Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Поколение Z или потерянное детство: как современные дети учатся чувствовать в Интернете

Дар и проклятие XXI века

Фото: художественная студия для детей в Судаке
Фото: художественная студия для детей в Судаке

Мы живем в эпоху информации и виртуальная реальность давно стала неотъемлемой частью нашей жизни. Интернет – это, конечно, хорошо. Массы открытой информации, безлимитный доступ к книгам, видеоматериалам, энциклопедиям представляют собой практически неограниченную возможность для самообразования и познавания. Но наряду со всеми плюсами интернет-глубины таят в себе множество опасностей. И если взрослые пользователи сети вступают в этот кибер-мир уже имея сформированную основу психики и понятий о моральных принципах, то юные пользователи представляют собой чистый лист, который, увы, очень легко может стать грязным.

Наравне с информацией, влияющей позитивно, из глубин интернета льется  информация ошибочная и двуличная. Именно такая информация способствует выработке у детей неправильного представления о мире. Обилие интернет-рекламы приводит к появлению у детей желания получить ту или иную, часто совершенно ненужную, вещь. Открытый доступ к гигабайтам порно материалов – к ошибочному представлению о том, что такое секс и отношения. Не стоит забыть и о постепенном появлении интернет-зависимости, которая является такой же болезнью, как и зависимость от алкоголя или наркотических веществ. Но проблема здесь кроется гораздо глубже. Еще десять лет назад дети были "вынуждены" познавать мир самостоятельно, переживая каждую эмоцию на пути взросления в мире реальном, посредством живого общения, познавания и игры. Это, пожалуй, и есть детство. С появлением Сети получать эмоции и опыт стало легче, достаточно лишь сделать несколько кликов. Но каждый такой клик – это секунда реальной жизни, настоящего чувства и искренней эмоции.

Вопрос безопасности детей в Сети – это вопрос, в первую очередь, к родителям. Детей теперь необходимо воспитывать не только в мире реальном, но и в мире виртуальном.

Мы взяли интервью у Татьяны Храпач, руководителя художественной студии для детей и подростков в городе Судаке. Ее опыт работы с детьми на протяжении более 20-ти лет позволит нашему небольшому исследованию не быть голословным, а Судак представляет собой отдаленную от центра, независимую площадку для опытного изучения вопроса.

Фото: художественная студия для детей в Судаке

Как давно существует студия и как долго вы являетесь ее руководителем?

В прошлом, 2019 году, мы отметили 30-летие студии. Был юбилейный вечер, собрались выпускники и нынешние студийцы. Вспомнили предыдущего руководителя, который основал студию – Виктора Ивановича Шевченко. Я спустя десять лет ее подхватила и вот уже в течение 20 лет я руковожу этой студией.

Расскажи о том, что это вообще за студия и чем вы тут занимаетесь?

Изначально студия появилась не как дополнительное образование, а скорее, как образование социальное. На момент зарождения нужно было детей привлечь с улиц. Тогда дети мотались, отчасти были беспризорными и их нужно было увлечь-привлечь. Чтобы они занимались, научились общаться, научились командности… Этим студия и занималась, надо сказать – достаточно успешно. Дети, которые сюда попадали, здесь оставались, это было, если хотите, их клубом, или альма-матер… Попадая сюда, позже они связывали себя с профессиональной деятельностью, с искусством.

Какая основная цель студии на данный момент?
 
По-прежнему, цель студии – собирать детей. Понимаете, при нынешней загруженности они достаточно одиноки. Тем более, мы ориентированы на подростков. Но сейчас студия открыла двери и для самых маленьких. Сейчас задача студии – показать, что живое общение важно, необходимо и нельзя его заменить никаким искусственным интеллектом. У детей есть обратная связь – они, разговаривая, делая что-то, всегда получают ответ. Для меня важно также убрать шаблоны мышления, которые часто у детей возникают и в школе, и дома, и в интернете… Потихонечку в студии мы с этим работаем. Важно чтобы шаблон заменился на желание творчества. Тогда у ребенка появляются свои идеи, ему хочется создавать что-то новое. Мы не только рисуем, делаем и декоративные, и пластические работы. Любая идея найдет здесь свой материал.

Фото: художественная студия для детей в Судаке

Вы уже затронули главную тему – о влиянии открытого интернета на современных детей. И как вы считаете – есть ли разница между современным поколением и предыдущим поколением?

Понимаете, за тысячи лет человека не изменился. У него до сих пор одни и те же желания: любить и быть любимым, заботиться и чувствовать заботу на себе. У детей то же самое, они не изменились. Но изменились их ориентиры. Если раньше нас пугало что они под заборами стоят, и пьют там, то сейчас другое пугает… Сейчас привычка другая – смотреть в гаджеты. Еще будучи в детском кресле им ставят смотреть мультики и запихивают в рот еду. Это костыль, который они везде с собой таскают. Они могут смотреть какой-то фильм, сериал или видео в YouTube и при этом рисовать. Как будто без этого костыля очень сложно… Что самое неприятное – нынешние дети — это дети рекламы. Они все очень отзываются на рекламу. И потребности у них соответствующие. Испытывая духовный голод, необходимость в каком-то вдохновении, они испытывают еще и голод материальный. Современный дети еще и более рассеянные, они с первого раза никогда не слышат. Также меняется речь. Иногда, когда они разговаривают, я вообще ничего не понимаю.

Как современные интересы подростков отражаются на том, что они изображают – рисуют, лепят и т.д.?

Я уже сказала, что студия ориентирована на подростков. И они, подростки, находятся в постоянном поиске чувств. Идет не только физический рост, но и эмоциональное становление. Им необходимо пережить много чувств – от трагедии до эйфории. И они переживают. Чтобы почувствовать, они начинают рисовать какие-нибудь "страшилки", типа людей повешенных, порезанных, задавленных… Так они учатся переживать трагедию. Это конечно не выставочный материал, это выплески эмоции. Постепенно от одной эмоции он переходит к другой. У нас ставятся натюрморты, в которых дети должны выразить настроение, или состояние погоды, цветом ли, символом… У современных детей очень много героев из игр. Когда ты им даешь задание – они пытаются перенести на лист такого героя или графику из игры. Это конечно совсем не плохо: глаз видит, глаз схватывает, рука передает. Но хотелось бы более добрых героев… Эти герои слишком плоскостные, нет какого-то развития. Он вот такой и измениться не может.

Фото: художественная студия для детей в Судаке

Как вы считаете, есть ли плюсы у того, что сейчас информация настолько доступна? Я говорю именно про детей.

Это, конечно, очень хорошо, когда ты информирован. Имея информацию, ты вооружен – есть такая поговорка какая-то. Но такое количество информации на неокрепшее сознание – оно продавливает, настолько, что у ребенка реакция обратная – хочется отбросить. И происходит отторжение. Информация валится отовсюду и когда с ними разговаривает тот же учитель, они его не воспринимают. Интернет стал самым приоритетным источником информации. И когда говорит учитель, они его как бы перепроверяют. А учитель ведь действительно может не знать. И все, авторитет пошатнулся.

Каким, по-вашему, будет следующее поколение?

Мне кажется следующее поколение будет более чувствительным. Уже сейчас появляются дети слышащие, которым этот мир интересен, мир целиком, с его восходящим солнцем и заходящей луной, как цветы пахнут и все такое. Они, конечно, будут очень хорошо ориентироваться в техническом мире, но для души будут желать большего.

Вы считаете, что баланс между миром "техническим" и духовным выровняется?

Да, я практически уверена в этом.

Последний вопрос: какие у студии планы на будущее, хотите ли вы что-то изменить?

Думаю, что лучшие изменение – это когда тебя продолжают узнавать. Если сюда идут, значит здесь хорошо. И я хочу, чтобы это хорошо было всегда. Было постоянно. Чтобы они сюда прийти хотели и им было здесь интересно.

Для того, чтобы правильно воспитать и предупредить ребенка об опасностях интернет-пространства, взрослые пользователи сами должны видеть и осознавать эту опасность. Необходимо также четко понимать – знания и опыт, полученные человеком в детстве, будут в дальнейшем определять всю его жизнь.

Поговорите с ребенком, объясните ему что такое интернет, расскажите о его опасностях. Не стоит ждать, что ребенок сам со всем разберется, когда повзрослеет, начинайте с самого раннего возраста осознанности. Определите время, когда ребенок может пользоваться Сетью, сайты, которые он может посещать. Не пренебрегайте возможностью установить "родительский контроль". Расскажите, что такое конфиденциальность и анонимность, и о том, насколько обманчивы эти термины в Сети. Не стоит устанавливать над ребенком тотальный контроль и отслеживать каждый его шаг в Интернете – это лишь вызовет обратную реакцию. Здесь необходима тактичность, искренность и собственный пример – задача сложная, но выполнимая.

Фото: художественная студия для детей в Судаке

Дети, лишенные детства и реальных эмоций, это то же самое, что дети, лишенные глаза или возможности говорить. Исправить комплексы, зажимы или неверные представления о жизни во взрослом возрасте гораздо сложнее, чем предотвратить все это в детстве. То, каким будет следующее поколение – вопрос поколения предыдущего. Стоит помнить это, а также помнить то, что даже самая безобидная вещь может стать страшным оружием в руках неопытного и незнающего человека.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Подведены итоги конкурса молодежной журналистики от "Ревизора.ru"
Альбер Камю: человек, который сделал себя сам
Герои-антагонисты в русской литературе

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть