"Главную нашу сегодняшнюю благодарность я хочу выразить Михаилу Леонидовичу Анчарову…"
15 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 1.
15 апреля 2024
Леди Макбет из панелек…
14 апреля 2024
Пуританская честь и отрезанная голова
13 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Сюрпризы метода. О поэте Поле Элюаре

Великий французский поэт, который прошел путь от сюрреализма к гражданской лирике, свободой победив страх.

Фото: flickr.com
Фото: flickr.com

Настоящий разговор о настоящем поэте — это не перечисление его формальных заслуг и не восторги по поводу его популярности. В нашем случае речь идёт о неоценимом влиянии поэзии Элюара на современную литературу, а главное, об отношении к пути и труду поэта.

Вечноцветущий сад французской поэзии, в частности, клумба модернизма начала ХХ века, подарили нам изысканный и прихотливый цветок - Поля Элюара. С точки зрения ботаники сравнение весьма сомнительно: цветочек этот без нектара, а колер имеет не тропически тёплый, а, скорее, змеиный, тревожного бирюзового отлива.

Я намеренно взял воинствующе эстетский тон. Считается, что вне этого утончённого пряного дискурса поэзия Элюара непонятна. А всё как раз наоборот – его поэтические гофры сработаны не из яркой парчи, а из грубой дерюги неподдельной искренности.

Фото: 5qg9ibt1a6.com

Наш герой почти пренебрегает мещанской французской поговоркой: "Можно быть искренним, но нельзя быть искренним как идиот". "Почти" - потому что сюрреализм, а до этого дадаизм сопровождали поэта на всех стадиях его роста. Упомянутые литературные термины ничего уникального  человечеству не сообщают. Обычная практика стилистической словесности, повторение пройденного - от Вийона до Бодлера и Рембо. Но Поль Элюар как поэт перерос эту заведомо выигрышную манеру. Возможно, как раз из-за непреклонной художественной честности. Здесь он сравним с Аполиннером, таким же неистовым и непреклонным творцом исповедально-болезненных верлибров. Верлибр не знает рифмы, но ведает ритм, у каждого настоящего поэта уникальный.

Этот обнажённый, пожароопасный в своей ненасытной чувственности, изнуряющий метод породил множество недоброжелателей и противников. Дело в том, что пронзительный лиризм Элюара имел "побочный продукт" –  "левизну". Явление вполне обычное для западных интеллектуалов антибуржуазного толка. Но Поль Элюар в глазах "антикоммунистов" перещеголял даже Арагона и Сартра своей "краснотой".

Как часто бывает,  мировоззрение или убеждения и политические пристрастия художника путают с природой его поэтического языка. Оснований для обвинений Элюара в коммунистических убеждениях маловато. Он совсем недолго пробыл во французской компартии, вышел из неё быстро, разочаровавшись, как разочаровывался всю жизнь в чём- то, ранее драгоценном,  –  например, в  "Дада"… Особых симпатий  к СССР не испытывал. "Алжирский вопрос"  его не доводил до неистовства, скорей, занимал своим фатальным постоянством. Он не приветствовал поклонников Маркузе и прочих нигилистов, вообще, брезговал "ультрас".

Возможно, дело в том, что французские коллаборационисты, не любившие послевоенной огласки, в том числе принадлежащие к "художественной интеллигенции", терпеть не могли последовательных пацифистов и антифашистов. А Элюар был именно таким.


Фото: mirtagroffman.livejournal.com

Поль Элюар был участником двух мировых войн, активным бойцом немногочисленного французского Сопротивления, подписывал множество воззваний в защиту "Мира и сотрудничества". Травили не только его: за свой пацифизм претерпели Кокто, Камю и Мальро, ультраправые ОАСовцы били стёкла в квартире Сартра. Создаётся впечатление, что Элюар был слабо подвержен крутым поворотам в том, что принято называть "образом мыслей". Многие его собратья по перу с танцевальной лёгкостью "переобувались на лету". Его предохраняли аристократизм и врождённое благородство.
А в литературе, единственно родной стихии, Элюар был переимчив и легкокрыл. Ему претили академические каноны, поэтому не стоит удивляться его закономерному приходу к сюрреализму.

Порывистая бесшабашность и одновременно склонность к депрессии, отличали поэта с детства. На то были и объективные причины, вроде раннего туберкулёза. Но главная составляющая его как человека и как поэта – неукротимое стремление всё делать вопреки: родительской воле, общепринятой морали, женским капризам.

Фото: teachron.livejournal.com

Родившись в преуспевающей буржуазной семье 14 декабря 1895 года, Эжен Эмиль Поль Грендель, казалось, был прочно обречён на тривиальное существование. Грядущие потрясения ещё не угадывались. Его папаша, успешный делец, специалист по недвижимости, честолюбиво сменил приятное местечко Сен-Дени на Мекку предпринимательства - Париж в 1908 году. Сын дельца оказался питомцем престижной Высшей начальной академии.

Школярствует Элюар прилежно, высокие баллы по профильным предметам обещают быстрый карьерный рост и незамутнённое "комильфо". Он хорош собой, прекрасно воспитан, быстро проникается столичным лоском. Но тут нежные побеги юности студит дыхание настоящей беды – туберкулёза. А "санаторный" роман с русской молодой авантюристкой Еленой Дьяконовой становится поистине судьбоносным. Именно молодой Поль назвал Елену Дьяконову "Гала".
 
Элюар начинает писать стихи в юношеском запойном любовном вдохновении. Выпускает в свет первый лирический сборник за свой счёт. Любовная история идёт между тем своим ходом, но ее заставляет замереть наступившее военное время.

Поль Элюар и Гала. Фото: vk.com

Гала отбывает обратно в Россию по причине категорического запрета строгой мамаши Грендель на брак сына с неблагонадёжной иностранкой. А сам "барчук" прибывает на призывной военный пункт. Но оказывается на госпитальной койке с туберкулёзом, а не в окопах Марны и Вердена. Есть повод сказать: и слава богу!

Болезнь оказывает парадоксальную услугу грядущей литературе. И всё же Поль попадает на фронт на несколько недель. Вкупе с госпитальным опытом ему хватает впечатлений для написания серьёзного военного сборника "Долг"  – под псевдонимом Элюар.

После Большой войны поэта ждали возвращение Галы в Париж и неминуемая, но "секретная" свадьба. А главное – его поэтическая судьба в облике Дадаизма. Элюар начинает издавать соответствующий журнал "Пословица" в духе брейгелевской абсурдистской живописной притчи.

Гала и Элюар. Фото: vk.com

Франция в числе победителей Первой мировой, парижские парки в цвету, стихи фонтанируют, а  личная жизнь поэта и "бульвардье" 1920-х богемных годов сворачивает в безвкусный фарс.

В 1924 году Элюара настигает злостный неврастенический кризис. Никого не предупредив, он отправляется куда глаза глядят: в Марсель. И дальше - чуть ли не в кругосветное путешествие. Где-то в Азии его настигают Гала и друг, собрат по перу Макс Эрнст. Насилу они уговаривают его не валять дурака и вернуться к своим литературным и прочим обязанностям. Результатом этого путешествия явился депрессивный сборник стихов "Умирать оттого, что  не умираешь" – одно название чего стоит… Но, выправившись от эсхатологических настроений, он вступает в "жизнерадостное" объединение сюрреалистов-памфлетистов с нежным названием "Труп".

1929 год. Роковую, но вполне респектабельную и прагматичную Галу уводит у поэта художник. Да-да, тот самый гений, апологет сюрреализма в живописи и самопиара в рекламе. Пока он ещё не отпустил усищи. Но справедливости ради, у неё с Сальвадором Дали получилось по результату лучше, чем с  ипохондриком Полем Элюаром.

Сальвадор Дали и Гала. Фото: 24smi.org

Бульварные подробности слишком хорошо известны – и потому не слишком важны. Тем более, что расстались рыцари с миром. Дали даже "откупился" знаменитой картиной с реконструированным аверсом поэта. Занимательные встречи с сюрреалистами продолжились укрепившейся дружбой с Бретоном и Супо. К ним Элюар примкнул ещё несколько лет назад, аккурат после разрыва с "дадаистами". Наш герой сменил воззрения после кабацкой драки с блистательным лидером дадаистов Тристаном Тцара. Вполне мужская история.

Поль Элюар оказывается "в той стае славной", что плюет в побледневшее лицо мировой культуры и сотрясает основы эстетики, попутно создавая шедевры в литературе, живописи, театре и кино. У него новая женщина - актриса и литератор Мария Бенц, более известная под псевдонимом Нуш. Уже хлебнувшая на своём веку, уравновешенная, надёжная, она пришла к поэту очень вовремя после амбициозных выкрутасов Галы. Трагическая смерть Нуш в 1934 году прямо посреди  парижской мостовой, предчувствие катастрофы под именем Гитлер, охлаждение сюрреалистического "генератора" приводят Элюара к новому, прежде всего, этическому переделу, попытке выйти из удручающей нескончаемой игры абсурда и хаоса.  

Мария Бентц и Поль Элюар. Фото: redsearch.org

И это ему удаётся с оружием в руках. Поль Элюар стал солдатом французского Сопротивления с самого начала гитлеровской европейской кампании, презрительно пнув петэновское соглашательство. Он не был "маки", не взрывал немецкие эшелоны, он стал пером свободной Франции – и свободной Европы.

    Довольны вы? - Мы втиснуты сюда!
    Довольны вы? - Нет ружей, нет свинца!
    Довольны вы? - Мы с вами братья, да!

Как эти строки не похожи на волхвование верлибров сумеречных тридцатых: "Источник жизни клонится к концу, Мы с каждым днём склоняемся всё ниже…" Война с фашизмом исправила больное мироощущение. Близость смерти и буквальный риск вылечили от мизантропии. Об этом говорят эпические сборники "Лицом к лицу с немцами" и "Поэзия и правда" 1942-1943 годов.

Фото: Gambarsurat.com

Пожалуй, Элюар нашёл себя именно в гражданской лирике, обладая особым ощущением свободы - не распущенности и своеволия, а ежеминутной экзистенциальной потребности. "Только свобода может победить страх", - писал Элюар.

   "Свобода"- на школьных своих тетрадках,
    На партах и на деревьях,
    На песке, на снегу
    Имя твоё пишу…

За его гробом 18 ноября 1952 года шли по Парижским мостовым десятки тысяч французов. Инфаркт Поля Элюара напомнил им, какой ценой эта самая свобода досталась. Многие плакали.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Главную нашу сегодняшнюю благодарность я хочу выразить Михаилу Леонидовичу Анчарову…"
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 1.
Леди Макбет из панелек…

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть