В Доме Ростовых поздравили с 75-летием поэта Алексея Алёхина
9 октября 2024
Рязанский художественный музей проследит "Ход времени" Марии Кулагиной
9 октября 2024
Концерт, который невозможно было пропустить. Памяти Чарльза Айвза.
9 октября 2024
Благополучие и благоденствие
8 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Шварц Чорный и его поэтическая перчатка

© Шварц Чорный
© Шварц Чорный

Вспыхивает – антрацитово-остро – литературная злость и, окрашивая самоопределение, взрывается кратким стихом, точно позиционирующим поэта:

Я,

Вышеподписавшизя в этом,

Называющийся злым поэтом,

Никому не скажу об ЭТОМ,

Называющийся злым поэтому.

Потому что молчу про этом…

Повеет началом двадцатого века – языковыми играми, эпохой эксперимента: с поправкой, разумеется, на сегодняшнюю быль – часто, впрочем, отдающую небылью:

Нет.
Не Я-кут Я.

К сожаленью.

Нет.

Не Я-кут Я.

Не Я-кут.
Не я.

По ягель,
По олений.
Хожу.

Полузабытый Михаил Гипси благосклонно улыбается с литературных небес Шварцу Чорному, разворачивающему свои экспериментальные поэтические свитки… Растения, дающие варианты иероглифов: культурологических знаков, чью сущность может расшифровать цепкий мозг литератора, коли увидены они сквозь окуляры особой оптики необычного, не всем понятного, дара:

На самом-то деле,
Кусты саксаула –

Вовсе не то, что мы думаем.

На самом-то деле, кусты саксаула

Раскинулись

Под акведуками.

На самом-то деле,

Кусты саксаула

Не так уж просты, как нам кажется.

В них девичью скромность богини аулов

Теряют,

Распятые заживо.

Ассоциативное письмо Шварца Чорного закручено буквально верёвочно: поджарый, связанный из волокон эмоций и мысли, стих развивается стремительно, и те же кусты саксаула влекут множественность ассоциаций.

«Я, ВЫШЕПОДПИСАВШИЗЯ В ЭТОМ…» затягивает эмоциональностью и визуальным напором: когда обыденность предметов, явлений, феноменов бытия даётся под специфическим углом: и впечатления, пропущенные через фильтры специфики дара, организуются в тексты: плотно, но и резко, противоречиво: иногда – воздушно, как взлетают порой чудесно детские воздушные шарики… Бодро строится литературная игра: бодро, задорно, кучеряво, с искрой!

Говорит эсерка-террористка Фанни:

«Илли… Илли… Лама савахфани…

Я лежала в ванне…

В белом сарафане.

Вдаль шаланды плыли, полные кефали.

 Думала о Троцком я…

О корифане…»

О ком это? Кто ныне помнит Фанни Каплан? Но именно о ней развернётся речь (именно развернётся, а не просто «пойдёт»): насыщенная – и одновременно путаная, вспышками современности пробивающая историческую игру. Так в шалеющей от игрового напора голове читателя вдруг возникнут ассоциации, например, с Шарлоттой Корде, с убитым ею Маратом… Правда – здесь, в ванне: Фанни стреляла в Ленина, если кто-то забыл.

Сложность культурологического контекста вписывается в иллюзорную реальность взаимоотношений – и старая верная бритва Оккама тупится о желание полоснуть по чьей-то жизни:

Я тебя обрежу
Бритвой Оккама,
Сущности все лишние твои.
Голуби курлыкнут зло
За окнами.
Ветер дверью хлопнет,
Отвори.

Нечто футуристическое мерцает в стихах Шварца Чорного: оно же ощущается и в желании размашисто бросить в лицо общества, не читающего стихов, равнодушного к поэзии, собственную поэтическую перчатку.

Но – проносятся ленты текстов, испещрённых задорными знаками игры, и приходит период нежности: внутренней тишины даже, одиночества, согретого летом и телом любви. И всё же ничто не исцелит от онтологического одиночества:

Ты спишь где-то там,
За ночной тишиной,

В своём первозданном наряде.
Ты так безмятежна

И пахнут весной
Волос твоих медные пряди.

Ты спишь где-то там,
На краю Ойкумены.
Желанная.
С небом повенчанная.

И нет у меня на тебя документов –
Лишь только любовь.

Бесконечная.

Именно бесконечность любви должна определять всё: если представить океаны оной, заливающие человечество, придётся вообразить и изменённый, улучшенный его вариант.

Меж тем стих Шварца Чорного остаётся упругим, пружинящим. Интонация меняется, хотя остаётся очевидной в пределах конкретного, индивидуального голоса, принадлежащего автору. Варьируются игры взаимоотношений. А слова… слова столь просты, что пахнут порой богато-душистым венком вечера, простой конкретикой бытия – вот лампа где-то светит, а вот будто двое ведут разговор… будто двое, на самом деле – один:

Что будет дальше.

Дальше…

Будет вечер.

Бог знает где, ты сядешь у огня.

Начнёшь писать.

А я уже отвечу.

Начнёшь звонить.

Но не найдёшь меня.

Вспыхивают, казалось бы, романтические ноты:

Я мичманом служил во флоте,

Спроси.
Тебе расскажут там,

Как, сросшись с палубою плотью,

Я морем жил… Как трепетал

Передо мной всяк новобранец,

Заслышав голос громовой…

О, звук поднимается – воспоминанием, ощущением. Звук кажется оперённым самой приподнятостью над явью, ведь морская служба противоречит косной обыденности, но Шварц Чорный, играя на противопоставлениях, тут же сдёргивает вниз:

МОЙ!

И!!

ЕГО!!!

Тошнило в ранец

Или в мешочек вещевой

От качки…

Море ведь не суша:

Качнёт разок – и мозжечок

Уже выплёскивает ужин…

Проза-поэзия будничности, хотя и про море. Проза реальности, где поэзия вообще условна, но хороша эта размашисто написанная морская картина! Заставляет улыбнуться. А то и рассмеяться, сопоставляя свой опыт с опытом, наработанным автором. Перевоплотившим опыт в текст.

Проступают у Шварца Чорного даже некие словесные «разводы» обэриутов: разумеется, связь с ними очень относительна, и тем не менее в иных текстах прочерчиваются изломы, подобные хармсовским или олейниковским… Интересно, что бы они сказали, прочитав, например, это?..

Ты помилуй мя, Господи, грешного,

Ты помилуй мя, Господи, грязного.

Я свинюкю поймал за орешником,

И по рылу дубиною хрястнул ей.

Я за хвостик её, за коротенький…

Раскрутил, да и трахнул об дерево.

И она окочурилась вроде бы –

Это, Господи, только введение…

Ага, «введение» в рваный реестр грехов, который развернётся перечислительно далее, играя и прыгая… словесно: буквально «тюкая» в бубен читательского сознания (если позволительно так выразиться), дабы не оскудело оно состраданием.

«Проза поэзии» и забавляет, ибо автор – порой кажется – просто смеётся. Смеётся по жизни, иногда растворяясь в стихах своих, оставляя читателю лишь улыбку чеширского кота. Тут игра во всё – и в любовь, и в жизнь… Кружатся турбулентно вихри оной, летят строки, срывая с петель привычную действительность:

Да автор – анархист!

Он – эксцентрик!

Закручивает целую оперу-буфф!

Определённо занятный литератор Шварц Чорный, столько совместивший в своём образе: улыбку и гримасу, бурлеск и лирику, любовное тепло и – кое-где – запрещённую ныне в печати обсценную лексику…  Можно и что-то сказовое услышать, распевное:

Подошла ко мне девушка,

Словно иголочка,

Словно иголочка, станом стройна.

Бусинок-детушек

Нить я ей вдел в ушко,

Сутру жемчужную,

Злато руна…

Впрочем, искры золотого руна относятся совсем к другой культуре, не говоря уж о сутрах жемчужных, но такое смешение придаёт дополнительное обаяние текстовым слоениям.

Обыграет Шварц Чорный и имя Саган: да-да, той самой – прекрасной Франсуазы… обыграет, используя драгоценности, ими пересыпая её имя, легко и задорно расплескав стих:

Вот это – Саган Франсуаза,

Весьма и весьма куртуазна.

А вот – Франсуаза Саган,

В брильянтах и жемчугах.

Вот это – Саган Франсуаза,

В лазури и хризопразах.

А вот – Франсуаза Саган…

Камешки перекликаются меж собой гранями слов. Игра продолжается. Равно – говорение всерьёз: порой напряжённое, иногда лирическое. История из истории, не хотите ли:

Пришла прекрасная однажды

Нефертити

В покои Эхнатона пить кумыс.

Хотя кумыс и был ей

отвратителен,

Но в процедуре крылся тайный смысл –

он ей внушал

Мужеубивства мысл…

Смысловые сдвиги играют определённым образом: Нефертити, становящаяся современницей, ловко попадает в поэтический анекдот, закрученный вокруг стержня всё той же истории, щедро делящейся с поэтом своими образами.

Экспериментальная поэзия и песенные тексты Шварца Чорного разнообразна по тональности, по манере исполнения, но, как бы ни «вспыхивали» стихотворения, они стянуты очевидным единством голоса, его модуляцией, поэтическим пением… Пением, в котором – и вечное счастье, и вечный бред.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

В Доме Ростовых поздравили с 75-летием поэта Алексея Алёхина
Рязанский художественный музей проследит "Ход времени" Марии Кулагиной
Концерт, который невозможно было пропустить. Памяти Чарльза Айвза.

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть