Древний Псковский кремль омолаживается
17 июля 2019
В Пскове реконструируют древнейший "бизнес-центр" – Дом Постникова
16 июля 2019
Чужих детей не бывает
16 июля 2019
В нижегородской деревне Большие Отары действует необычный Музей культуры дерева
15 июля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

4 августа 2016 10:05

Петербуржцам показали, как создавались фотографии в середине XIX века

На выставке "Лица современников" представлены несколько десятков работ, созданных в технике амбротипии - на оконном стекле и их цифровые копии плакатного размера

Портрет на стекле по старинной технологии создан прямо в зале музея на глазах у публики  © Наталия Михальченко/ТАСС
Портрет на стекле по старинной технологии создан прямо в зале музея на глазах у публики © Наталия Михальченко/ТАСС

Петербуржцы стали свидетелями процесса создания фотографии на обычном оконном стекле с помощью фототехники середины XIX века, передает ТАСС. "Путешествие во времени", как тут же назвали этот фотосеанс его свидетели, осуществил в среду вечером в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского петербургский фотохудожник Андрей Шерстюк.

"Прошу отключить вспышки фотоаппаратов и подсветку телекамер, чтобы не произошла засветка фотопластинки", - сказал Шерстюк, отметив, что стекло, обработанное на глазах зрителей коллоидом и раствором серебра и помещенное в самодельную фотокассету, - это "практически примитивная флешка - носитель информации".

Реактивы в обычных пластиковых бутылках из-под минеральной воды (фотограф готовил их сам), оконное стекло, красный свет фотофонаря - в музейном помещении был полностью воссоздан процесс создания фотографии (амбротипия) таким, какой он был во времена Достоевского. Даже крышку объектива старинного фотоаппарата с гармошкой и темной накидкой фотограф снимал вручную - ровно на восемь секунд. Десять минут, и на стеклянной пластинке после проявки, закрепления и промывки прямо на глазах публики появилось лицо помощницы фотографа.

Амбротипия показывает внутренний мир человека

Фотосеанс, повторенный дважды, стал частью социального эксперимента, который предпринял фотограф вместе с сотрудниками музея Достоевского, где открылась персональная фотовыставка Андрея Шерстюка "Лица современников". На ней несколько десятков работ, созданных в технике амбротипии - на оконном стекле и их цифровые копии плакатного размера. Среди публики были и герои, чьи изображения вошли в экспозицию.

"Андрей с помощью амбротипии смог передать мое внутреннее состояние. В экспозицию вошел один мой портрет, а всего их четыре, и каждый точно напоминает мне мое внутреннее самоощущение на момент съемки, я будто смотрю в зеркало. Это мне напомнило манеру художника Амедео Модильяни, который передавал в портретах не столько внешность, сколько душу человека", - рассказал корреспонденту ТАСС фотограф-портретист Александр Поляков. Он ассистировал Андрею Шерстюку во время сегодняшнего фотосеанса.

Один из самых младших по возрасту героев Андрея Шерстюка, 12-летний киноактер Олег Чугунов (он сыграл в фильмах "Седьмая руна", "Осколки счастья", "Дружина"), рассказал, что тоже захотел попробовать себя в фотоделе, глядя на работу фотографа и ее результат, однако портрет с выставки он хотел бы показать "не всем на свете, а только близким друзьям". Мама мальчика Марина отметила, что на портрете сына "виден его внутренний мир".

Живописец и дизайнер Дмитрий Акимов, чей портрет также включен в экспозицию, отметил "историческую глубину проекта". "Фотограф показал нам хороший пример, сделав шаг назад в историю фотографии, позволил увидеть привычные вещи с другой точки зрения", - сказал он ТАСС, заметив, что повесил бы свой портрет на стекле на стену у себя дома, хотя на ней "трудно выбрать клочок свободного места" - везде собственные работы.

Одна из посетительниц Стэлла Арагонская пришла фотосеанс-выставку в корсете, похожем на те, что носили во времена Достоевского. "Мой костюм позволяет обыграть тот же сюжет - путешествие во времени, как и работа фотохудожника", - пояснила она. Хранитель фонда фотографий музея Достоевского Елена Неклес рассказала, что в собрании музея нет стеклянных пластинок с изображением самого писателя, но есть несколько еще не атрибутированных амбротипов, на которых запечатлены люди из его окружения. Проект Андрея Шерстюка, по ее словам, интересен музею тем, что решает ту же задачу - воссоздает колорит эпохи Достоевского.

Работа продолжается

На сегодняшний день Андрей Шерстюк создал уже 150 портретов - это люди разных возрастов и сфер деятельности, которых фотограф встретил в Петербурге и Москве. В будущем проект планируется расширить портретами жителей других регионов России и объединить в одном выставочном проекте с работами мастеров середины XIX века.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЕИ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Древний Псковский кремль омолаживается
Чужих детей не бывает
В нижегородской деревне Большие Отары действует необычный Музей культуры дерева

В Москве

Визуальные искусства вновь соединились в "Орлёнке"
Чисто шотландские убийства
О ремеслах на колесах. Уникальная выставка старинных велосипедов из Италии в Москве
Новости музеи
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть