Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Рыцарь пера, поэт XXI века

Об Алексее Шмелёве сегодня знают те, кому небезразлична судьба российской современной поэзии и прозы. Еще будучи совсем юным, он привлекал внимание критиков своим острым словом, и до сих пор не перестаёт удивлять публику разящими творениями.

Алексей Николаевич Шмелёв родился 23 февраля 1987 г. в Москве.
Закончил МИТХТ. Любимые поэты: Гумилёв, Цветаева, Тарковский.
Творческий принцип: Если точно знаешь, что хочешь сказать – говори прозой.

 

Про что Шмелёв?

Мнение Ивана Купреянова:

"Если коротко – про путь воина духа, вооруженного клинком поэзии. Алексей принадлежит к той категории авторов, представители которой считают свеженаписанные стихи лучшими в их творчестве. Пожалуй, это говорит о глубоком переплетении и взаимовлиянии судьбы поэта и его текстов. Действительно, не желая абстрагироваться от текущих состояний и обстоятельств, поэт как бы утверждает творчеством и отношением к нему свою правоту в тех или иных жизненных обстоятельствах. Стихи становятся не просто красивыми вещицами, выходящими из-под пера мастера, – но веским аргументом в диалоге с миром и самим собой. Они – и сумма накопленного опыта, и "бой на переднем крае" духовной жизни поэта. Уместно рассматривать стихописание Шмелёва как форму некоей тонкой духовной практики, стремление прорваться в пространство изменённого – или, напротив, подлинного – сознания".


*** 

Загляни в себя — узнаешь кто ты, — 
только не умри от удивленья. 
Красные мерцающие соты 
и простые принципы деленья. 
Получая знания на вырост — 
есть опасность получить в придачу 
самый древний в этом мире вирус 
и пучок бессоницы на сдачу. 
Человек доходит до предела, 
а предела нет на самом деле. 
Тело, ты пойми, — всего лишь тело — 
ходит в том, что на него надели. 
Что же есть любовь, мой друг Овидий? 
От чего она нас очищает? 
Ты уже достаточно увидел... 
Даже больше чем глаза вмещают. 



*** 

Всё тебе не хватает чего-то, 
всё меняешь за городом город. 
И работа тебе — не работа, 
да и повод, как будто не повод... 
Эта женщина рядом с тобою — 
есть красивее, кто бы спорил... 
Да и то, что зовётся судьбою 
лучше было бы встретить у моря. 
И понять — нет любви безответной, 
потому что любовь — есть служенье, 
и что только движенье бессмертно, 
потому что рождает движенье... 
Оглянись на себя не во гневе — 
в этом городе ты ещё не был. 
И расти, как растут деревья: 
одновременно в землю и в небо. 



*** 

Индеец из племени Майя 
смотрел, как стекает вода 
по стёклам пустого трамвая, 
идущего в никуда. 

Наряд его был размалёван, 
сиял над макушкою нимб... 
И, словно в стихе Гумилёва, 
плыла его жизнь перед ним. 

В том месте, где раньше был Лейпциг, 
а может Монако какой — 
ему улыбались индейцы 
с какой-то славянской тоской. 

Озера, поросшие тиной, 
высотка с табличкою МИД, 
и в сердце огромной пустыни 
обломки родных пирамид. 

Над ними, как древние духи, 
считая копейки в горсти, 
по воздуху плыли старухи 
из сельских своих палестин... 

По кругу, но словно куда-то, 
где примут должок за своих — 
шагали шеренгой солдаты, 
по родине предавшей их. 

И нежные дети играли, 
не зная про смерть и долги... 
И ехал трамвай по спирали, 
свои, расширяя круги. 


*** 

Кто бледным ледям признавался в любви, 
кто ел в МАССОЛИТе салатики, 
когда на расстрел Гумилёва вели 
поддатенькие солдатики. 

И Горький, как некогда Понтий Пилат, 
наполнив всего себя воздухом — 
мучительно выдохнул: « Сам виноват...» 
на белом крыльце дома отдыха. 

И жизнь оставалась прекрасной всегда — 
состарились многие даже. 
Один человек — небольшая беда. 
Отряд не заметил пропажи. 

Бойцы отказались от бледных ледей — 
румянились щёки, как грозди. 
Газеты писали — из этих людей 
потом даже делали гвозди. 

Последней затяжки отечества дым 
над вздрогнувшим лесом закружится. 
Поэты остались, но следом за ним 
ушло благородство и мужество. 



*** 

Романтичные честные дети 
всё равно вас обманут. 
Система 
вас поделит на тех и на этих 
и размажет по выцветшим стенам. 
Дух в людей не приходит транзитом — 
все мы в тёплых квартирах герои. 
Будут доноры и паразиты 
при любом государственном строе. 
Я для зверя больших потрясений 
не хочу быть прикормочным салом... 
Хоть и понял, что ложь во спасенье 
никого никогда не спасала. 



*** 

Сестра ушла. И в горле комом хлеба 
застрял вдруг то ли выдох, то ли вдох... 
Сестра ушла — наверное на небо — 
она ведь верила, что где-то в небе Бог... 

И где-то там — в сияющей сорочке 
гуляет с Ним меж огненных светил... 
И ангелы ей посвящают строчки, 
а я — и слова ей не посвятил... 

Закат, распятый на оконной раме, 
воскреснет, если рама прогниёт. 
Я видел смерть — она стояла в храме, 
и я ничем не зашвырнул в неё. 

Мне от вины своей укрыться нечем — 
мне мальчик задает вопрос из тьмы: 
«Как мне в глаза сестре смотреть при встрече? 
Что ей сказать? 
И встретимся ли мы...» 



*** 

Только-только пелёнки 
ты сменил на штаны, 
как закончилась плёнка 
на бобине луны. 

Ты готовился к роли 
и играл на века, 
а итоговый ролик — 
облака, облака… 

Иже на небеси нам 
будет всем хорошо, 
что скажи кроме сына 
у тебя за душой? 

Горло сдавит вина, и 
страх возьмёт за плечо. 
— Я не знаю. Не знаю, 
есть ли что-то ещё… 



*** 

У меня нет тоски по клетке, но 
и за это меня прости. 
Доживу свою жизнь я в «Веткино» — 
буду тихо слонов пасти. 


По Москве платяные роботы 
будут сутками мельтешить, 
а я гладить слона по хоботу 
буду бережно — тем и жить. 


И когда притяну я волоком 
душу Боженьке на поклон, 
мальчик, в небе увидев облако, 
крикнет: «Папа, смотри-ка, слон!» 




*** 

От горных вершин до земных низин: 
повсюду следы наших лап. 
Господи, я никудышный сын 
и никудышный раб. 

Я не умею, как царь Давид 
петь для Тебя псалмы. 
Господи, мой непотребен вид, 
мысли мои хромы. 

Знаю: Твой мир справедлив и прост, 
не мыслю о мире ином. 
Вот только когда начинается пост, 
приходят друзья с вином. 

Так и припрёмся оравой всей 
мы на небесный трап. 
Папа, я в гости позвал друзей... 
Мы правда тихонько, пап. 




*** 

И в сердце моём наступила зима, 
и рвёт кровеносные сети. 
Такая, Мария, на улице тьма, 
что снег под ногами не светит. 

Я чёрную воду сжимаю в горсти, 
макаю лицо в эту жижу... 
И если я снег перестану грести — 
тебя нигогда не увижу. 

Неважно — свою ли, чужую вину 
ношу от зари до зари я. 
Я солнце убил. 
Но поверю в весну, 
когда ты родишься, Мария. 




*** 

Это сердце, которое ты мне выдал — 
оно слишком мало, 
чтобы принять всё на свете быдло 
и прочее зло. 

Его механизм настолько изящен и тонок, 
что хоть ненамного в себя этот мир прими и — 
его поломает даже один ребенок 
умерший от лейкемии. 

Я хоронил людей, которых любил сильнее, 
чем самого себя и трильярды прочих. 
И утешался тем, что тебе виднее, 
как мне познать твой мир, мой небесный Отче. 

Я убивал себя и копил обиды, 
но не ломалось и не давало сбоя 
хрупкое сердце, которое ты мне выдал — 
то, что однажды ты назовёшь собою. 



*** 

— Казалось, вот он Бог — 
вложи персты и веруй. 
И жил в монастыре, 
и чудеса узрел. 
Чего ж тебе ещё, 
ни в чём не знавший меры? 
Каких тебе ещё 
от Бога надо дел? 
— От Бога моего 
я дел не жду, ей-богу. 
Я знаю, что Он ждёт 
с гостинцами меня. 
И я ему несу к великому итогу — 
на блюдце золотом свои четыре дня. 
В день первый у меня 
родился сын мой первый, 
и не родился сын 
второй мой в день второй. 
Ну а на третий день — 
во укрепленье веры, 
склонился в церкви я 
над мёртвою сестрой. 
А после шёл к нему 
я ни живым, ни мёртвым — 
ни мёртвым, ни живым 
шёл к Богу своему. 
С гостинцами тремя — 
за днём своим четвёртым. 
Я всё ему отдам. 
Я всё отдам ему. 




*** 

Если в тебе не растопит звезда 
чёрную корку льда — 
ты, мой хороший, вернёшься сюда 
снова вернёшься сюда. 

Заново, вырванный неба лоскут, 
будешь в зародыш зашит. 
И извлекут тебя, и нарекут 
тут во спасенье души. 

Маму и папу за руки держи — 
крепче держи, вспоминай, 
сны, миражи, полусны, миражи, 
горы Тибета, Синай. 

Это такая, мой мальчик, игра — 
нет в мире славы мирской. 
Вспомни себя и смотри, как гора 
станет волною морской. 




*** 

Столько света вокруг — 

с непривычки смотри не ослепни. 
Пыль прекрасной звезды оседает на теле твоём. 
И от этой пыли умирают все мухи и слепни — 
все кто пил твою кровь и, напившись, кружил над гнильём. 
Как красив этот свет. 
Ты бы тоже мог стать этим светом. 
Но ты слишком тяжёл. 
Но грехи тебя тянут к земле. 
Ты откроешь глаза и наутро не вспомнишь об этом. 
Только пение птиц. Только солнечный луч на столе. 




*** 

Когда последним снегопадом 

укроет Бог страну мою — 
погаснет солнце, как лампада, 
и станет холодно в раю. 
Необъяснимый и нелепый 
приобретут в ту пору вид 
высоток подмосковных склепы 
и частокол надгробных плит, 
когда на улицы пустые — 
что мы из кухни на балкон, 
полупрозрачные святые 
сойдут с намоленных икон. 
Воздастся каждому по вере, 
золою станут города. 
И спящий мальчик на Венере 
не вспомнит Страшного Суда. 

 

 

 

 

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть