Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Тема женской эмансипации в классической русской литературе

Борьба женщин за освобождение начиналась с классиков. Мы предлагаем авторский вариант типологии женских образов в русской литературе XIX – начала XX века.

Фото: eventsinrussia.com
Фото: eventsinrussia.com

Термин эмансипация (лат. - emancipatio) буквально означает "освобождение из-под опеки", "признание дееспособным". Если говорить о временных рамках движения за права женщин, то дату отсчета определить сложно. Феминистические нотки (феминизм хоть и не равняется понятию эмансипации, но в современном сознании стал уже тождественен ему) можно обнаружить еще в стихотворениях древнегреческой поэтессы Сапфо. В Россию движение за раскрепощение женщин пришло из Франции, и для русских писателей было неразрывно связано с именем французской писательницы Жорж Санд.

 Мы предлагаем авторский вариант типологии женских образов в русской литературе XIX – начала XX века. В основу типологии положена степень приверженности той или иной героини идее эмансипации. Самые далекие от указанной идеи героини – тургеневские Фенечка и Дуняша.

 Фото: kino-teatr.ru

Если Дуняша, по сути дела, – собрание всех "общих мест", связанных с образом крестьянки, и вводится скорее для "колорита", то Фенечка – совсем другое дело. Показательно, что она нравится всем: от Павла Петровича до Базарова. Интересно также, что она не живет в соответствии с патриархальным укладом (согласно которому должно сначала жениться, а уже потом заводить детей). Нет, в ней есть нечто более старинное, первозданное, соединяющая ее с самой природой. Существование Фенечки оправдывается тем, что она следует природным (для Базарова биологическим) инстинктам, соответствует "статусу" "самки". Она целиком и полностью (и притом гармонично) погрузилась в тот мир, куда ее поместили, и всем довольна. Неизвестно, насколько глубоко она может любить, но точно умеет быть благодарной (Кирсанова она чаще всего называет "благодетелем"). Она легка в общении, любой чувствует себя с ней умнее и сильнее. Именно на нее Базаров обращает внимание после Анны Сергеевны, замечая, что женщины из высшего общества не стоят и одного ее локтя. Однако любопытно проследить, насколько часто эпитет "глупый" применяется именно к Фенечке. "Поцелуй же ручку у барина, глупенькая, – сказала ей Арина"; "Прелестно было выражение ее глаз, когда она глядела как бы исподлобья да посмеивалась ласково и немножко глупо" и т.д.

 Фото: interesnoznat.com

Образ "своей Фенечки" есть и в голове у Ильи Ильича Обломова, мечта о которой, кажется, сопровождала самые первые его мысли о любви и женитьбе: "Одна из них, с загорелой шеей, с голыми локтями, с робко опущенными, но лукавыми глазами, чуть-чуть, для виду только, обороняется от барской ласки, а сама счастлива... тс!.. жена чтоб не увидела, боже сохрани! ". Агафья Матвеевна Пшеницына, на мой взгляд, один из самых страшных, удушающих образов. Любовь, верность, искренность, а, главное, счастье Пшеницыной и рядом – полная деградация и медленное умирание главного героя (чего Пшеницына, разумеется, не замечает).

 Фото: 24smi.org

Далее можно расположить Марью Алексеевну – мать Веры Павловны из романа "Что делать? " Чернышевского. Эта женщина прошлого, не эмансипированного поколения, однако кто откажет ей в силе и воле? Именно она – "хозяин дома", именно ее слово является последним. Но эта другая власть – матриархальная. У Марьи Алексеевны нет уважения к мужчинам. Она только вежлива с претендентом на руку дочери, а за его спиной угрожает "согнуть в бараний рог", если он не захочет жениться. Безусловно, Марья Алексеевна не образована, в ней "есть сила, но нет содержания". Но нельзя не отдать ей должное: забота (пусть и своеобразно понимаемая) о семье для нее действительно на первом месте.

 
Фото: gym1505.ru

Ольга Сергеевна Ильинская нисколько не похожа на предыдущую героиню. Однако она далеко не столь независима, как может показаться на первый взгляд. При наличии образования, при желании развиваться она так и осталась в прежней патриархальной системе ценностей, не найдя в ней для себя места. Более того, она, вопреки устоявшемуся мнению, скорее слаба, нежели сильна. В будущем муже она хочет видеть учителя (таким человеком для нее становится Штольц). Заинтересовавшись Обломовым, Ольга мечтает о том, как возьмется за его воспитание, "как "прикажет ему прочесть книги", которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости…" Но роль учителя она не вынесла. Зато стала отличной ученицей. Однако после первого, счастливого периода семейной жизни Ольга осознала, что и в браке со столь прогрессивной и трудолюбивой личностью, как Штольц, от нее требуется исполнение все тех же функций. По Гончарову, русское общество, вообще весьма редко к чему-то готовое в срок, оказалось неподготовленным и к новым женщинам. Надо заметить, что Гончарову были близки взгляды Жорж Санд, и образ Ольги во многом перекликается с персонажами французского автора: она так же горда и так же исповедует любовь-долг.

 
Фото: eksmo.ru

Анна Сергеевна Одинцова – "баба с мозгом" – по праву "располагается" в центре предлагаемой типологии-шкалы. Это наиболее гармоничный образ новой женщины в реалиях патриархальной России конца XIX века. Она свободна и финансово независима; она обрела душевное спокойствие, не разочаровавшись в жизни, как предыдущая героиня. Однако спокойствие ее несколько гипертрофировано и граничит с совершенной неподвижностью: она как бы сливается с описываемым интерьером ее дома, ее двора и т. д. Анна Сергеевна умна (только ей удается в споре завести Базарова в тупик), но не выставляет этого напоказ. Сильной ее сделали не романы Жорж Санд и не новаторские идеи, а жизненные обстоятельства (раннее вдовство).

 Фото: eksmo.ru

Виктория Павловна – главная героиня одноименного романа А.В. Амфитеатрова, прозаика, принадлежащего уже следующей эпохе. Это произведение больше напоминает не классический роман, а манифест: "Предки наши были грубы и откровенны: держали "бабу" в тереме. Отцы "бабу" из терема вывели,.. наговорили ей… хороших слов и любезно предоставили ей возможность пройтись – все, впрочем, вокруг да около того же терема". Амфитеатров, пожалуй, наиболее ясно сформулировал проблему эмансипации женщины именно в России. Неспроста свою героиню он переносит в некое необыкновенное пространство, похожее на остров Лесбос, а саму ее сравнивает с Сапфо. Она бедна, она свободна, она окружена восхищающимися мужчинами, но она человек несемейный. Интересно, что писатель вырывает ее из системы тогдашней семьи, полагая, что для подобной женщины там места нет, а есть – только для сварливых жен ее почитателей. Из-за искусственности и нереальности нарисованной Амфитеатровым картины быт Виктории Павловны выглядит неосуществимой утопией, что волей-неволей дискредитирует идею эмансипации, выставляя ее как нечто невозможное в данное время.

 

Фото: prezentacii.org

Утопией можно назвать и швейную мастерскую Веры Павловны Розальской из романа Чернышевского "Что делать? ". Освобождение женщин – просто неотъемлемая черта созданной утопии. Мастерская главной героини – первая попытка построения социальной модели будущего. Все швеи работают, получают образование, воспитывают детей и отдыхают вместе. Но за всеобщую поддержку достаточно заплатить собственной личностью. Примечательно, что все работницы получают равное вознаграждение, независимо от сложности их задач, и это считается справедливым.

 Фото: ppt-online.org

Но наиболее приближенной к эталону эмансипированной женщины следует считать Кукшину. Именно она, на мой взгляд, самый интересный персонаж "Отцов и детей". Да, это жестокая насмешка и пародия, но на кого? На тех девушек, которые, как Софья Ковалевская, уехали за границу ради обучения и последующего образования? Да, не все из них "умели отличить кислород от азота". Но решимость одинокой девушки отправиться в другую страну ради знаний все равно вызывает уважение, чего не скажешь о молодом, но уже обрюзгшем барине, который не в силах даже встать с дивана. За, безусловно, комическим образом Кукшиной невозможно не заметить реальных людей, которые действительно стремились чего-то добиться, используя новые возможности. Жаль, что им-то больше всего и досталось от Тургенева, который решил представить их лишь малообразованной и взбалмошной Кукшиной. Из ее же уст звучит имя Жорж Санд, из чего можно заключить, что Тургенев, скорее всего, не разделяет взглядов французской писательницы. Автор акцентирует неестественность и неухоженность Кукшиной: "Невольно хотелось спросить у ней: "Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься? " "В вину" ей вменяется и то, что она явилась "на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах.. "

 Фото: twitter.com

По этому поводу вспоминается научный "анекдот": когда Джеймса Уотсона спросили, почему он украл у своей коллеги Розалинд  Франклин первые фотографии ДНК и выдал за свое открытие, Уотсон ответил, что Франклин была "вызывающе непривлекательна" и "даже не пользовалась губной помадой". 

Несомненно, эмансипация женщин – глобальный процесс, пронизавший все сферы человеческой жизни, процесс, связанный с болезненным переосмыслением основ патриархального уклада жизни, веками казавшегося незыблемым. В русской классической литературе данная тема осмыслена всесторонне, в самых разных ракурсах – социальном, психологическом, философском, а воссозданные женские образы обнаруживают всю сложность, глубину, а подчас и драматизм происходящих в обществе и сознании изменений.


 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Подведены итоги конкурса молодежной журналистики от "Ревизора.ru"
Альбер Камю: человек, который сделал себя сам
Герои-антагонисты в русской литературе

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть