Для сердца тоже нужна вода: XII Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета открыт
16 февраля 2019
Красота из преисподней: "Влюблённый дьявол"
16 февраля 2019
"Любимовка" в большом городе
15 февраля 2019
Торжество нормы. Кевин Костнер
15 февраля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Сегодня – 315 лет со дня рождения русского поэта, филолога и переводчика Василия Тредиаковского

Придворный поэт, переводчик, профессор Академии наук, В. К. Тредиаковский сделал заметные шаги в совершенствовании и развитии литературного языка

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Тредиаковскому принадлежит теория о разделении поэзии и прозы в русской литературе и русском языке и введение этих понятий в культуру. В русском стихосложении появился гекзаметр благодаря Тредиаковскому, который также является одним из основоположников силлабо-тонической стихотворной конструкции.

Василий Тредиаковский родился в Астрахани в 1703 году, в семье приходского священника. Учился в латинской школе при католической церкви, в которой затем служил. В двадцать лет Тредиаковский уехал в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В столице он написал первые свои произведения. Позже учился за границей, в Голландии и Сорбонне.

В 1730 вернулся в Россию, опубликовав перевод романа Тальма "Езда на Остров Любви", к которому приложил свои стихи и предисловие. Книга принесла ему славу. Тредиаковский стал придворным поэтом императрицы Анны Иоанновны и переводчиком при Академии наук.

Тредиаковский является один из основоположников силлабо-тонического стихосложения в России. В 1734 году печатается его поздравительная ода, посвященная барону Иоганну Корфу, назначенному начальником Академии. Это было первое стихотворение, написанное тоническим размером.

Академия ему поручила разработать реформу русского языка. В 1735 Тредиаковский публикует "Новый и краткий способ к сложению российских стихов", в котором вводит новые термины: стих, слог, стопа, рифма, перенос и прочие. К своему трактату он прилагает сборник стихотворений, написанный новым тоническим метром в разных жанрах.

Фото: s238.biblioclub.ru 

По образцу латинского стихосложения он стал использовать в своих стихах инверсии, смещение ударений, свободно смешивал старославянизмы с разговорной и даже сниженной речью. Такая манера вызвала многочисленные насмешки и пародии. Тредиаковский надолго заслужил славу плохого поэта. Его поддержали лишь некоторые молодые поэты.

Тредиаковский считается и первым русским фонетистом. Его трактат "Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии…" – значительный лингвистический труд, положивший начало исследованию русского произношения.

Многолетняя научная и литературная деятельность не была оценена современниками. Взгляды Тредиаковского на стихосложение не были поддержаны. Участвуя в литературных спорах с Ломоносовым и Сумароковым, он неизменно проигрывал.

В 1745 Тредиаковский, одновременно с Ломоносовым, становится профессором Академии наук, но в 1759 его увольняют из Академии.

В 1766 году была опубликована эпическая поэма "Тилемахида" – вольный перевод романа Фанелона "Приключение Телемака". Тредиаковский переводит прозу гекзаметром и таким образом вводит этот размер в русскую литературу. Однако современники не поняли и не оценили поэму, в итоге она была осмеяна: "При императрице Екатерине II в Эрмитаже установлено было шуточное наказание за легкую вину: выпить стакан холодной воды и прочесть из "Тилемахиды" страницу, а за важнейшую выучить из оной шесть строк".

Издание В. К. Тредиаковского "Езда на Остров Любви" от 1730 г. Пушкинский музей. Фото: pushkinmuseum.ru
 
Пушкин в своей статье о радищевском "Путешествии из Петербурга в Москву" так говорит о Тредиаковском: "Тредиаковский был, конечно, почтенный и порядочный человек. Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел в русском стихосложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков. Любовь его к Фенелонову эпосу делает ему честь, а мысль перевести его стихами и самый выбор стиха доказывают необыкновенное чувство изящного. В "Тилемахиде" находится много хороших стихов и счастливых оборотов".
 
Имя Василия Кирилловича Тредиаковского заняло прочное место в истории русской науке и культуры.
 
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛИТЕРАТУРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Красота из преисподней: "Влюблённый дьявол"
"Любимовка" в большом городе
Моцарт. Пушкин. Грёзы. Праздник музыки в Московской консерватории
Песни о земле и небе: концерты месяца
Хрустальные иллюзии — Марк Розовский поставил "Стеклянный зверинец" Теннеси Уильямса
Новости литературы
ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть