"Эль Система" по-венесуэльски в московском "Зарядье"
11 декабря 2019
Arctic Open — парад победителей — от Канады до Индии
10 декабря 2019
"Доронина выдающаяся актриса. И именно поэтому ей нельзя руководить театром"
10 декабря 2019
Театральная Россия. Кабардинский Государственный драматический театр им. Али Шогенцукова
9 декабря 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Роман Бориса Евсеева обещает прозрение и спасение

В начале 2019 года в издательстве "ЭКСМО" вышел новый роман Бориса Евсеева "Очевидец грядущего".

Фото: chitai-gorod.ru
Фото: chitai-gorod.ru

Впечатлениями о книге живого классика с "Ревизором.ru" поделился поэт Владимир Пимонов.

Произведение Бориса Евсеева -  многоплановое и многослойное. Современный детективный сюжет перемежается с историческими картинками, на это наслаиваются бурлескно-авантюрные истории в исполнении уличного театра, а также размышления главного героя Тихона Скородумова о времени и пространстве, об альтернативном зрении и тонком теле, о будущем и грядущем.

Сюжетная линия романа строится на взаимоотношениях двух братьев Корнея и Тихона, которых называют Каином и Авелем. Евсеев дает своеобразную трактовку библейской истории, символизирующей  борьбу добра и зла. В Библии Каин убивает Авеля, и зло побеждает. Автор романа идет вразрез с этим сюжетом. В "Очевидце грядущего" побеждает добро. Точнее, зло несет заслуженное наказание.

Борис Евсеев. Фото artlit.club

Пожалуй, для такой трактовки писателю нужно иметь определенное мужество. Представляете, чего стоит дать свою версию библейскому сюжету? Но книга Евсеева вообще смелая: в плане подачи исторических фактов и личностей, в плане оценки настоящего, и особенно дерзкая в отношении взгляда в будущее. А еще книга живая в плане языка: разговорная речь соседствует с архаичным русским слогом.

Иногда в речи Евсеева слышатся прибаутки, кажется, они пришли из детства: "Однажды родилась девочка. И не было у нее губ. А только пальцы розовые да глазки подслеповатые. Сильно она на всех за это разобиделась. Ушла из дому и пошла гулять по свету. Ходит и ходит, всем по ходу уши откусывает…" – так, подобно детской "страшилке", автор строит главку "Притча о Чёрной Совести". 

Но, несмотря на элементы эксперимента и новаторства, продемонстрированные Евсеевым, все же говорить о новизне прозы и в целом авторской манеры если и нужно, то не в первую очередь. "Очевидец грядущего" прежде всего - роман-предупреждение, роман-предвидение. По мере чтения создается ощущение, что писатель знает, какой катаклизм произойдет в стране буквально через полгода. И не просто знает, но и призывает принять меры, чтобы не допустить негативных последствий.

Иллюстрация к роману "Очевидец грядущего".

"Судьбы пишутся на небесах, а трактуют их на земле. Жизни земной дозволено менять небесные записи. Но дозволено – лишь в лучшую сторону. Однако часто и сам человек, и низкие воздушные духи своевольничают, судьбу предпосланную коверкают".

Такое коверканье судьбы целой страны произошло, по мнению прозаика, в связи убийством императора Павла I, которого писатель называет "интереснейшим умом, интереснейшим человеком". Евсеев явно симпатизирует этой исторической личности, он как бы пытается восстановить справедливость в отношении Павла, которого в нашей истории часто показывают сумасбродом и сумасшедшим.

Персонаж романа Авель Васильев, который живет в тонком теле и является прозорливцем, прямо заявляет: "Не понимают люди величия жертвы и прекрасной прямоты его (Павла)", "Не будь убиения Павла – не было б у вас Октябрьского переворота".

Павел I. Фото: mediashm.ru

Эмоционально описан момент отречения от трона императора Николая II. При этом нужно понимать, что задача перед автором стояла непростая – запечатлеть характер и мысли не просто российского царя, а русского святого, которого канонизировала православная церковь. Но Евсееву это удалось. Приведу несколько цитат из главы "Протокол отречения".

"… идя в свой вагон, он попытался еще раз воссоздать миг отречения. Но воссоздать удалось только гул и стальной шелест. Шорох человеческих усилий, гуканье и хохот скомканных, изрисованных кривыми закорючками бумаг вызвали короткий горловой спазм…

…гул и шелест бумаг нарастал. Они летели на него, как листовки, сброшенные с германской авиетки. Мелькая, исчезали человеческие профили, голосили приписки на полях: “2 марта 1917 года. Машинопись. В правом нижнем углу, карандашом, его собственная с дрогнувшей буквой "к" подпись: Николай. В левом нижнем углу поверх карандаша – черными каверзными чернилами заверительная подпись: "министр императорского двора генерал-адъютант граф Фредерикс".

Обморочное предчувствие будущего кольнуло сперва одной, а потом бесчисленными иглами, прятавшимися до этого в вагонных шторках. Он слышал, как по окончании аудиенции Гучков вышел из вагона и крикнул в толпу: "Русские люди, обнажите головы, перекреститесь… Государь ради спасения России снял с себя царское служение. Россия вступает на новый путь!"

И.Л. Коваленко "Отречение от престола императора Николая II 2 марта 1917 года"

Я перечитывал эту главу несколько раз, и меня до сих пор не оставляет ощущение, что автор реально видел и чувствовал на уровне осязания, слуха, кожей, душой – или тем самым астральным телом, о котором так достоверно рассказывает в своем романе, - что происходило тогда. Будто писатель сам пережил сцену царского отречения.

Устами своих героев Борис Евсеев говорит горькие вещи. Он как бы предлагает, да что там предлагает, настаивает – посмотреть на историю страны другими глазами, новым взглядом. Он предупреждает, что история может повториться.

"Пусти в ход прозорливость, историю трех царей чуйкой схвати. Нужно это, ох, как нужно. Такая же история, протяжением в 117 лет, но, конечно, с новыми персонами в России скоро опять повториться может!"

Войти в состояние, в котором видится будущее, герою помогает обморок, обморочный сон. Евсеев подробно описывает механику входа в это состояние. Оно необычное, жуткое. Войти в транс – уже поступок – ведь есть риск не вернуться…

"Сперва будет казаться: грубо и невпопад лоскуты обморочных видений друг к другу приклеены…Начав, повторяй опорное слово, которое таковым тебе в обморочном сне показалось. Слово это, как звучащий двузубец в руках капельмейстера: определит высоту и значение сна. Заново порядок лоскутов выстроит. После выстраивания слово опорное раздвинется вширь. Смело входи в это слово, как в храм! Или как в театр…

Театр единичного слова начало прозрения и есть. Внимание, как бритва обостряется".

Борис Евсеев на ММКВЯ. Фото: thankyou.ru 

Интуитивно, каким-то шестым чувством автор, а с ним и читатель понимает, как сложно наше мироздание. То, о чем пишет Евсеев – это параллельная Вселенная. Рассказ о неизведанном пространстве, где происходят процессы, которые влияют на нашу жизнь, затрагивают ее. И автор видит это. Ему  открылось такое, что кажется главным, от чего зависит судьба не только конкретного человека, но и всей страны.

Дар прозорливости в той или иной мере присущ каждому человеку, другое дело, что его нужно развивать, об этом утверждает в своих записках Тихон Скородумов, пишущий роман о трех российских императорах. По большому счету, это размышления философа, развивающего сложившееся в 70-е годы прошлого века учение о русском космизме, основоположником которого считается Николай Федоров.

Звучащая в "Очевидце грядущего" мысль о том, что в России восторжествует Держава Духа, - это интерпретация федоровской утопии об идеальном социальном строе.

"- Неужто пересоздастся империя?
- Романовская – никогда. А Империя Духа в России – та воскреснет. Иначе верная погибель".

Как заметила в выступлении на презентации романа в МГУ доктор филологии, литературовед Алла Большакова, автор словно бы говорит нам о том, что будущее находится в недрах бессознательного, что сейчас, когда в стране размыта идеология и нечетка концепция развития, роль интуиции выходит на передний план. Интуиция присуща тонкости душевной, которая, в свою очередь, по мнению Бориса Евсеева, будет предшествовать тонкости телесной.

Писатель проводит мысль о том, что человек, как индивид, эволюционирует. Вскоре, представляется автору, ему не нужно будет тяжелое физическое тело. "Новый человек повсеместно являться станет, когда мир наш увидит заново", - пророчествует Евсеев устами одного из главных героев. При этом новый человек будет обладать прямовидением, то есть альтернативным зрением, и сможет провидеть грядущее. "Будущее и грядущее – не одно и то же. Будущее – общо, как вялое утро. Грядущее – весомо и предметно", - утверждает Евсеев. К счастью, писатель-провидец предсказывает нашей стране и ее людям будущее в возрождении. Это, скорее, утопия, нежели антиутопия. А значит, очень актуальный и, не побоимся этого слова, духоподъемный роман.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛИТЕРАТУРАХ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Эль Система" по-венесуэльски в московском "Зарядье"
Новые фильмы онлайн: что посмотреть дома в декабре
Arctic Open — парад победителей — от Канады до Индии

В Москве

Праздник и традиции в Рахманиновском зале
"Ипполитовка" жжёт!
Москва и Санкт-Петербург встречают "Артдокфест"
Новости литературы
ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть