Информационный интернет-портал
о культуре в России и за рубежом
Вход для подписчиков
    • Каталог произведений
    • Каталог театров
    • Каталог спектаклей
    • Каталог музеев и выставочных залов
    • Каталог фестивалей
    • Концертные залы
    • Библиотеки
    • Новости
    • Другое
    • Ревизор-TV
    • Афиша
    • Интервью
    • Фотосюжеты
    • Авторы
    • Опросы
    • Спецпроекты
    • Блоги
    • Контакты
    • О проекте
    • Тесты
    • Детям
    • Партнеры
    • За рубежом
  • Театр
  • Кино
  • Литература
  • Музеи
  • Музыка
  • Ревизор рекомендует
  • Спецпроекты
РЕВИЗОР.РУ
  1. Главная
  2. Литература
  3. Рецензии
  4. Мифологический сюжет в современном детективе: “Красный, жестокий, оранжевый”
  • Литература
  • 10 февраля 2017 15:51
  • 0

Мифологический сюжет в современном детективе: “Красный, жестокий, оранжевый”

Что такое “детектив-квест” и как он связан с мифологией?

Автор: Анна Фёдорова
Фото: издательство "Эксмо"Фото: издательство "Эксмо"

Детектив – недооцененный жанр. Часто можно встретить мнение, что это пустое развлечение, жвачка для мозга. Однако корни детектива уходят в мифологию, а сыщик – настоящий герой-воин, чьи приключения заставляют нас переживать те самые эмоции, которые испытывали слушатели мифологических сказаний.

Что же общего между современным детективом и классическим мифом? Если внимательно присмотреться, то романы о сыщиках – это версия знакомого сюжета о странствии и поиске героя-воина, только в детективном романе главный герой ищет убийцу. Также как и мифологические персонажи герой, расследующий преступление, оказывается в странном и чуждом ему мире – мире зла, обмана, жестокости. При помощи своего главного оружия – разума, он вычисляет убийцу, сталкиваясь со множеством опасностей на своем пути. Все препятствия благополучно преодолеваются отважным и умным героем, справедливость торжествует – и герой возвращается домой.
 
Конечно, в каждом романе свои вводные, разная природа зла, но идея остается неизменной: разум побеждает зло. Такова общая схема. Интересно проследить, как эту схему раскладывают на практике современные авторы.
 
Роман “Красный, жестокий, оранжевый”, первый в серии “Детектив-квест”, заявлен как новый вид детектива, но, если приглядеться, мы увидим истоки, которые ведут к убийствам в закрытой комнате, тему которых ввел еще Эдгар По, а продолжили такие классики как Агата Кристи и Сирил Хэйл. Автор Влада Юрьева, профессиональный переводчик с английского языка, хорошо знакома с классическими произведениями жанра.
 
Она взяла за основу принцип “закрытого детектива” и применила его на современном материале, добавив модные нынче элементы квеста. Получилось – на отлично. Всего в серии читателей ждут восемь книг, пока же в магазинах появилась первая.
 
Итак, условия на старте: отель “Оранжерея” – новостройка в центре Москвы, шикарные условия и интерьеры. Именно здесь погиб посетитель тестовой группы отеля: американский иллюзионист выпал из окна люкса на одном из последних этажей. Группе добровольцев из семи человек, участникам психологического эксперимента, у которых, согласно тесту, есть врожденные детективные способности, предлагают расследовать дело в режиме реалити-шоу. Победителю – денежный приз.
 
Семь будущих сыщиков заперты в громадной новостройке с минимумом персонала на один месяц. И никакой внешней связи с миром: для чистоты эксперимента отобраны мобильные телефоны и отключен интернет. Активны только внутренняя телефонная линия и камеры наблюдения. И куратор проекта.
 
Как обычно ничто не предвещало опасности. Однако отель кажется заколдованным, все чувствуют себя не в своей тарелке, но боятся признаться, чтобы не показаться сумасшедшими. Здание в прямом смысле слова кажется живым, и дело даже не в том, что в каждом номере размещены экзотические животные, рептилии, рыбы, которые требуют особого ухода… Странные звуки, тревожная атмосфера делают пребывание в отеле невыносимым. Расследовать загадочную смерть иллюзиониста в таких условиях под силу только самым настойчивым и отважным.
 
Роман Юрьевой похож на гигантскую головоломку, ключ от которой, казалось бы, выброшен за пределы “закрытой комнаты”, но по условиям игры – искать можно только внутри. Весь текст – сплошная загадка, тот, кто ее разгадает – может по праву гордиться собой. Однако интерес к детективам базируется не только на хитросплетении ходов и мастерски простроенных “неожиданностях”. Читатель любит детективы – не только за загадки, но и за интересных персонажей. У Влады Юрьевой целых семь героев-сыщиков отправляются в путешествие, и у каждого за плечами своя история.
 
Главная героиня Алиса – преподаватель английского языка, она одинока, ее переводческая карьера не удалась, зарплата не радует, к тому же она подозревает, что сводный брат – убийца матери. Ее напарник Дамир – бывший хирург, после травмы у него случаются нервные приступы, он вынужден был оставить любимую работу. Образ Дамира объединяет в себе несколько мифологических ролей: друга и возлюбленного (хотя любовной линии в чистом виде в романе нет), отчасти мудреца.
 
Оба начинают проект ради денег, но находят в нем нечто большее. Они бесстрашны, готовы пожертвовать собой, у каждого на душе рана. Героям веришь, им сопереживаешь, за них становится страшно. Автору удалось создать образы, с которыми читатель с отождествляет себя в процессе чтения.
 
Вернемся к мифологическим истокам. Когда главный герой распутывает клубок загадок, он таким образом побеждает смерть, так иррациональное становится понятным и менее пугающим благодаря разуму. Именно эта победа и делает детектив таким популярным, а его героя – настоящим.
 
Посмотрим на других сыщиков. Катя – прирожденная домохозяйка, практически идеальная женщина, но никто из близких ее не ценит, измена мужа разбила ее жизнь. В проекте она почувствовала себя нужной, именно это и привело ее к поиску.
 
Елена всегда жила семьей, без мужа воспитала детей, работала с утра до ночи, жертвовала собой, и в один прекрасный момент оказалось, что дети выросли, подступила пенсия, а с ней ненужность и одиночество. Елена – это женщина в образе матери, носитель архетипа материнской любви. Елена и Катя – прекрасная пара персонажей, которая отчасти отзеркаливает друг друга, при этом каждая вносит свой вклад, преодолевая собственные слабости характера.
 
Мужские персонажи из “сыскной группы” также созданы очень четко, хоть и не настолько ярко, как женские: фотограф-фрилансер Евгений и эксцентричный фокусник Эмиль являются скорее вспомогательными элементами. Конечно, группа персонажей не обошлась и без женщины-стервы с отвратительным характером, – это Наталья, ироничный образ неудавшейся графоманки, которая в итоге становится жертвой.
 
Помимо живых и активных героев, автору удалось создать четкую, продуманную до мелочей структуру. Архитектура романа – отчасти напоминает отель – центральный стержень которого лестница, откуда просматриваются все этажи. Также от нее расходятся ветви – коридоры. Не случайно герои-участники квеста расселены каждый на своем этаже, без соседей.
 
Сегодня автору детектива нужно с особой серьезностью подходить к процессу создания текста: современный читатель не прощает ошибок и провалов, он скептик, специалист в жанре, разбирается в юриспруденции, а методы работы полиции знает, как свои пять пальцев. Такого очень сложно поймать на крючок и заставить почувствовать реальность происходящего в книге. Однако молодому автору Владе Юрьевой – это удалось.
 
В ее книге есть все необходимые элементы: чудовища, которых боится современное общество, тени, убийцы, загадочные исчезновения, испытания, эволюция героев и торжество справедливости. Как ни странно, но именно они уже тысячелетия оказывают на читателя глубокое воздействие, заставляя его не просто следить за сюжетом, но вживаться в него.
 
Если у вас получится оторвать себя от этого текста – вы герой, у меня не получилось. Когда вступаешь в игру, то остановиться уже нельзя. Идем до победного. Кстати, до финала дойдут не все. Кто – узнаете из романа “Красный, жестокий, оранжевый”.

4
Помоги Ревизору

Комментарии

Рецензии
  • Абстрактный экспрессионизм Михаила Кулакова
    19 апреля Абстрактный экспрессионизм Михаила Кулакова
    Мария Чистякова
    • 55
    • 0
  • Роскошь шелковых платков в Новосибирске
    18 апреля Роскошь шелковых платков в Новосибирске
    Евгения Буторина
    • 21
    • 0
  • В Москве состоялась презентация молодёжного Роскультцентра
    18 апреля В Москве состоялась презентация молодёжного Роскультцентра
    Елизавета Гришанова
    • 66
    • 0
  • "Два веронца" в РАМТе
    17 апреля "Два веронца" в РАМТе
    Виктория Пешкова
    • 165
    • 0
  • "Золотая маска": лучшее в музыкальном театре по версии жюри
    16 апреля "Золотая маска": лучшее в музыкальном театре по версии жюри
    Майя Крылова
    • 758
    • 0
  • “Я русский композитор…”
    13 апреля “Я русский композитор…”
    Марина Абрамова
    • 94
    • 0
  • Любовь сквозь пламя Ада
    13 апреля Любовь сквозь пламя Ада
    Евгения Буторина
    • 242
    • 0
  • Тайны красивых платьев
    12 апреля Тайны красивых платьев
    Евгения Буторина
    • 68
    • 0
  • “Если душа родилась крылатой”
    12 апреля “Если душа родилась крылатой”
    Марина Абрамова
    • 300
    • 0
  • Концерт солистов оркестра Большого театра — дань уважения своему учителю
    11 апреля Концерт солистов оркестра Большого театра — дань уважения своему учителю
    Владимир Зисман
    • 368
    • 0
Подписка
E-mail
Концерт для рояля и актёра "Диалоги"
Сетевое издание - Информационный интернет-портал о культуре в России и за рубежом Ревизор.ru

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 65577


При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».
  • Театр
  • Кино
  • Литература
  • Музеи
  • Музыка
  • Ревизор рекомендует
  • Спецпроекты
  • Каталог произведений
  • Каталог театров
  • Каталог спектаклей
  • Каталог музеев и выставочных залов
  • Каталог фестивалей
  • Концертные залы
  • Библиотеки
  • Новости
  • Другое
  • Ревизор-TV
  • Афиша
  • Интервью
  • Фотосюжеты
  • Авторы
  • Опросы
  • Спецпроекты
  • Блоги
  • Контакты
  • О проекте
  • Тесты
  • Детям
  • Партнеры
  • За рубежом
О проекте
18+
Правила использования материалов | Создание сайта - Дивербиум | © «РЕВИЗОР.РУ» 2015 - 2018
Вход для пользователей
  • Театр
  • Кино
  • Литература
  • Музеи
  • Музыка
  • Ревизор рекомендует
  • Спецпроекты
  • Каталог произведений
  • Каталог театров
  • Каталог спектаклей
  • Каталог музеев и выставочных залов
  • Каталог фестивалей
  • Концертные залы
  • Библиотеки
  • Новости
  • Другое
  • Ревизор-TV
  • Афиша
  • Интервью
  • Фотосюжеты
  • Авторы
  • Опросы
  • Спецпроекты
  • Блоги
  • Контакты
  • О проекте
  • Тесты
  • Детям
  • Партнеры
  • За рубежом

Авторизация

Войти через
ВКонтакте
Facebook
или
Забыли пароль?Регистрация