Музеем года признан Нижегородский государственный художественный музей с формулировкой "За кардинальное обновление одного из старейших художественных музеев России, освоение новых тем и площадок". Реконструкция была проведена к 800-летию Нижнего Новгорода, праздновавшемуся в 2021 году. В числе мер по обновлению музея было расширение его площадей за счет освоения трех разных зданий города. В настоящее время художественный музей располагает следующими тремя корпусами: дом губернатора в кремле (экспозиция русского искусства), дом Сироткина (западноевропейское искусство) и новая территория (русский авангард). А также курирует выставочный зал в восстановленном историческом Манеже в Нижегородском кремле. Самым последним на сегодня открылось пространство на площади Минина и Пожарского, куда "въехала" коллекция русского авангарда из фондов музея. В ней 50 живописных произведений. Нижний Новгород после революции намеревался основать у себя музей живописной культуры, и для этого учреждения в город отправили работы крупных мастеров: "Импровизацию 4" Василия Кандинского, "Косаря" Казимира Малевича, "Кацапскую Венеру" Михаила Ларионова, "Белок" Наталии Гончаровой и двустороннее полотно Николая Синезубова. Оно написано в 1918–1920 годах: с одной стороны сюжет "Чаепитие", с другой — "Баррикада", или "Христос среди беспризорников".
Грозный. Фото: ГТГ
В номинации "Реставрация года" лидировала работа над картиной Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", осуществленная по заказу Государственной Третьяковской галереи группой сотрудников отдела реставрации масляной живописи XVIII — начала ХХ века во главе с Андреем Голубейко. Напомним, реставрация потребовалась после
нападения на картину в мае 2018 года, когда некий посетитель галереи ударил холст металлическим столбиком ограждения. Через 11 месяцев вандала приговорили к 2,5 годам колонии, засчитав ему срок в изоляторе день за полтора. В итоге сейчас осквернитель шедевра уже на свободе. Тогда как реставрация картины заняла четыре года и потребовала создания особых технологических условий. Полотно Репина вернут в зал Третьяковки только после изготовления для него антивандальной витрины.
Работа реставрационной группы отмечена наградой "За глубоко научный подход и новые технологические разработки в деле возрождения многострадального шедевра русской живописи".
Книгой года стал каталог под названием "Мельников/Melnikoff", подготовленный Музеем архитектуры имени А.В.Щусева. Вручение приза объясняется так: "За каталог выставки, который больше, чем она сама, представивший многолетний труд по изучению творчества гения архитектуры ХХ века". Сообщается, что издание не имеет аналогов в отношении полноты и точности отражения хронологии жизни Константина Мельникова, так как больше половины каталога составляют статьи о нем самом и его наследии. Несколько статей написаны зарубежными специалистами; это подчеркивает международное значение гения Мельникова. "Линия жизни" выдающегося зодчего ХХ века основана на расшифровках дневников архитектора, архивных делах и газетных материалах.
Героиней номинации "Личный вклад" стала Марианна Сардарова: коллекционер, меценат, основатель Фонда содействия развитию современного искусства Ruarts и галереи Ruarts. Фонд Ruаrts существует с 2003 года, а в 2021 году он получил новое здание. К сему моменту это помещение показало 11 выставок (сейчас проходит двенадцатая, исключительно женская, т.е. посвященная современным художницам) и приняло свыше 60 тысяч гостей.
Марианна Сардарова. Фото: Фонд RUARTS.
Специальный приз получил Международный выставочный проект, посвященный С. Щукину и И. Морозову: совместное детище Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Эрмитажа и Фонда Louis Vuitton. Напомним, в его рамках прошли такие выставки, как: "Коллекция Сергея Щукина. Шедевры современного искусства", Фонд Louis Vuitton (Париж, 22 октября 2016 — 20 февраля 2017); "Щукин. Биография коллекции", Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва, 19 июня — 15 сентября 2019); "Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры", Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, 23 июня — 6 октября 2019); "Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства", Фонд Louis Vuitton (Париж, 22 сентября 2021 — 3 апреля 2022); "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых", Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва, 28 июня — 30 октября 2022); "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина", Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, 26 июня — 30 октября 2022).
Проект замечателен не только размахом – хотя его охват потрясает: в каждой выставке было задействовано не менее 150 работ. Учитывалась также сложность интернациональной логистики и грандиозная стоимость экспонатов как в прямом смысле (любая картина стоит на рынке миллионы евро), так и в переносном, для мировой культуры. Важно и то, что под эгидой акции впервые были объединены произведения из коллекции Щукина и братьев Морозовых, хранящиеся в Эрмитаже и Пушкинском музее, что дало возможность ценителям искусства сопоставить собрания меценатов и определить художественную стратегию каждого из них. В дополнение к этому куратор парижских выставок Анна Бальдассари взяла на себя смелость включить в экспозиции произведения русских авангардистов из собрания Третьяковской галереи и из личных коллекций. Спецприз сопровождается пояснением: "За блестящую реализацию беспрецедентного международного проекта".
Подробнее хотелось бы остановиться на победителе номинации "Выставка года". Таковым стала акция "Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений", проходившая в Доме культуры "ГЭС-2" с 10 ноября 2022 года по 12 марта 2023 года.
Над мультижанровым проектом работала целая команда. Кураторы: Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Андрей Титов-Врублевский, Екатерина Чучалина, Елена Яичникова; архитектор Елизавета Сазонова, сценограф Александр Барменков. "Настройки-3" – соответственно, третья выставка в цикле мероприятий со схожими названиями (отличаются только номерами), ставящими себе цель визуализировать музыку. Но есть и коренное отличие. Первые два "выпуска", "Настройки" и "Настройки‑2", строились на сочинениях современных композиторов, наших земляков. "Настройки‑3" обратились к классике и переосмыслили семь созданных с ХII по ХХ век музыкальных произведений разных авторов, из которых только один русский: Дмитрий Шостакович. Каждому автору посвятили отдельный павильон, установленный в огромном пространстве ГЭС-2, отделанный в строгом соответствии с музыкальным смыслом.
Формулировка награждения такова: "За новаторский проект, предлагающий опыт синтеза классической и модернистской музыки, архитектуры и современного искусства". Кураторы пояснили, что всего в выставке участвовал 31 человек – как художники, так и музыканты. "В цветах павильонов закодированы максимальные значения звуковой волны произведений. Оттенки павильонов соответствуют самой высокой ноте каждого из сочинений. Интервалы колебаний звуковой волны задают ритм фасадов", - сказано в материале.
Павильон "Шуман". Фото: Даниил Анненков/ Дом культуры ГЭС-2
Здесь впервые в нашей стране соседствовали в одном пространстве работы Альберто Джакометти ("Серая фигура", 1957) и Фрэнсиса Бэкона ("Эскиз к портрету", 1953), обе принадлежащие к коллекции фонда V–A–C. "Эскиз" Бэкона стал частью инсталляции Urangst современной художницы Ирины Кориной. А первый павильон выставки отвели Арнольду Шёнбергу, автору идеи первого венского Общества частных музыкальных представлений. Полтора столетия назад он тоже был озабочен созданием идеальных условий для исполнения и восприятия музыки своего времени.
Любопытный "перформанс" придумали для посещения павильона Рихарда Вагнера, замыкающий выставку. Туда разрешалось входить не более чем по два человека зараз. Правило отсылало к манере короля Людвига Баварского слушать оперы композитора в отсутствие прочей публики. С 1872 года представления в Мюнхенском национальном театре давались для единственного августейшего зрителя.
Буквально за два дня до окончания выставки "Настройки-3" автору этих строк удалось ее посетить. Для начала я прочитала в буклете: "…"Настройки-3" обращаются к архиву классики и выбирают из него семь историй, которые складываются из музыкальных и художественных произведений. Для каждого сюжета отводится отдельный зал, где можно остаться со звуком наедине и, вслушиваясь в музыку и собственные ощущения от нее, почувствовать, как аудиоволны в сочетании с музыкальным искусством задают место, время и обстоятельства. Семь созданных с XII по XX век музыкальных произведений разных авторов, от Хильдегарды Бингенской до Дмитрия Шостаковича... откликаются в работах художников ХХ-XXI веков...: Ирины Кориной и Михаила Врубеля, Фрэнсиса Бэкона и Хироси Сугимото, Ирины Наховой и Олега Васильева, Наири Баграмян и Кирилла Глушенко". Затем пошла смотреть воочию. "Увидеть" аудиоволны не удалось, но то, что определенные музыкальные композиции сопоставлялись с условиями жизни и творчества музыкантов (чему яркое свидетельство павильон Вагнера!), было понятно. Теперь художники – "хозяева" визуальных эффектов, ибо сами композиторы уже ничего никому не скажут... Но лично у меня немногие визуально-музыкальные комплексы вызвали как рациональное, так и интуитивное понимание. По мне, логичного было не так и много. Скажем, у Шумана показался интересным пол с качающимися досками, бряцающими при ходьбе, точно клавиши рояля, но не получилось совместить музыку с немой трансляцией фильма с Бастером Китоном. У католической монахини Хильдегарды Бенгинской, прославленной как музыкант, поэт, философ и ясновидящая и уже в новом тысячелетии канонизированной, инсталляция называлась "Камуфляж". "Камуфляж" выражался буквально: обои в помещении были пестрые, как хаки, плюс к тому в декоративные цветы на стенном покрытии были вклеены искаженные мукой или любопытством лица. Согласно буклету, визуальный ряд сводился к "бытовому чистилищу". Клетчатые рыночные сумки брошены в "прихожей", там же висят шубы: по-видимому, это символизировало быстротечность земного бытия, благодаря которой жители земли просто "сидят на чемоданах". Периодически раздавался рингтон старой "Нокии" – вероятно, он означал "вызов" в горние сферы. Я задумалась, что бы католическая монахиня сказала о такой вольной трактовке чистилища?..
Павильон "Лист". Фото: Даниил Анненков/Аня Тодич/ Дом культуры ГЭС-2
Бетховен был снабжен зеленоватым освещением и современными проекторами и катушечными магнитофонами. Листа представляло пустое пространство с серо-стальными декорированными стенами – собственно, кроме "рифленого" декора стен в павильоне ничего и не было, и, по мне, этот холодный цвет, скорее, создавал впечатление замороженности, то есть заторможенности. Тогда как музыка Листа ассоциируется с анекдотом: надо играть быстро, быстрее, быстро как только возможно и еще быстрее. А долгожданный павильон Вагнера, олицетворяющий оперу "Лоэнгрин", представлял собой черно-белый прямоугольник со сценой или подиумом, уставленным колонками и украшенным единственным красным "окном" над ним. Сочетание черного и белого (и белые декоративные элементы), наверное, напоминало о судьбе несчастного заколдованного рыцаря-лебедя. Красный же – о страсти, заложенной в музыку. Мелодия Вагнера прекрасна, с этим не поспоришь.
Павильон "Штраус-Шёнберг". Фото: Даниил Анненков/ Дом культуры ГЭС-2
Более или менее визуально логичными мне показались инсталляции "Штраус-Шёнберг", объединяющие бессмертного автора вальсов и "культутрегера" Арнольда Шёнберга, к инициативе которого апеллируют нынешние креативщики. Имитация меблированной гостиной богатого дома просвещенных венских меломанов с несколько вычурной эстетикой оформления действительно похожа и по форме, и по настроению на эпоху Штрауса. И удачен был павильон Шостаковича – воспроизведение интерьера номера Дома творчества композиторов в Репино, где Дмитрий Дмитриевич написал последнюю в своей жизни Пятнадцатую симфонию. Советский стиль загородной гостиницы не очень соответствовал надрывной и мощной музыке композитора; но в пепельнице на столике лежали настоящие окурки, и это напоминало о творческих муках и бессонных ночах, когда рождаются шедевры… Мне кажется, что при всех современных тенденциях главное в искусстве – человеческие интонации, гуманизм и эмпатия.
Остается добавить, что партнерами XI Премии The Art Newspaper Russia стали группа компаний Pioneer, отель Ararat Park Moscow и премиальный сервис Ultima Яндекс Go. Генеральным партнером Премии The Art Newspaper Russia является ювелирная компания Mercury. Организаторы выразили ей благодарность.