Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Иван Панаев. "Человек со вздохом"

2 марта 1862 года не стало литератора Ивана Панаева, о котором мы знаем, кажется, только то, что он был одной из сторон любовного треугольника Николая Некрасова и семейства Панаевых

Фото: kotbeber.livejournal.com
Фото: kotbeber.livejournal.com

Иван Панаев — фигура не столько творчески яркая, сколько колоритная для середины XIX литературного русского века.

Панаев по сути своей — пересмешник, рыбка-верхоплавка среди таких "глубоководных" обитателей российской словесности, как Толстой, Достоевский, Некрасов или Тургенев. Он случайно оказался в их компании: писатель светский, вездесущий, завсегдатай литературных гостиных Петербурга и Москвы, фельетонщик и пародист. Но обидные репутации фата и фанфарона, псевдо-денди, липового джентльмена и проч., присвоенные ему современниками, не должны скрывать от нас его непростую природу его литературного феномена.

Панаев Иван Иванович – "специалист широкого профиля" — поэт, прозаик, журналист, критик. Внучатый племянник Гаврилы Державина, редактор знаменитого памятника русской беллетристики и критики, журнала "Современник", друг и союзник по литературному цеху Некрасова, Тургенева, Фета, Майкова… А еще он — продолжатель ряда интернационального образа "легковесного литератора". В России таковыми были Василий Пушкин (дядя А.С.Пушкина), современник и подельник Василия Курочкина и братьев Жемчужниковых. Во Франции — Скаррон, Беранже, Сарду. В Англии — Стерн, Смоллет, Филдинг.

Фото: museumpushkin.ru
 
Иван Панаев родился в дворянской спокойной и богатой семье 27 марта 1812 года. Начал просвещение с традиционного домашнего барского воспитания, по традиции имущего класса был записан в 1824 году в Петербургское высшее училище. Через год он учится в Благородном пансионе при столичном университете и оканчивает его через пять положенных лет. С 1831 года Панаев 13 лет корпел на государственной службе, почти не получая жалованья – ему было неохота делать чиновничью карьеру. Понятно, почему: жаркие честолюбивые помыслы его лежали в области литературы. Для русского дворянина подобная деятельность к 1830-40 годам, несмотря на николаевское лихолетье, уже не была зазорна и малопочтенна.

При его хлестаковской " лёгкости необыкновенной", светской ловкости и умелости, обаянию и лоске молодому Ивану Ивановичу было плевать на отправление служебных обязанностей. Они только затрудняли его порхающую жизнь пишущего верхогляда и вездесущего шаркуна.

В 27 лет он женится на красавице актёрке Авдотье Брянской. Это мезальянс, брак неравный и рискованный, но Авдотья хороша собой и "при манерах", почерпнутых в недрах Александринского театра. Поэтому сначала репутации Панаева как аристократа и образованного шевалье ничего не угрожает.

Собственно, что к этому моменту его стремительной жизни было уже написано? Начинал Панаев с младых ногтей как поэт-романтик — в духе Гейне, Ламартина и Байрона. Ещё в училище выпускал рукописный сборник стихов. Получалось изрядно. Все так и начинали.

Фото: 366days.ru

Панаев пробует себя в одном из альманахов в исторической прозе. И тут же в "Северной пчеле" размещает гривуазный, игривый стишок "Кокетка". Разыгрывая карту "поэта в обществе", он разродился повестью "Спальня светской женщины". Заметим, это 1835 год. В это время романтизм в стихах и прозе в чистом виде уже приедается читающей публике. Но в литературе остаются его атмосфера, чувствительность, яркие "нездешние" герои. В прозе созревает (с французской подачи) так называемая "натуральная школа" – тексты, снабжённые увлекательным, непредсказуемым крепким сюжетом и житейской детализированной наблюдательностью.

У Панаева довольно быстро формируется собственная манера написания жанровых повестей. Он позволяет себе не скупиться на колючие сатиры и гротеск в создании описания для обывателя коллизий отечественной жизни, столичных и провинциальных. Панаев не боится грубить собратьям по перу, избранным кумирам театра и литературы, в статьях, фельетонах, художественной прозе. При этом он не опускается до уровня бульварщины.

Повести Панаева "Она будет счастлива"(1836 год), "Сумерки у камина", "Дочь чиновного человека" и "Два мгновения из жизни женщины (все – 1839 год) пестрят не просто колоритными зарисовками и остроумным бытописательством. В известном смысле Панаев формирует новое отношение, даже мировоззрение современного неглупого человека – отстранённое от каждодневной пошлости. Он становится афористичен. Это с его лёгкой руки, вернее, пера, пошли в народ такие перлы, как "литературная тля", "литературный заяц", словцо-определение "хлыщ", ставшее приговором целому новому классу.

Фото: i-s-turgenev.ru

На такую разновидность литературы есть спрос, и Панаев, не мешкая, создаёт свою коллекцию "жуков на булавках". Рассказы и повести, регулярно появляющиеся в "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения" в "подцензурный" период (1840-1850 годы), делают его не просто известным, но желанным и популярным писателем. Это лучшие годы писательской жизни Ивана Панаева. "Онагр", "Барыня", "Актеон", "Маменькин сынок" – в самих названиях таится обещание чего-то пикантного, разоблачающего, а главное, интересного! Заметим, что наш герой заслуженно стал предтечей "смоделированного" А.К. Толстым и Жемчужниковыми уморительного пасквилянта Козьмы Пруткова и многих "драчливых" сатир Салтыкова-Щедрина.

Но это будет позже, а в середине 40-х годов наш обладатель "Ювеналова бича" сатиры щеголяет простым и выразительным литературным двойником, попугайным альтер-эго "Новый поэт". Они знакомятся с ещё малоизвестным Некрасовым. Рядом с денди Панаевым будущий "печальник горя народного" выглядел бледно.

Но вот осенью 1846 года эти двое создают, вернее, возрождают в принципиально новом обличье концептуально-революционный журнал "Современник". Очень скоро этот легендарный плод многих вложений и усилий станет не только лидером продаж, но и лидером новых идей, авторов, литературных изделий и изобретений нового образца. В "Современнике" господствуют Белинский и Чернышевский, блистают молодые Тургенев, Толстой, Достоевский, находят себя разночинцы Решетников и Слепцов, пророчествуют Добролюбов и Писарев…

Фото: mosjour.ru

А вот наш Иван Иванович пропадал. Шёл ко дну параллельно со стремительным восхождением на Олимп успеха и славы Некрасова. В сущности, история простая, — он не выдержал короткой и жестокой стычки с Веком (как и Тургенев). Век был суров и груб. Он требовал "дельности": полезности, дисциплины и трезвости. Куда было тягаться с ними блаженной расхлябанности, извинительному мелкому разврату, фланированию по клубам и кокоткам, коими не гнушались "человеки со вздохом" (так сам себя называл Иван Иванович Панаев).

Идеальному продюсеру и промоутеру, Николаю Некрасову, несмотря на свою природную ипохондрию, удалось перепрыгнуть "на тот требовательный деловитый берег". Панаев остался стоять на месте, и его рука судьбы повелительно повлекла к обрыву. Он попытался "перекраситься" в нигилиста, в демократа, в либерала… Тщетно.

К 50-ти годам Панаев оказался пошлым, вечно полупьяным стариком в плохом парике, сменившим роскошную шевелюру. Он спустил свои наследные деньги, уступил Некрасову красавицу жену, и журнал, и дом, и место под литературным солнцем. Некрасов не виноват, он ничего ни у кого не отбирал. Невзрачный бывший светский лев сам повалился ему под ноги.

"Ванька-свисток", начавший подворовывать из журнальной кассы на свои нехитрые увеселения, бывший писатель Иван Иванович Панаев предвидел и предсказал меру и степень своего падения в лучшей своей повести "Родственники". В ней мятущийся и, конечно же, лишний герой сталкивается с бронированным кружком неистовых гегелианцев. Он проиграл, слабый и разбитый.

Фото: litfund.ru

Иван Панаев тоже проиграл прагматичным гордецам (тоже обречённым) и умер 2 марта 1862 года от сердечной недостаточности на руках у бывшей жены, столько раз предаваемой им и ушедшей к сильнейшему далеко не сразу. Его последними словами были мечты уехать в деревню и поздние раскаяния в таких простых, таких жалких и понятных грехах. Нелепая жизнь, но хорошая смерть.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть