С творчеством Елены Янушевской я была знакома по книгам "Вторая любовь" и "Век без поэтов". Последняя – сборник разножанровой философской прозы, названный по центральному эссе из книги. В целом она посвящена размышлениям о месте и ценности поэзии в современном мире и обращена к широкому читателю.
Книга наполнена интенсивной рефлексией о культурной ситуации в России и мире, начиная с 2012 года.
Но у Елены Янушевской заставляет думать всё: статьи и рецензии, стихи и рисунки, не говоря уже об афоризмах:
"Ничто так не разделяет друзей, как уровень их доходов";
"Хрустальный бокал: пустой – сверкает, не сверкает – когда наполнен. Так же и человек";
"Сколько бывает в морщинах незамутнённой юности!".
В общем, на вечер я шла с уже сложившимися ожиданиями. Как я и предполагала, встреча прошла камерно, но пришедшие люди признались, что поэзия занимает в их жизни большое место. Это было озвучено во время небольшой беседы-знакомства. Как заметила во время беседы Елена, возможно, сегодня Россия уже не самая читающая страна в мире. Однако интерес к поэзии, не самому популярному в современном мире искусству, у нас по-прежнему высок, а это важно, так как именно поэзия раскрывает по максимуму творческий потенциал национального языка и позволяет ему развиваться.
Уже дома я открыла книгу лирики Елены Янушевской "Свет остаётся", по которой и был назван прошедший вечер. Вышла она в московском издательстве "У Никитских ворот" в 2023 году в серии "Московские поэты".
Лирические стихотворения, вошедшие в книгу и прозвучавшие на вечере, – это, в основном, короткие, лаконичные и наполненные, как сутры, только не древнеиндийские, тексты. Название книге дала строка из стихотворения "Оракул":
Так бывает, сгорает источник, но свет остаётся…
В магнитоле звучит баритон, мне напомнивший Отса…
Хороши ароматы – жасмина, шиповника, кухонной прозы,
чистоты на веранде, во дворике частном – навоза…
Две из приведенных строк выразительно и кратко описали жизнь, в которой есть всё: романтика и цветы, проза и быт, и да – навоз тоже. Читая их, мы чувствуем запахи жизни:
Золотистые розы проплыли в румяной лазури…
На стекле начертав гексаграмму и гамму – на стенке,
бог небес обновлял, как обои, сиянья оттенки:
то пятном, то волнисто, то перисто, то полосато…
Какого предсказания ожидает невидимый нам герой или героиня раскрыто в строке, которую читатель определит для себя сам.
А разве не встречали мы то, о чем речь идет в стихотворении "На солнце"?
...Излиственные длани
к салатовым коленям,
на солнце перламутром
сияющим призывно,
ползут, слагая сутру, –
тюльпанно, травно, ивно.
Конечно, все это мы видели, только описывали по-другому. Елена же использовала своё словообразование, яркое и понятное.
Приведу здесь ещё одно стихотворение из восьми строк, написанное после смерти мамы Елены от ковида в 2021 году:
В апреле с мужем карпа мы мечтали
заполнив рисом, с разной дребеденью
запечь в фольге на пир, на день рождения.
Но смотрит карп… А я-то не из стали!
Теперь увижу краем глаза рыбу
с открытым ртом – в стекле… или скульптуру…
и задыхаюсь в петле диатрибы
на высоте предельной тесситуры.
Сколько же вложено в эти восемь строк! Картинка обыденной жизни, сильные чувства, от которых перехватывает дыхание, как от настоящей литературы и музыки... Я ничего не могу сказать про диапазон певческого голоса Елены Янушевской (а голос и музыкальность у нее есть), но диапазон чувств и знаний восхищает. И не думаю, что это даётся без сильной нагрузки: такие стихи без ярких и глубоких эмоций не рождаются.