Истории этой книги пять лет, — взволнованно начала автор. — Началась она с небольшой, в десять страниц, статьи "Книжки для сирот". Тема сирот в литературе меня долго не отпускала, она постепенно разрасталась в моей голове... И как итог, сначала появилась в виде статьи, а затем переросла в книгу "Гадкий утёнок, Гарри Поттер и другие".
Мои знакомые часто спрашивали меня: "Почему ты пишешь про сирот?". И те, кто знал меня немного хуже, любопытствовали: может у меня самой было несчастливое детство, иначе почему я взялась за неё? Но нет. Детство у меня было самое счастливое. Может быть, именно поэтому мне было легко писать на такую тему.
С одной стороны, эта книга научная, с другой — не совсем. Её можно читать и так, и так. Кому какой пласт покажется интереснее.
Один из образов, который возникает у меня при слове "сирота" – Гадкий утёнок – для меня это первый сирота, который прославился. И, возможно, поэтому он попал на обложку моей книги.
Моя книга — о книгах. В ней говорится не о реальных проблемах, про которые много написано, в ней говорится про хорошую художественную литературу, связанную с темой детей сирот.
Почему сироты? Потому что такой ребёнок — это самое уязвимое существо на свете. У него нет ничего. Ни родителей, ни защиты, ни денег, ни славы. С другой стороны, такой ребёнок — это самое могущественное существо, потому что он преодолевает сложнейшие препятствия и проблемы жизни, которые обходят стороной обычного человека.
Такие персонажи способны показать и доказать читающему ребёнку, что возможности безграничны, что иногда, чтобы стать взрослым, надо как можно скорее слезть с шеи родителей.
Наверное, в детстве, каждого из нас, хоть на минуточку, посещала странная мечта-фантазия — стать сиротой. Ох! Эти противные родители, которые заставляют мыть руки перед едой и чистить зубы утром и перед сном… Да на самом деле они вовсе не мои родители! Мои настоящие папа и мама где-то далеко, они — король и королева. Они точно не будут заставлять меня чистить зубы, делать уроки. Тот момент ребёнка, когда он чувствует себя одиноким, открытым всем ветрам – это момент его внутреннего роста.
Здесь Ольга сделала паузу и быстро, улыбаясь, полезла в сумку. Она достала какой-то пакет. Все смотрели с недоумением — что сейчас будет? Какой-то сюрприз? Когда же заветный узелок был развязан, зрителям предстала маленькая кастрюлька.
— Как думаете, что здесь? — со счастливым блеском в глазах обратилась Ольга Бухина к залу. — Верно, еда! Но какая? Подскажу: сиротская мечта, особенно владевшая всем известным английским мальчиком.
Зал оживился, стал предлагать разные варианты. Ольга пребывала в детском восторге.
— Правильные ответы были произнесены. Здесь — геркулесовая каша на воде, о которой мечтал Оливер Твист. Вообще, глава о еде — одна из моих любимых.
Пришедшие, заразившись энергией Ольги, задавали вопросы и интересовались подробностями создания книги. Автор охотно отвечала, где-то смеялась, где-то была предельно серьёзна: чувствовалась её погружённость в мир, где так мало родительской ласки, но которую она принесла своей книгой этим маленьким героям.
— Сирота в произведениях выступает в каком-то смысле в роли зеркала, в которое может посмотреть ребёнок, способный увидеть себя другим, не таким, каким он является в обыденной жизни.
Герой-сирота иногда активен, иногда пассивен, но часто рядом с ним присутствует какой-то помощник. Это ещё одна интересная тема, которую я раскрыла в книге. В старых произведениях, помощник может появится, как обладатель волшебной силы или быть выраженным в виде знатной дамы, богатого дядюшки. В более современных историях помощником иногда становится даже мобильный телефон!
При написании книги, я старалась включить в неё те произведения, которые доступны читателям на русском языке. Там практически нет книг, которые не были переведены. За очень редким исключением.
Мне было страшно интересно посмотреть и сравнить, насколько образы сирот отличаются друг от друга в разных странах. Так, например, в американской литературе герои часто самодостаточны, активны, с буйным характером. Им никакой помощник не нужен! Можно вспомнить Тома Сойера или Гекльберри Финна.
В Европе дело обстоит по-разному. Если посмотреть на польскую литературу, на Матиуша, то, сколько бы не было у него помощников, всё равно ничего не помогает. Эта трагическая, славянская нота чрезвычайно любопытна.
Самым интересным в работе было составлять список сирот. Они разбиты на категории: полный, неполный сирота. В списке указаны временные по сюжету сироты: есть беглецы, которые убежали из дома или приюта, есть дети, которые всю книжку ищут своих родителей и под самый конец обретают их.
Я писала эту книгу пять лет. Она распухала, становилась больше. Но ее невозможно закончить, собрать всё. Для меня это доказательство того, что тема – самая важная, потому что, сколько не пишут на подобные темы, они всегда интересны и волнуют читателя. Мне очень хочется, чтобы у моей книги было продолжение. Может, даже не мной написанное, не важно. В какой угодно форме. Но чтобы это продолжение никогда не заканчивалось...
А с другой стороны, мне ужасно хочется, чтобы эта тема сирот когда-нибудь завершилась, чтоб такого понятия, как сирота не было вообще.
Завершилась встреча аплодисментами, улыбками и автограф-сессией.