В экспозиции представлено более 100 работ, выполненный руками женщин– не только иконописцев и вышивальщиц. Здесь есть и работы из стекляруса, и бисер, и золотное шитьё.
Фото: Дмитрий Островский
Это работы и монастырских мастерских, в частности, сербского монастыря Жича и Екатеринбурского Ново-Тихвинского монастыря, и работы мирянок.
География работ включает не только столицы, но Владимир, Суздаль, Сергиев Посад, Курск, а также Израиль и Сербию.
Фото: Дмитрий Островский
Организатором выставки стало содружество “Артос”, объединяющее художников и искусствоведом, которые стараются развивать современное церковное искусство.
Артос – молодое объединение художников, возникшее 3 года назад. Его усилиями развивается альманах “Дары”, под редакцией Сергея Чапнина, а также выставляется современное церковное искусство.
Сергей Чапнин. Фото: Дмитрий Островский
Сегодня в церковном искусстве работает немало талантливых женщин, они пишут иконы, расписывают храмы, разрабатывают дизайнерские проекты для Церкви, занимаются прикладным искусством, реставрацией и преподают иконопись различных в учебных заведениях.
Известно, что в традиционном обществе иконопись была мужским занятием, как монахов, так и мирян, а женщины обычно занимались только шитьем. Так было и в Византии, и в Древней Руси. Но Новое время внесло в этот уклад свои коррективы.
Начиная с XIX века, а в ХХ веке — повсеместно, писанием икон стали активно заниматься женщины.
В современном иконописании женщины составляют едва ли не большинство, и потому устроители выставки решили показать наиболее интересные произведения этих художниц и мастериц.
Кураторами выставки стали Екатерина Русакова и Ирина Языкова.
Фото: Дмитрий Островский
Для участия были приглашены самые известные мастера. Например, Ирина Зарон.
Работа Ирины Зарон. Фото: Дмитрий Островский
Очень необычно выглядела живопись Ольги Шаламовой. В частности, триптих, написанный в рамках проекта “Святые неразделенной церкви”. Цель этого проекта расширение иконографии святых первых веков христианства.
Работа Ольги Шаламовой. Фото: Дмитрий Островский
Страстной цикл Марии Бургановой Ялтанской отличается и нетрадиционной формой икон, и влиянием итальянской живописи.
Фото: Дмитрий Островский
Руководитель галереи художник Дмитрий Белюкин стремится уже второй раз приглашает содружество Артос выставлять церковное искусство в здании Казанского вокзала.
Идею выставки поддержал известный иконописец Александр Солдатов, преподаватель Московской духовной Академии.
Фото: Дмитрий Островский
Кисть, которой водит женская рука, конечно нежная, но не слабая, а крепкая и уверенная.
Во время торжественной части пропели многая Лета Александру Чашкину, одному из старейших иконописцев, отметившему недавно свое 70-летие. Он дал выставке самую высокую оценку.
Александр Чашкин. Фото: Дмитрий Островский
Более 30 работ представляют сербский монастырь в Жиче.
Фото: Дмитрий Островский
Протоиерей Андрей Юревич: “Традиционалист должен облобызать новатора. Новатор – обнять традиционалиста. И вместе рука об руку они будут трудится ради церковного искусства”.
Фото: Дмитрий Островский
На открытии выставки объявлено о проекте “Маршрут Восьмого дня” - молитвенно-художественном исследовании на тему рая.
Для многих участниц выставка стала своеобразным форумом по обмену опытом. Очень многие пополнили свои профессиональные фото-каталоги.
Фото: Дмитрий Островский
Выставка “Нежная кисть” будет работать в галерее “Царская башня” (в здании Казанского вокзала) с 28 декабря до 31 января.