Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Когда защитник нуждается в защите

"Ревизор.ru" – о первой книге трилогии Михаила Кербеля "Срок для адвоката" (М., АСТ, 2022).

Фото обложки предоставлено АСТ.
Фото обложки предоставлено АСТ.

Михаил Кербель, автор трилогии "Срок для адвоката", утверждает: "Вообще я считаю, что писатель, пропустивший то, о чем он пишет, через себя, имеет огромное преимущество перед тем, кто пишет на основе собранных и изученных материалов". Слова у него не расходятся с делом. Приключенческая трилогия об адвокате Марка Рубина основана на огромном жизненном опыте и практике работы юристом.

Для начала – несколько слов об авторе. Михаил Кербель родился в 1951 году в Сумской области на Украине. Окончил юридический вуз и по своей воле пришел в адвокатуру, где занимался уголовными делами. Затем он работал юристом в фирмах, жил в разных городах, а в середине "нулевых" переехал в Канаду. Михаил Кербель до сих пор является членом адвокатской палаты Московской области и иногда с удовольствием проводит дела. Работа адвокатом занимает главенствующее место в профессиональной биографии Кербеля не только хронологически, но и эмоционально.

В интервью "Ревизору.ru" писатель признался: "Во время работы адвокатом я писал судебные речи. Готовясь к каждому уголовному делу… я каждый раз ощущал себя так, как будто сейчас, вот в эту минуту, в моих руках – судьба человека. И только от моего внимания при изучении дела … и …от моего выступления в прениях будет зависеть, удастся ли мне доказать, что мой подзащитный невиновен или не так виновен, как преподносили следователи и прокурор, или не удастся". Адвокатские речи Кербеля были "эмоциональными полухудожественными произведениями". Внимание к человеческой судьбе осталось с Михаилом Кербелем на всю жизнь и способствовало тому, что он открыл в себе в зрелом возрасте писательскую жилку. Составление речей сослужило Михаилу благую службу и в порядке литературной практики. На них он напрактиковался выстраивать логику своего высказывания и даже вести интригу. А это – важнейшие составляющие интересного рассказа.

Трилогия "Срок для адвоката", рассказывает Кербель, родилась на свет благодаря затяжному локдауну в период коронавируса, который в Канаде соблюдался чрезвычайно строго. Люди фактически были приговорены находиться дома. Не привыкший сидеть без дела Михаил "взялся за перо, то есть засел за компьютер" и сначала написал мемуары. Первые их читатели отметили, что повествование о работе защитника в советское время увлекательно – не хватает только приключенческого сюжета, который бы превратил его в художественное произведение. То был толчок к созданию беллетристики "Срок для адвоката". Как сочетается в нем правда и вымысел? "Детство и юность героя, армия, институт, адвокатская практика — почти дословно перенесены из книги мемуаров. Остальное — творчество, но творчество, крепко стоящее на фундаменте профессионального опыта, рассказов коллег, а также многочисленных историй моих подзащитных", - не скрывает автор. Писатель убежден: в книгах с юридическим сюжетом фактографических ошибок быть не должно. Читатель-профессионал их сразу заметит; да и непрофессионала недостойно вводить в заблуждение…

Сочетание реальных фактов со всевозможными допущениями и дарование герою художественного произведения элементов авторской биографии и натуры, конечно, не изобретение Кербеля, а испытанный литературный прием. Особенно популярен он сейчас, во время "торжества" в российской актуальной прозе автофикшна – художественной автобиографии. В автофикшне многое зависит от того, сумеет ли автор подать известные ему события не как описание житейской рутины, но как художественное высказывание. Михаил Кербель с этой задачей справился.


Михаил Кербель. 

Трилогия "Срок для адвоката" начинается в 1970-х годах в Херсоне. На юге многонациональной Украины уже тогда происходили бурные межэтнические конфликты – но советская пресса о них не сообщала. Как и о фактах злоупотреблений представителей власти, в том числе силовых структур. Эпопея доведена до наших дней. В ее центре – фигура Марка Рубина, адвоката, несправедливо отправленного в тюрьму, "подставленного", хотя в те годы так и не говорили. Судимость непоправимо изменила биографию Рубина. Сюжетных линий в трех книгах романа много, но все они сводятся к одной коллизии: защитник оказывается в ситуации, когда ему самому требуется защита. Найдет ли он подмогу, опору, дружеское плечо, или останется наедине с бедами?.. Повествование дойдет до наших дней. Рубин, с которым читатель знакомится, когда ему было около тридцати, проживет долгую жизнь, невзирая на все испытания, что приготовит ему судьба. Но – обо всем по порядку.

Действие первой книги все сосредоточено в 1970-х, но с многочисленными ретроспективами в более ранние годы детства, отрочества и личностного становления Рубина. Тюремные эпизоды чередуются с воспоминаниями и размышлениями юриста; смена мизансцен не дает читателю заскучать. Повествование начинается с яркой и жуткой сцены:

"— Убива-ают! — отчаянный крик запыхавшегося цыганёнка пронзил знойную густую тишину старой цыганской мазанки, в которой Мария Михайчак только что прилегла вздремнуть после обеда.

— Скорее!.. Вашего Борю!.. У пивной бочки!.. На площади... — надрывался пацан.

Этим криком, будто ураганом, Марию вынесло из дома и понесло по улице".

Вместе со старой цыганкой на площадь прибежали ее дочери и увидели, как трое парней бьют их брата Борю. Мать бросилась расшвыривать нападавших, но один из них достал нож… Чтобы злодей не поразил мать в спину, шестнадцатилетняя Надья перехватила нож и сама ранила гопника. Он скончался на месте. Вскоре жители поселка положили "жертву нападения" в дощатый гроб и потекли к обкому партии с криками, что цыгане совсем распоясались, режут мирных людей; а потом начали цыганский погром. Чтобы утихомирить народ, власти арестовали Марию Михайчик – несмотря на то, что она была матерью-героиней, родившей 12 детей. Некоторые цыганские семьи бежали из города от самосуда соседей. Но дети Марии не успели скрыться: их тоже забрали в милицию. Оставшаяся одна на воле с детьми беременная дочь Люба обратилась к Рубину с мольбой о помощи:

"— Закрыли сестру Надью. Статья — убийство. Арестовали маму Марию. Статья — особо злостное хулиганство. И даже брата Борю посадили — злостное хулиганство. Нападавшая на него пьянь "сделана" потерпевшими... — со слезами на глазах закончила Люба". Она же поведала Марку о долгой истории противостояния обитателей цыганского поселка с маргиналами и бывшими "сидельцами": те и другие строили дома "самозахватом", но криминалитет травил цыган, а власти почему-то закрывали на это глаза.   

Марк взялся за это дело – на горе себе. Но что же поделать, если он был честным, идеалистически настроенным мальчиком, писавшим даже школьные сочинения в стихах, и вырос благородным и слегка наивным человеком?.. Так же бескорыстен и всегда готов помочь людям был его отец. Тот всегда отдавал ближнему – и даже незнакомому – последнюю рубашку. Но Захар Натанович трудился простым сапожником. А его сын Марк стал профессиональным юристом и решил обратить свое знание законов на пользу людям. В книге описано несколько уголовных дел, которые Марк Рубин провел, отстояв их "фигурантов" от, казалось бы, предрешенного наказания и тюремного заключения. Первым было дело отца-одиночки Коваленко. Бывшая жена оговорила его как злостного неплательщика алиментов. Мужчине грозил год тюрьмы. Никто не удосужился проверить, что Коваленко не платил алименты, так как дети жили с ним, а их мать предавалась удовольствиям свободной жизни в другом городе. Рубин сумел это доказать и добиться решения суда в пользу подзащитного:

"Подсудимого Коваленко из-под стражи в зале суда освободить!

Победа! Ощущение — невероятное!

"Вот это да! Мне только двадцать пять, и я уже могу влиять на судьбы людей гораздо старше и опытней меня, вытаскивая их из тюрьмы?! …Тюрьмы, которая никого не исправляет, а лишь калечит и душу, и тело", — с восторгом думал он, выходя из здания суда вместе со своим подзащитным".

Вслед за первым успехом Рубин существенно уменьшил вину рыбаков, признанных браконьерами, снял обвинение в хищении выручки с продавщицы сельпо и спас парня от обвинения в предумышленном убийстве. Кербель "подарил" своему персонажу собственные уголовные дела. Однако от тюрьмы да от сумы нельзя зарекаться… Рубин попал в тюрьму, потому что поддался на уговоры цыганки Любы, которая очень хотела склонить суд на сторону своей матери Марии дачей крупной взятки. Марк долго отказывался, но в конце концов согласился передать следователю деньги… С этой суммой его и "повязали". На протяжении почти всего тюремного срока он был уверен, что его выдала та же Люба. Имя подлинного виновника стало для адвоката шокирующим откровением… Сыграло зловещую роль и то, что прокурор области затаил злобу на адвоката, срывавшего ему обвинительные заключения. После ареста он с глазу на глаз пообещал Рубину: "Сидеть тебе для начала, сколько суд даст, а потом... мы ещё что-нибудь придумаем!".

Автору Марк Рубин психологически близок, но литературный персонаж оказался бОльшим авантюристом – за что и поплатился. И все же Рубин очень симпатичен и дорог своему создателю. Общая для автора и героя чёрточка, страсть к рыбалке, вошла в роман.

"…Марк после обеда стал собираться на рыбалку. Оделся соответственно, приготовил снасти и наживку". Но тут ему позвонила рыдающая Люба и попросила срочно приехать. "Уже через минуту Марк как был в рыбацкой одежде, так и помчался в такси по направлению к посёлку, где у своих родственников жили цыгане". Именно тогда молодая цыганка, уверяя, что ее мать совсем плоха и не доживет до суда, всучила Рубину пять тысяч рублей взятки. С того и начались его злоключения… Сорвавшаяся рыбалка тут обретает символическое значение: рыболов сам был "пойман". Символов и метафор в "Сроке для адвоката" много. Как правило, они звучат трагически. Нельзя не заметить, что наибольшей жестокостью и нечестностью отличается, в глазах Рубина, государство со всеми своими "рычагами". Конечно, Рубин виноват – но сколько раз махина гособвинения "затягивала" подлинно невиновных!.. Моральным противовесом выведены, как ни странно, зэки. Многие из них рецидивисты, у них, казалось бы, нет ничего святого – но они живут по законам чести, как их понимают, и помогают Рубину. Только благодаря системе "понятий" и защите со стороны "смотрящих" адвокат несколько раз оставался жив в тюрьме. Так что роман заставляет задуматься и пересмотреть иные стереотипы.

"Срок для адвоката" написан без особых литературных изысков: слог книги легкий, динамичный, автор делает ставку не на изложение, а на содержание. Это оптимальная форма для авантюрно-криминального романа. Рубин выходит на свободу на самой последней странице первой книги. Она завершается так: "А впереди его ждала новая жизнь, и он понимал, что то, как она сложится, во многом зависит от него самого…". Вроде бы тривиально – но после этой фразы хочется читать дальше.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Русский сюжет. О новых рассказах Татьяны Жирковой.
Постичь Вечность. О книге Елены Сафроновой "Тяжкий путь избранных".
По любви. О книге Елены Сафроновой "Улица с фонарями".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть