Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Искусство собирать фрагменты: выставка Анатолия Белкина в AZ/ART

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото выставки: официальный сайт галереи AZ/ART
Все фото выставки: официальный сайт галереи AZ/ART

Выставка "Буквальные связи", проходящая в московском пространстве AZ/ART на Маросейке, представляет собой глубокое и тщательно структурированное исследование творчества петербургского художника Анатолия Белкина. Автор — фигура неординарная и многогранная: помимо живописи и графики, он активно работает в сфере литературы, фотографии, занимается издательской деятельностью. Тем не менее, в экспозиции акцент сделан именно на изобразительном искусстве, хотя последний зал выставки аккуратно напоминает зрителю о других ипостасях художника, представляя книги, журналы и различные документы, связанные с его многогранной деятельностью.

Кураторы выставки ясно понимают специфику творческого метода Белкина, строя экспозицию по принципу многослойности и постепенно погружая зрителя в "толщу белкинской работы". Каждый из представленных блоков — "Письменность", "Архитектура", "Вещи", "Фотоальбомы" — раскрывает важные аспекты авторской поэтики и метода художника.

Первое, что сразу привлекает внимание зрителя, — особое отношение Белкина к предметному миру. Художник, выросший в СССР, отлично осознаёт символическую и семантическую нагрузку вещей в условиях дефицита и жёстко регламентированного быта. Предметы на его холстах выступают сразу в нескольких ролях: это и формальные элементы композиции (линия, цветовое пятно, текстура), и смысловые точки притяжения, и в конечном итоге — носители памяти. Объекты из прошлого, будь то билетики, кусочки шпона или лекала, помещённые в изобразительное пространство, превращаются в полноправных участников визуального повествования. В них читается тонкая работа времени, которое медленно, но неотвратимо отнимает вещи у их владельцев, разрушая узнаваемость и контекст. В этом смысле Белкин выступает своеобразным спасителем: извлекая предметы из повседневности и помещая их в сферу искусства, он возвращает им утраченную значимость, давая шанс на новую жизнь.



Секция выставки, посвящённая письменности, раскрывает ещё один фундаментальный аспект творчества Белкина — взаимодействие текста и изображения. Художник виртуозно использует элементы письменности: от букв, вырванных из контекста и превращённых в графические знаки, до цитат, фрагментов документов, записей, писем, которые становятся элементами визуального повествования. Письмо здесь одновременно является и графическим элементом, и носителем смысла, и предметом, проблематизирующим само понятие памяти и её фиксации. Белкин внимательно работает с разными регистрами письменности — от чёткого документального почерка до едва различимых записей, погружённых в патину времени и почти стёртых. Этот приём заставляет зрителя осознать хрупкость письменного свидетельства, его двойственную природу — и как способ передачи информации, и как символ её возможной утраты.

Особое место в экспозиции занимает раздел, посвящённый архитектуре, который ясно демонстрирует ещё одну важную особенность творческого мышления Белкина — его привязанность к образам родного Петербурга. Город для художника становится не просто местом действия, а своего рода хрупким архивом культурной памяти. В его работах архитектура представлена преимущественно в двух крайних состояниях: чертежа и руины. Чертёж, пусть даже незавершённый и испачканный временем, символизирует стремление к порядку, конструктивности, рациональному замыслу архитектора. Руина же, напротив, служит мощным визуальным символом разрушения, деструкции и неотвратимости времени. Художник словно балансирует между этими двумя полюсами, предлагая зрителю не только созерцать эстетическую привлекательность фрагментарности и упадка, но и осмыслить внутреннее напряжение между человеческими усилиями и безжалостностью истории.

 
Ещё один яркий раздел выставки — фотоальбомы. Белкин не просто изображает старые фотографии, страницы альбомов и следы отклеившихся снимков, но и проблематизирует само понятие фотографической памяти. Фотографии, запечатлевающие безымянных людей, сцены из жизни и фрагменты ушедших эпох, кажутся свидетельствами о прошлом, доступном только через чужой взгляд и чужую память. Эти фотоальбомы — одновременно символы памяти личной и культурной, указывающие на её хрупкость и ограниченность, но также и на её потенциальную способность к восстановлению и реконструкции через искусство. Белкин даёт понять, что искусство способно не только фиксировать историю, но и воскрешать утраченные образы, сопротивляясь времени и забвению.

Центральным связующим звеном всей выставки является характерная для Белкина эстетика фрагмента, обрывка и следа. Художник постоянно возвращается к образам частичного разрушения, неполноты и повреждённости, которые становятся своего рода метафорой культурной и личной памяти. Эти обрывки, фрагменты карт, писем, документов, следы чернил и клея, казалось бы, не связанные между собой, постепенно складываются в сложную и продуманную систему визуальных и смысловых соответствий. Перед зрителем разворачивается глубокое повествование о памяти и забвении, о сопротивлении и покорности времени, о неумолимом ходе истории, неизбежно отнимающей у человека предметы и воспоминания, но вместе с тем предлагающей и способ их спасения — искусство.

Выставка в пространстве AZ/ART тщательно выстроена и с точки зрения архитектуры экспозиции. Авторы оформления — Юлия Наполова и Дарья Орлова — сознательно избрали модель музейного архива, хранилища памяти. Такой подход к организации пространства глубоко созвучен основной тематике творчества Белкина и позволяет зрителю непосредственно погрузиться в предложенную художником атмосферу внимательного, почти археологического исследования. Каждый зал становится новой страницей, каждый экспонат требует смены режима восприятия: зрителю предлагается то разглядывать мелкие детали, то читать тексты, то соотносить увиденное с личным и культурным опытом.



Важным достоинством выставки является её многослойность, провоцирующая зрителя на интеллектуальную работу. Процесс восприятия творчества Белкина требует значительных усилий: необходимо постоянно переходить от одного уровня понимания к другому, от визуального к текстуальному, от формального к смысловому. Порой такой переход кажется сложным и даже болезненным, однако именно в этом заключается авторский замысел — показать, насколько непрост и многогранен процесс взаимодействия с памятью, как личной, так и культурной.

Финальный раздел экспозиции выполняет функцию своеобразного синтеза всего увиденного и пережитого. Здесь зритель сталкивается с произведениями, демонстрирующими всё разнообразие художественных техник и приёмов, используемых Белкиным. Отдельно представлены книги и журналы, свидетельствующие о многообразии творческих ипостасей художника, что помогает зрителю увидеть его творчество в более широком культурном контексте.



Подводя итог, можно утверждать, что выставка "Буквальные связи" — это не просто ретроспективный показ работ одного художника, а глубокое и многомерное исследование культурной памяти, предметности и идентичности, выполненное с академической скрупулёзностью и художественной изобретательностью. Творчество Анатолия Белкина демонстрирует удивительную способность искусства сопротивляться забвению, возвращать утраченное и создавать из фрагментов прошлого новое целое — современное и актуальное. Эта выставка является не только важным культурным событием, но и убедительным аргументом в пользу того, что искусство, даже работая с руинами и осколками, способно сохранять и передавать ценности, важные для понимания нашего настоящего.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть