Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Лавкрафт: "Мы, наделенные пятью жалкими чувствами, притворяемся, что понимаем бесконечно сложный космос"

Говарду Филлипсу Лавкрафту мы обязаны существованием жанра ужасов в той же степени, что и Эдгару По.

Фото: linkis.com
Фото: linkis.com

Такие известные писатели, как Стивен Кинг и Нил Гейман, причисляют себя к литературным последователям Лавкрафта. Подробно описанная им оригинальная мифология, сплетённая в его рассказах с темами непознанного и непостижимого, с рассуждениями о лимитах человеческого сознания, стала основой специфического направления, известного в западном литературоведении под названием "космицизм".

Это философия, несовместимая с гуманизмом. "Во вселенной не существует высшей силы, вроде бога, в том виде, в котором мы можем её воспринять; человечество незначительно в масштабах космоса, и эта незначительность, эта беспомощность вызывает парализующий страх", – так формулируется основная идея космицизма.


Фото: rykovodstvo.ru

В истории развития человеческой мысли это феномен, представляющий не меньший интерес, чем классическая философия. Лавкрафт, являясь основателем и главным представителем космицизма, родился в Новой Англии в конце XIX века. Когда мальчику было три года, его отец перенёс нервный срыв и был помещён в психиатрическую больницу, где провёл почти всю оставшуюся жизнь. Говард остался на попечении матери, двух тётушек и в особенности дедушки, предпринимателя Уиппла Ван Бюрена Филлипса.


Фото: liveinternet.ru

Можно было бы предположить, что это событие не отразилось на психике Говарда: тот ведь был совсем мал. Однако стоит, по крайней мере, сказать, что в два года мальчик читал стихи наизусть, а в шесть или семь начал писать сам. Его первое сохранившееся произведение, "Поэма об Улиссе" – переложение "Одиссеи" в 88 строках с использованием внутренней рифмы – датируется 1897-ым годом. Говарду было семь. Помимо греческой мифологии, его привлекал арабский колорит "Тысяча и одной ночи": в это время появился Абдул Альхазред, будущий вымышленный автор "Некрономикона" и важная часть лавкрафтовского мира.


Фото: pinterest.ru

Дедушка поощряет увлечение Говарда. Сказки, которые он придумывает для внука, напоминают готическую прозу. В восемь Говард открывает для себя химию и астрономию, в девять начинает печатать на гектографе научные журналы. Копии двух изданий юного Лавкрафта расходятся по его друзьям и знакомым. Чуть позже, в шестнадцать, Говарду поручат вести колонку об астрономии в местной газете. Так начнётся его карьера в журналистике.

Ребёнком Лавкрафт часто болел (косвенные свидетельства говорят о том, что часть заболеваний носила ментальный характер), пропускал занятия в школе и был потому оторван от общения с ровесниками. Его поразила смерть бабушки и её похороны в 1896-ом, Говарда стали преследовать кошмары, в которых страшные существа с перепончатыми крыльями поднимали его и несли куда-то. Позже этот образ появился в его рассказах.


Фото: lovecraft.fandom.com

Тем не менее, в старшей школе Говарду повезло с наставниками и товарищами, которые искренне его поддерживали. В это время он заводит дружбу с некоторыми из одноклассников, которая продлится всю жизнь.

В 1904-ом умирает старый Филлипс. Неумелое ведение оставшихся после него дел и неудачное распоряжение собственностью приводит семью на грань финансового краха. Лавкрафт с матерью вынуждены расстаться с большим домом в викторианском стиле и переехать в тесные апартаменты. Смерть дедушки и потеря родного дома пошатнули и без того хрупкую психику Говарда. Он нередко берёт велосипед и отправляется на многочасовые прогулки, во время которых подолгу смотрит в глубину реки Баррингтон.

Мысли о самоубийстве преследуют его, однако возможность учиться дальше заставляют его выбрать жизнь. В 1908-ом, прямо перед получением диплома, Говард переживает нервный срыв и вынужден покинуть школу. Он так никогда её и не окончил, что привело к отказу, когда он попытался поступить в Брауновский университет, несмотря на незаурядный интеллект. Отсутствие формального образования мучило Лавкрафта до конца его дней, являясь для него источником великого стыда.


Фото: m24.ru

С 1908 по 1913 Говард живёт отшельником, занимаясь лишь астрономией и поэзией. В это время его отношения с матерью приобретают нездоровый характер. Сьюзи Лавкрафт всё ещё страдала от травмы, вызванной болезнью и смертью мужа, и её патологическая любовь к сыну осложняется истерией и затяжной депрессией. Её ментальное и физическое состояние продолжало ухудшаться, и в 1919-ом году она попала в ту же лечебницу, где ранее находился её муж. Там Сьюзи и умерла спустя два года. До смерти она продолжала обмениваться письмами с сыном.

В период затворничества Говард приобретает привычку читать ранние pulp-журналы – дешёвое чтиво для широкой публики. Однажды Лавкрафту попадается на глаза любовный рассказ некого Фреда Джексона в журнале "The Argosy". Возмущённый прочитанной безвкусицей, он пишет послание в стихах, в котором нападает на Джексона. "The Argosy" публикует письмо в 1913-ом, результатом становятся жаркие дебаты между Лавкрафтом и поклонниками Джексона, развернувшиеся на страницах журнала.


Фото: pulpmags.org

Спор привлекает внимание Эдварда Дааса, главы Ассоциации любительской журналистики. Даас предлагает Лавкрафту присоединиться к Ассоциации, и с 1915-ого тот работает над изданием собственной газеты "The Conservative". Одновременно Говард пишет стихи и публицистику для изданий других членов Ассоциации. Позже он займёт пост президента и главного редактора организации. Этому повороту в его жизни Лавкрафт был обязан последующей творческой карьерой. Он писал: "В 1914-ом году, в момент, когда любительская литература протянула мне спасительную руку, я влачил бессмысленное существование, не лучше животного... С появлением Ассоциации я обрёл новое ощущение жизни, отличное от прежней бесполезной тяжести; нашёл область деятельности, в которой мои усилия оказывались не совсем бесплодны. Впервые я подумал, что мои неуклюжие потуги в занятиях искусством могут быть чем-то большим, чем слабым писком, взывающим к глухому миру".

Товарищи по Ассоциации, заметив потенциал ранних рассказов Лавкрафта (он бросил занятия художественной прозой после 1908), побуждают его снова взяться за перо. В 1917-ом появляются рассказы "Гробница" и "Дагон", последний был напечатан в 1923-ем в журнале "Таинственные истории". В эти несколько лет Говард много пишет.


Фото: medium.com

Также он начинает переписку с множеством литераторов, среди них Форрест Аккерман, Роберт Блох, Роберт Говард, Лорд Дансени, Артур Майчен, Август Дерлет, Кларк Эштон Смит и многие другие. Корреспонденция Лавкрафта является одной из самых объёмных в XX веке.

В 1921-ом году на съезде журналистов-любителей Говард знакомится с Соней Грин, русской еврейкой на семь лет старше него. Соня жила в Бруклине, Нью-Йорк; в 1924-ом Лавкрафт переехал к ней после свадьбы. Сначала семья была вполне счастлива: Говарду удалось продать несколько рассказов, а Соня держала шляпный магазин на Пятой Авеню. Однако вскоре после начала совместной жизни пару постигла череда неудач.

Лавкрафт отказался от позиции редактора в чикагском издании – это потребовало бы его переезда. Шляпный магазин разорился, а здоровье Сони ухудшилось настолько, что ей пришлось жить в санатории в Нью-Джерси. В 1925-ом ей предложили работу в Кливленде, за которую она взялась. Лавкрафт, оставшись в Нью-Йорке, пытается найти рабочее место, но кому нужен тридцатичетырёхлетний мужчина без образования и опыта? Он вынужден переехать в квартиру неподалёку от района Ред-Хук. Несмотря на дружеские связи с нью-йоркскими деятелями искусства, изоляция и тяжёлое положение начинают влиять на Говарда. Его работы того времени становятся из ностальгических – по-настоящему мрачными и мизантропичными (всё, что Лавкрафт думал о Нью-Йорке, представлено в рассказах "Кошмар в Ред-Хуке" и "Он", оба написаны в 1924-ом).


Фото: safereactor.cc

Наконец, в 1926-ом он не выдерживает и решает вернуться в Провиденс, по которому сильно тосковал. Его тётушки, изначально выступавшие против его брака с Соней, воспрепятствовали её приезду в Новую Англию. Говард, продолжавший, по-видимому, любить жену, не стал за неё бороться, и брак распался в 1929-ом.

Последние десять лет жизни Лавкрафт провёл в Провиденсе, и это были самые плодотворные для него годы. Он путешествовал по Новой Англии, написал ряд текстов, сейчас считающихся ключевыми в его мифологии (от "Зова Ктулху" до "Хребтов Безумия"), покровительствовал юным литераторам, поддерживал и расширял переписку. В это время его начинают интересовать политические и экономические вопросы; в Америке бушует Великая Депрессия, и Лавкрафт становится умеренным социалистом и поддерживает Рузвельта. При этом он не прекращает самообразование, занимаясь философией, литературой, историей, архитектурой.


Фото: yandex.ru

В 1932-ом умирает одна из тётушек Говарда, и он переезжает ко второй. Его рассказы, ставшие к этому времени более сложными и объёмными, не продаются. Лавкрафт вынужден зарабатывать поэзией, научными и публицистическими текстами, часть его работ публикуются под чужими именами. В 1936-ом на него сильно повлияло самоубийство Роберта Говарда, бывшего Лавкрафту близким другом. В том же году у него обнаружили рак кишечника в неизлечимой стадии. Лавкрафт пытался пережить зиму 1936-37-ого дома, но усиливающаяся боль заставила его в конце концов лечь в больницу. Спустя пять дней, в возрасте сорока шести лет, он скончался.


Фото: artstation.com

Скорее всего, в преддверии смерти Лавкрафт был уверен, что его ждёт забвение. Ему так и не удалось стать профессиональным писаталем; он никогда не зарабатывал творчеством достаточно, чтобы содержать себя. Однако крепкие дружеские связи, которые он поддерживал исключительно с помощью писем, не дали пропасть его работам. Август Дерлет и Дональд Вандрай создали издательство "Arkham House" с целью опубликовать произведения Лавкрафта. Сейчас, спустя почти столетие со дня их написания, его рассказы признаны ядром уникального явления в мировой литературе. Они всё ещё оставляют простор для изучения, и, что ещё важнее, продолжают вдохновлять поколения начинающих писателей. Лавкрафт не просто нашёл свою сферу деятельности, он создал собственную нишу – и мир не остался глух.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Подведены итоги конкурса молодежной журналистики от "Ревизора.ru"
Альбер Камю: человек, который сделал себя сам
Герои-антагонисты в русской литературе

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть