрослыми в Твери, Лотошино (Московской области), Орле, Калуге, Саратове, Муроме и далее – ещё в десятке городов. Думаю, что если бы власти не объявили прошлый год литературным, приглашений было бы меньше. Многие библиотеки смогли убедить местные власти, что нужен бюджет на встречи с писателями.
 
Как обычно обстоят дела: библиотекам нужно привлекать детей к чтению, для этого и организуются встречи с писателями. Глядишь, писатель покажется интересным, захочется книжку почитать. У нас относительно литературы существует заговор молчания на главных каналах ТВ, и поэтому полтора-два десятка современных классных писателей ходят в неизвестных. Дети помнят только старые бренды: Незнайка да Чебурашка, Дениска и Мальчиш-Кибальчиш составляют «меню» детского чтения.

А я с малых лет наизусть помню стихотворение Владимира Лившица, которое читал гостям, стоя на табуретке. 
 
МЕДВЕДИ И МЕСЯЦ
 
Жёлтый, жёлтый,
Как из меди,
Месяц плавает в воде.
Подошли к реке медведи.
- Вот он - месяц!..
- Вот он где!..
- Мы его сейчас поймаем,
Что за месяц, поглядим,
С ним сначала поиграем,
А потом его съедим!..
- Мне для ловли месяца
С ветки надо свеситься!..
- Я поймаю на крючок!..
- Я хватаю за бочок!..
И не могут два медведя
Взять в соображение,
Что ведь это же не месяц,
Это отражение!
 
Когда поэт написал это стихотворение, мне было 8 лет. И я сразу узнал о нём, выучил наизусть стих неизвестного мне поэта. Тогда в любой точке сразу можно было узнать всё новое - благодаря журналам с миллионными тиражами. Сейчас это пространство нам приходится сшивать заново, выступая перед детьми и убеждая их, что стихи и рассказы, которые пишут современные детские писатели, интересны. Вырастают новые поколения – и ждут новых книг, задача писателя - накормить их новыми смыслами, дать возможность самым догадливым и любопытным найти своё призвание. Книги определяют судьбы – и от того, какие книги прочитал человек в детстве, может зависеть его жизнь.

Отдельно надо сказать о познавательной литературе. Страна наша жива сейчас потому, что популяризаторы науки смогли увлечь когда-то мальчишек – и те пошли в науку и технику, построили ракеты и создали такое оружие, что уже 70 лет по большому счёту с нами все боятся воевать. 100 лет назад была написана «Занимательная физика» - а ведь это та самая познавательная литература, которую мы почти потеряли. Десятки лет не было новинок в этой области – хотя родились целые науки: молекулярная биология, биофизика, нейробиология…
 
Нет сейчас более важной задачи, чем увлечь детей умными книгами. Об этом мы говорили на круглом столе «Куда пропал жанр научпоп» на Фестивале детской книги в Российской государственной детской библиотеке в начале ноября. В рамках Фестиваля проходила и книжная ярмарка, но важно отметить, что Фестиваль – шире ярмарки, Фестиваль задаёт и решает концептуальные задачи, привлекая к их решению специалистов из разных областей. На Фестивале прошло за три дня 150 мероприятий, встреч с писателями, мастер-классов и круглых столов, лекций.
 
Хочется поблагодарить власти всех тех регионов, которые дали своим библиотекам провести книжные фестивали в этом году: Воронежской области (фестиваль «Книжный звездопад»), Ненецкого национального округа (Фестиваль «Книги для наших детей»), Новосибирской области (фестиваль «Белое пятно»), Тульской области (фестиваль «Книжка под подушку, совместно с книжным автобусом «Бампер») – и это только те, в которых я участвовал. В этом году помогали не только власти – но и меценаты, часть встреч в Орле и Нижнем Новгороде были организованы при поддержке частных лиц, а встречу в Калуге организовала «Пушкинская библиотека».

Ещё одно из самых важных событий года – Книжный Фестиваль на Красной площади. Место это для многих святое, и я очень рад, что здесь хотя бы на время жили любимые детские книги, звучали стихи и рассказы. Ведь когда-то на Красной площади продавали книги, была здесь и библиотека. А сейчас здесь в ГУМе только модные вещи продают… Если в самом центре страны будут продавать лучшие детские книги - вот будет здорово! Каждый турист сможет увести на родину книжку русского писателя и художника, на память о Москве. И может быть, эта книжка попадёт в сердце его детей и внуков, родных и друзей - и пробудит любовь и интерес к литературе? Книги меняют судьбы людей... По своему длительному и доброму воздействию они посильнее оружия будут.
 
Вспомним Льва Толстого: «смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви». Именно книги помогают расти в любви, растить любовь в своём сердце… Об этом мы говорили на Толстовских чтениях в Ясной Поляне, где было множество очень интересных докладов – да вот жаль, что кроме самих писателей, почти не было слушателей. 
 
Когда телевидение занято в основном пропагандой и развлечением «нижних чинов», очень важно дать читать умные книги детям, спасти хотя бы читателя от дебилизации... Нам надо вырастить читателя, и работать для этого, не покладая рук. Об этом шли дебаты на Культурном форуме в конце года в Санкт-Петербурге, где официально завершился Год литературы.
 
На Форуме прошло много встреч, было высказано много новых идей (скажем, организовать Гильдию писателей призывал мудрейший Юрий Милославский), но я испытал и несколько разочарований. Сергей Степашин в своём докладе вообще не упомянул слово «фестиваль», как будто нет этой новой формы взаимодействия библиотек, школ, издательств и писателей. Ярмарка, опять ярмарка – рынок, с которым надо воевать и сотрудничать… Крупные монополисты книжно-рыночного дела относятся к книге, как к товару, который нужно продать – отсюда идет и рекламно-премиальное безумие, когда порой невозможно читать опусы лауреатов. Кто-то из высокого начальства сравнил библиотекаря с рабочим сцены. Рабочий сцены, конечно, - голова, но библиотекарь – творческий работник, и я много могу рассказать о чудесных программах в библиотеках Воронежа, Новосибирска, Нижнего Новгорода и Томска, где побывал, но это отдельная история. Вообще же наши высокие вельможи с их попытками уловить какую-то символическую ценность из области искусства, напоминают тех самых медведей, что ловили месяц в реке.
 
В целом,  действо закрытия Культурного Форума и Года литературы в Михайловском театре было явно слабее открытия во МХАТе. Чьих-то надежд этот год не оправдал. Но он выявил много проблем, которые надо решать. Не будем посыпать голову пеплом, а примемся за работу – и повторим вслед за Игорем Волгиным, как заклинание: «Год литературы закончился, век литературы начинается». Важно сделать так, чтобы начался этот век для наших детей.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛИТЕРАТУРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Театральный фестиваль "Маршак" - 5 лучших спектаклей
Можно ли рисовать между строк и как отличить одну Анну Каренину от другой?
"Человек, познающий мир" в Крыму

В Москве

Топ-5 событий на время школьных каникул
Азиатский алмаз. Филармонический оркестр Сеула, дирижер Маркус Штенц представили азиатско-русско-европейскую музыку в концертном зале "Зарядье"
Фестиваль "Уроки режиссуры" и выставка "Первые сюжеты. Лица российской сцены рубежа тысячелетий"
Новости литературы
ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть